Передержка длины выдоха на "ш".


Для удобства в начало произнесения "ш" можно поставить звук "т", который помогает дольше удержать дыхание и как-бы уплотняя последующий звук "ш".



выдох-пффф
пауза,
возврат дыхания

тшшшшшш….
пауза
возврат дыхания

( 4- 6 раз )

выдох-пффф
пауза,
возврат дыхания


Типичные ошибки.
1. Слишком рано, задолго до окончания произнесения звука "ш" распускаются губы, они должны быть слегка напряжены почти до конца звучания "ш". Поскольку после роспуска формы губ звучание очень быстро прекращается.
2. Передержка длины выдоха на "ш". В этом случае следствием является короткая пауза и судорожный возврат дыхания.

В системе трехфазного дыхания применяются специальные упражнения, направленные на расслабление мышц лица и челюсти. Приведем ниже два из них.

Упражнение на расслабление лица

Первое, беззвучное упражнение связано с расслаблением языка. Это упражнение используется, например, в аутогенной тренировке, поскольку от степени расслабления мышц лица зависит степень расслабления всего тела.
Упражнение выполняется в любом положении - лежа, сидя, стоя. После "пффф", паузы и возврата дыхания, слегка опускаем челюсть, чуть-чуть приоткрыв рот, и кладем на нижние зубы совершенно расслабленный язык.
Его кончик едва - едва высовывается изо рта. Воздух при этом произвольно выходит через нос или через рот.

Это же положение языка держится на паузе, затем лицо приводится в обычное состояние и осуществляется носовой возврат дыхания.

Упражнение может выполняться 3-4 раза подряд, однако по желанию его можно выполнять произвольное количество раз.

Типичные ошибки.
1. Иногда рот открывают не чуть-чуть, а очень широко. При этом оказывается невозможным расслабить мускулы нижней челюсти, поскольку они напряжены, а вследствие этого и язык расслабляется не полностью, так как ему передается напряжение нижней челюсти.
2. Язык высовывается слишком далеко вперед и на зубы ложится не его кончик, а почти середина языка. В этом случае язык расслабить также невозможно.

Расслабляющее "Ма"

Рассмотрим еще одно расслабляющее упражнение, способствующее хорошей релаксации мышц лица и верхнего плечевого пояса. Лучше всего выполнять это упражнение в положении сидя, но можно и лежа и стоя, кому как удобно.
Сядьте поудобнее. Выдохните на "пффф".

Дождитесь возврата дыхания. Слегка открывая рот произнесите в этот момент звуки "Мааа". Можно представить себе даже, что нижняя челюсть как- бы «отваливается» все ниже и ниже в процессе произнесения .звуков "…ааа…" Никаких напряжений мышц лица не должно быть. Губы собраны и слегка напряжены только в первый момент произнесения звука "М", затем они также расслабляются.

Сами звуки произносятся очень негромко без малейшего напряжения, причем "а" немножко "тянется", но не более 1-2 секунд. После этого рот должен остаться в раскрытом состоянии.
Вы почувствуете сильное расслабление языка и нижней челюсти, а также мышц шеи и предплечья. В процессе упражнения воздух спокойно выходит и через нос и через рот.

Выдержите естественную паузу с открытым ртом, а на возврате дыхания рот закройте.


выдох-пффф
пауза,
возврат дыхания

Мааааа…...
пауза
возврат дыхания

( 4- 6 раз )

выдох-пффф
пауза,
возврат дыхания

Постепенно, по мере укрепления дыхательной мускулатуры увеличивайте время расслабления. С самого начала выполнения упражнения не следует стремиться к большому времени состояния релаксации.

Не забывайте о "золотом правиле" йогов - последовательность и постепенность.


Учимся управлять грудным резонатором


В системе трехфазного дыхания большое значение придается правильному формированию звуков, которое в свою очередь делает голос человека красивым, приятным для восприятия, не гнусавым, сильным и четким. Одним из главных условий этого является развитие правильного, оптимального резонирования звуков.

Основой правильного звучания как речевых, так и певческих звуков является грудное резонирование. Очень хорошо и подробно об этом сказано в книге В.П.Морозова «Искусство резонансного пения» М. 2002.

Резюме дано на сайте: http://promo.ntv.ru/gordon/archive/11135/.

Принята следующая классификация резонирования звуков, произносимых человеком: звук, резонирующий и ощущаемый более в груди, характеризуется как грудной; звук, резонирующий выше гортани и ощущаемый как-бы в голове, считается головным; и, звук, резонирующий одновременно и в груди и в голове, называется смешанным.
Следует подчеркнуть, что грудное резонирование это не только благородство и красота звучания, а также условие формирования "правильного" звука на основе нижнереберно-диафрагмального дыхания, но это еще и "защита" голосовых связок от перенапряжения. Перефразируя известную итальянскую поговорку, о том, что следует петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом, можно утверждать, что произнесение звука без грудного резонирования - это убыстренная трата основного капитала, ускоряющая полное банкротство. Потеря грудного резонирования в речи, а тем более в пении очень быстро приводит к утомлению голосовых складок, голос садится, начинает "сипеть", "хрипеть", становится трудно произносить звуки.

Последнее ведет в лучшем случае к тому, что голосу требуется длительный отдых.
Правильное, т.е. прежде всего грудное резонирование любого звука - одно из средств, позволяющее, если и не целиком и полностью избежать, подобных катастрофических последствий, то по крайне мере существенно отдалить их, а также основательно облегчить дальнейшую восстановительную работу.
Поскольку рассматриваемый вопрос очень важен давайте, уважаемый читатель, немножко более подробно, чем в первой главе рассмотрим проблему резонирования человеческого голоса.
Резонаторной системой речевых органов считается находящаяся над гортанью надставная трубка, состоящая из полости глотки, рта и носа.
Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки: часть обертонов, сопровождающих основной тон, усиливается, а другая часть заглушается, чем создается специфический речевой тембр звуков. Рот и глотка как сдвоенный резонатор постоянно участвуют в произнесении каждого звука.

Именно поэтому речевой или точнее сказать головной резонатор не требует подробной работы над собой, не требует специальных тренировок, как инструмент, который всегда находится в работе.
В речи на русском языке носовой резонатор при правильном произношении без гнусавости включается лишь при образовании сонорных звуков "м" и "н". Самый неприятный на слух тип разговорного голоса - это голос, который использует только носовой резонатор. Этот голос характеризуется как "гнусавый", "чересчур высокий", "крикливый", "резкий". Звук, направленный только в нос, всегда кажется слишком завышенным, поскольку носоглотка, согласно своему анатомическому строению, резонирует только на высокие звуки. В таком звуке отсутствуют низкочастотные гармоники.

Такой голос быстро раздражает окружающих, пение таким голосом производит крайне неприятное впечатление.
Ощутить собственную "гнусавость" очень просто. Достаточно зажать нос пальцами и произнести несколько звуков.

Для лучшего "осознания" носового звучания, попросите проделать то же Вашего товарища или кого-нибудь из близких. Частое использование в речи носовых, "гнусавых" звуков является показателем неправильного использования своего голосового аппарата, неверно поставленного дыхания, а точнее, вообще не поставленного, и кроме того, может служить показателем болезни носоглотки.

Такому человеку следует обратиться к ортоларингологу.
В то же время, правильно пользоваться грудным резонатором умеют далеко не все, у большинства людей при разговоре он не "включается". Именно поэтому и необходима специальная тренировка "грудного резонирования". Правда, некоторые люди от природы имеют прекрасно "поставленный" грудной голос, звучащий мягко, мощно и красиво.

Для того, чтобы оптимально подключать грудной резонатор к произнесению каждого звука необходимо, прежде всего, иметь крепкие межреберные мышцы, крепкую диафрагму, гибкие и подвижные небо и гортань, и еще ряд условий. Короче говоря необходимо иметь развитый дыхательный аппарат.
Грудная клетка, при правильно организованном дыхании, является естественным резонатором звука. Ее природное расположение в форме купола, позволяет "окрашивать" звуки ( опять таки подчеркнем, только при правильном их образовании ) в низкие, приятные для слуха, грудные тона, богатые гармониками. Эмоционально насыщенный, мягкий, трепетный, теплый, густой звук виолончели Мстислава Ростроповича или Миши Майского - аналог звука, окрашенного грудным резонированием. Недаром Шаляпин говорил, что он "учится петь у виолончели".

Великий Карузо никогда, даже на самых верхних нотах не терял грудного резонирования. Поэтому на пластинках его тенор звучит почти как баритон, а "легкость" звучания труднейших высоких нот просто поразительна.
Известно, что сам резонатор не производит звука, он лишь усиливает некоторые из гармонических тонов, выделяя их таким образом в качестве спутников основного тона в общей звуковой картине. А само слово "резонанс" означает созвучие.

Под созвучием понимается появление дополнительных тонов ( или как их еще называют - гармоник ) при восприятии их на слух. Тембровое богатство голоса - это богатство дополнительных тонов, гармоник.



Содержание  Назад  Вперед