ОБЪЕМ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ


Она также меньше связана с официальной экономической деятельностью, чем в Италии или Гонконге. В Гонконге и Италии неформальный сектор является важной составляющей экономического роста. Эффективно работающая экономика Гонконга, ориентированная на экспорт, пVлучает прибыль за счет работы сети малых, нелегальных предприятий-производителей, которые продают свой товар через специализированные экспортно-импортные фирмы. Хотя теневики, занятые в теневом секторе, имеют низкую заработную плату, они пользуются бесплатными или недорогими услугами государственных учреждений.

В результате в Гонконге лица, занятые в теневом секторе, не отличаются крайней бедностью, низкой социальной защищенностью и не подвергаются эксплуатации, как в других странах. Кроме того, динамично развивающийся сектор экспортной торговли дает возможность неформалам иметь собственное дело (см. Portes et al.

1989:302; Castells 1984; Sit, Wong, and Kiang 1979).
В Италии 60-х годах процесс децентрализации экономики привел к росту теневого сектора и повышению общего объема экспортной торговли в центральных провинциях страны. Предприниматели, занимающиеся легальной экономической деятельностью, передавали субподряды на производство сырья лицам, занятым в теневом секторе, которые работали по принципу потогонной системы. Аналогичный процесс децентрализации прошел в Испании в начале 70-х годов при одновременном увеличении экспортной торговли, благодаря деятельности теневого сектора.

Неспособность воспользоваться преимуществами новых технологий привело в Испании к снижению производительности в теневом секторе и живучести потогонных условий труда на легальных предприятиях (Portes et al. 1989: 25).

3.0. ОБЪЕМ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.

Ученые и практики в основном согласны с тем, что неформальный сектор быстро расширяется, особенно в развивающихся странах10, но расходятся во мнениях о том, как измерить теневой сектор и его объем. Различные методы измерения дают огромные расхождения по одной и той же стране в один и тот же период времени11.

Методы сбора качественных показателей включают статистическое наблюдение за изучаемой совокупностью, официальный или полуофициальный опрос, данные обычно получают либо по одному предприятию, либо проводят обследование 12.
Количественные показатели определяют двумя методами: непрямым методом и методом моделирования. Непрямой метод основан на определении расхождения между ожидаемым уровнем спроса или оплаченных счетов (например, пользование электроэнергией, валюта, налоговые выплаты, расходы, занятость, операции) и уровнем фактического использования товаров и услуг. Для таких расчетов при определении объема теневого сектора используют один показатель; модель множественных показателей множественных причин (МИМИК) использует несколько таких показателей. Каждый метод, как количественный, так и качественный, позволяет получить ценную информацию о теневом секторе, но имеет недостатки, которые ставят под сомнение достоверность и надежность данных13.

Это, а также огромные расхождения результатов осложняет разработку методов измерения, проверку гипотез и выработку концепций, касающихся причин возникновения и путей решения проблемы теневой экономики.
По данным Инста и Шнейдера (Enste and Schneider) (1998), ВВП всех стран мира недосчитывается примерно 9 триллионов долларов из-за деятельности теневого сектора. В странах с развивающейся рыночной экономикой эта сумма составляет одну треть общего объема производства.

В следующей таблице показаны данные по занятости в теневом секторе.

Таблица 1. Занятость в теневом секторе в городах (по отдельным странам)

Страна
Год
Процент от общей занятости


Все-го

Муж-чины
Женщины
Боливия
1996
57

53
62
Чили
1997
30

32
27
Колумбия
1996
53

54
53
Берег Слоновой Кости
1996
53

37
73
Эквадор
1997
40

39
42
Эфиопия
1996
33

19
53
Гамбия
1993
72

66
83
Мадагаскар
1994
43

43
43
Мексика
1996
35

36
34
Перу
1996
51

50
52
Филиппины
1995
17

16
19
Южная Африка
1995
17

11
26
Объединенная Республика Танзания
1995
67

60
85
Уганда
1993
84

68
81
Источник: МОТ (1999: 6-7).



Средний объем теневой экономики в развивающихся странах, странах с переходным типом экономики и развитых странах, в процентах от ВВП, 1990-93


Страна

1990-1993
Развивающиеся страны
Африка
Нигерия и Египет
Тунис и Марокко

Центральная и Южная Америка
Гватемала, Мексика, Перу и Панама
Чили, Коста-Рика, Венесуэла, Бразилия, Парагвай и Колумбия

Азия
Таиланд
Филиппины, Шри-Ланка, Малайзия и Южная Корея
Гонконг и Сингапур




68-76%
39-45%


40-60%
25-35%


70%
38-50%
13%
Страны с переходным типом экономики

Страны бывшего СССР14
Грузия, Азербайджан, Украина и Белоруссия
Россия, Литва, Латвия и Эстония

Центральная Европа
Венгрия, Болгария и Польша
Румыния, Словакия и Чешская Республика



28-43%
20-27%


20-28%
7-16%
Развитые страны

Греция, Италия, Испания, Португалия и Бельгия
Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Франция, Нидерланды, Германия и Великобритания
Япония, США, Австрия и Швейцария




24-30%
13-23%

8-10%

Источник: Шнейдер и Инст (Schneider and Enste) (2000b).



4.0. ПОСЛЕДСТВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА.

Рост теневого сектора указывает на то, что где-то допущена ошибка – действующие законы и нормативы приводят к тому, что затраты на осуществление коммерческой деятельности слишком высоки. Наличие крупного теневого сектора имеет серьезные последствия для частнопредпринимательской деятельности, экономического роста и развития страны, а также для укрепления демократии. Эти выводы полезно знать политическим деятелям, правительственным чиновникам, предпринимателям и служащим, занятым в легальном и теневом секторах экономики, профсоюзам, а также международным и региональным организациям.

В этом разделе обсуждаются пагубные последствия высоких операционных издержек и существования крупного теневого сектора, а также объясняются причины, по которым они должны привлечь пристальное внимание представителей всего общества в целом.

4.1. Недемократическая система принятия решений и необоснованная политика.

Поскольку лица, занятые в теневом секторе, работают подпольно, у них нет возможности довести до сведения правительственных чиновников свои заботы и опасения,15 и поэтому проводимая политика мало отвечает их потребностям16. Кроме того, отсутствие у них прав собственности способствует тому, что право принимать экономический решения концентрируется в руках небольшой верхушки, контролирующей политику правительства и большую часть экономической деятельности через монополии или олигархов17.

Такая система ослабляет так называемый механизм сдержек и противовесов, подрывает деятельность потенциальной оппозиции правительству и ответственности правительства перед общественностью и населением, что несет угрозу демократии (Louw 1996)18.
Поскольку производство в теневом секторе не отражается в официальной статистике, государственные органы политического управления и регулирования, работа которых определяет жизнь нации в целом, не имеют данных об экономической деятельности значительной части населения. Это приводит к неправильным политическим решениям. Например, требования программ социальной помощи безработным, зарегистрированным в государственных органах занятости, которые при этом продолжают работать в теневом секторе, могут не соответствовать реальному уровню доходов этих людей и должны быть ориентированны на более бедные слои населения, которые нуждаются в помощи больше, чем лица, занятые в теневом секторе (Farrell et al.

2000:393). Кроме того, большая утечка капитала в теневой сектор осложняет управление макроэкономическими процессами.

4.2. Негативное воздействие на систему распределения ресурсов и снижение производительности труда.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках установленных законом правил, отличается рациональностью: предприниматели используют кадровые и финансовые ресурсы так, чтобы свети к минимуму производственные издержки. Если законодательные и надзорные рамки не способствуют эффективному использованию ресурсов, то экономика не способна максимально развивать свой производственный потенциал.
Это может происходить различными путями. Если государство устанавливает слишком высокую цену покупки лицензии на частное предпринимательство, это идет на пользу лишь тем, кто имеет значительные финансовые ресурсы, но может не быть эффективным производителем, и наносит ущерб лицам, начинающим новое дело с ограниченными ресурсами, которые могли бы работать более эффективно.

Аналогичным образом, если государственные чиновники имеют право по своему усмотрению выдавать лицензии на предпринимательскую деятельность, такие лицензии могут быть выданы их друзьям или состоятельным лицам, а другие их не получат; это препятствует появлению новых конкурентоспособных предприятий и снижает общую продуктивность экономики.



Содержание  Назад  Вперед