Децентрализация общественного производства


хозрасчетные государственные предприятия и учреждения перевести на положение экономически независимых колхозов, т.е. передать коллективам предприятий и учреждений все вопросы планирования, управления, ценообразования, оплаты труда, сбыта и снабжения. Государство же после этого должно не управлять этими децентрализованными хозрасчетными предприятиями и учреждениями как кооперативными и частными, так и государственными, а оказывать им в случае необходимости помощь (разумеется, речь идет не о денежных безвозмездных подачках) самого разнообразного характера: сообщать им о конъюнктуре на местном, национальном и мировом товарном рынках, о появлении на рынках новых видов техники и технологии, рекомендовать коллективам предприятий и учреждений вносить изменения в производст во выпускаемой номенклатуры и объема изделий, выдавать кредиты и т.д. и т.п.
Следует отметить, что децентрализация общественного производства предполагает не только резкое усиление экономической самостоятельности предприятий и учреждений и их объединений. Децентрализация общественного производства предполагает также и разукрупнение чрезмерно крупных предприятий и учреждений, и особенно их объединений.
В промышленности, строительстве, транспорте, торговле при децентрализации обществен ного производства окажется целесообразным разукрупнить крупные объединения предприятий на ряд самостоятельных хозрасчетных предприятий. А в сельской местности возникнет вопрос о разукрупнении крупных колхозов и совхозов, объединяющих до десяти и более сел, о разделении каждого из них на десятки кооперативных, семейных и частных хозяйств. Здесь важно одно: разукрупнение должно происходить исключительно по инициативе снизу, т.е. в самих коллективах совхозов и колхозов и их отделений. Никто сверху не должен препятство вать этому, но и никто не должен принуждать коллективы хозяйств к разукрупнению.
В одних местах разукрупнение, быть может, будет экономически целесообразным, в других - наоборот - экономически нецелесообразным. А в третьих местах, быть может, окажется экономически целесообразным дальнейшее укрупнение хозяйств. В каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться отдельно, индивидуально и в децентрализованном порядке теми коллективами, интересы которых он затрагивает. Всякое же вмешательство в этот вопрос сверху может лишь принести вред экономике этих хозяйств и всей страны.
Помимо децентрализации общественного производства (планирования, управления, ценообразования, оплаты труда, сбыта и снабжения и других экономических реформ: реформы налогообложения, отмены государственной монополии внешней торговли, отмены государственных дотаций хозрасчетным предприятиям и учреждениям, преодоления жилищного кризиса и др.), в советском обществе целесообразно проведение и других реформ и мероприятий социально-экономического и политического характера, которые гармонически дополнили бы экономические реформы.
Это отмена принудительного труда для заключенных, "тунеядцев" и т.д., замена принудительного социального страхования добровольным и индивидуальным социальным страхованием; замена всеобщего принудительного прохождения воинской службы добровольной воинской службой на договорных началах со сроком заключения договора на 5-10 лет; отмена смертной казни с заменой ее лишением свободы сроком от 15 лет до пожизненного заключения; отмена режима паспортной прописки с предоставлением всем советским гражданам свободы передвижения и жительства, включая выезд за границу и возвращение на родину; усиление борьбы с преступностью, в том числе в первую очередь с коррупцией и другими служебными преступлениями.
Все это вместе взятое способствовало бы росту авторитета, престижа советского и в целом социалистического общества и его социального строя, которые стали бы более привлекательными в глазах народов всех стран мира.
9. Социалистические реформы и Партия кооперативного социализма.
Советское общество нуждается в полном реформировании сверху донизу, по всем направлениям, во всех областях. Для этого необходимо осуществить в области социально-экономической:
Преобразование большинства казенно-бюрократических предприятий и


учреждений в кооперативно-социалистические, с предоставлением им полной самостоятельности, независимости от государства.
Введение на государственных предприятиях производственного самоуправления. Осуществление в государственном секторе децентрализации производства: управления, планирования, ценообразования, оплаты труда, сбыта и снабжения.
Организацию сектора семейных и частных хозяйств, предприятий, магазинов. Отмену ограничений их деятельности, кроме пользования наемным трудом.
Отмену государственной монополии внешней торговли. Предоставление коллективам всех предприятий и учреждений права самим вести торговлю, заключать коммерческие сделки с иностранными предприятиями и учреждениями.
Реформу налогообложения. Замену существующих налогов налогом на производственные фонды (арендной платой) и прогрессивным подоходным налогом.
Резкое сокращение численности бюрократии и количества бюрократических учреждений: министерств, государственных комитетов, управлений, отделов и т.д.
Переход от политики дотаций убыточным предприятиям и учреждениям к кредитованию.
Резкое сокращение общественных фондов потребления с одновременным повышением зарплаты и пенсий.
Разукрупнение крупных предприятий и их объединений.
Резкое расширение жилищного строительства. Благоустройство городов, поселков и сел.
Резкое расширение строительства и ремонта автомобильных дорог с твердым покрытием.
Улучшение охраны и возрождение природы и окружающей среды.
Организацию в широком масштабе производства разнообразной малогабаритной сельскохозяйственной техники.
Сокращение рабочих мест с вредными условиями труда и тяжелым физическим трудом посредством обложения их специальным налогом.
В области политической:
Предоставление всем гражданам реальной свободы слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, вероисповедания.
Предоставление всем гражданам права создавать новые организации, союзы, партии, в том числе опозиционные. Предоставление всем партиям неограниченной деятельности, уравнение их в правах с КПСС.
Предоставление гражданам свободного обмена информацией. Предоставление им права создавать независимые кооперативные издательства и типографии, выпускать независимые газеты и журналы, пользоваться радио и телевидением.
Проведение референдумов при принятии всех важных для страны, общества, народа решений, постановлений, законов.
Предоставление гражданам свободы передвижения. Отмену политического режима паспортной прописки. Отмену ограничений при выезде граждан за границу и возвращении назад.
Привлечение к судебной ответственности тех должностных лиц, которые подвергали граждан незаконным репрессиям и ограничивали их права.
Для осуществления вышеуказанных реформ и мероприятий сторонникам рыночного кооперативного социализма придется постоянно преодолевать сопротивление, саботаж реакционной и консервативной части бюрократии. Поэтому советским трудящимся необходимо противопоставить организованной и объединенной в КПСС бюрократии свою массовую организацию.
Необходимо стремиться объединить всех сторонников рыночного кооперативного социализма со всеми кооператорами и всеми левыми демократическими организациями, возникшими за последние годы и продолжающими возникать: политическими партиями, народными движениями и фронтами, обществами, клубами и союзами; необходимо их объединить в единую Партию кооперативного социализма, которая должна защищать своих членов, всех кооператоров и всех трудящихся от произвола бюрократии и ее бюрократического государства.
Партия кооперативного социализма должна добиваться от бюрократии проведения некоторых из перечисленных выше реформ и мероприятий, насколько это возможно в рамках государственно-бюрократического социализма.
Партия кооперативного социализма должна распространять свои взгляды среди всех трудящихся и их организаций с целью привлечения их в свои ряды.
Партия кооперативного социализма должна добиваться избрания своих представителей во все выборные органы власти.
Партия кооперативного социализма, ее организации и члены должны вовлекать в свои ряды всех тех трудящихся, которые стоят на почве рыночного кооперативного социализма, многопартийной демократии и межнационального содружества, ставя своей целью, помимо прочего, объединение всех европейских народов в добровольный союз европейских стран; а конечной целью - образование всемирного конфедеративного союза.
10. Условия перехода к высшей, производительной фазе (коммунизму).
Низшая, торговая фаза социалистического общества также неизбежно в процессе естественно-исторического развития общества уступит место высшей, производительной фазе, как и низшая, торговая фаза рабовладельческо-крепостнического и капиталистического обществ была заменена в свое время также производительной фазой.
В высшей фазе социалистического общества исчезнут децентрализованное



Содержание раздела