Дилерские сбытовые сети


С позиции дилерства следует отметить, что впервые в российском законодательстве была сделана попытка определить все объекты собственности, включая и объекты интеллектуальной собственности (ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания). Также были приняты «Патентный закон РФ», Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». В указанных законах впервые были определены подробные признаки каждого из объектов интеллектуальной собственности, порядок установления прав на них, использования, передачи другим лицам, способы защиты прав собственника в случае их нарушения.
Важное значение для дилеров имеет Закон РФ «О защите прав потребителей», который регулируют отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями и продавцами; а также устанавливает права потребителей, получение информации о товарах и об их изготовлении (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Из законов, определяющих условия хозяйственной деятельности, следует отметить Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В нём устанавливаются количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг (предельная доля любого хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара в соответствии со статьей 4 Закона не может превышать 35%), запрещает навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Также очень важно положение о недобросовестной конкуренции, к которой относится в частности, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.
Важным элементом в правовом регулировании хозяйственной деятельности является законодательство о порядке разрешения споров. Нормативными актами, определяющими порядок разрешения хозяйственных споров, в которых могут оказаться в качестве сторон дилер и фирма-производитель, являются Закон РСФСР «Об арбитражном суде», «Арбитражный процессуальный кодекс РФ» и «Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров».
Особая группа законов определяет налоговую систему в РФ. Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, определяются Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Готовится к принятию «Налоговый Кодекс РФ».
В непосредственной близости к налоговой системе по степени её влияния на развитие предпринимательства находится финансово-кредитная сфера. Существовавшая в России десятки лет государственная монополия на финансово-кредитные операции упразднена и в настоящее время уже сформировалась двухуровневая система, в которой верхний уровень представлен Центральным банком России, а нижний - сетью коммерческих банков. Для всех учреждений характерно преобладание краткосрочных кредитов.
Важное значение имеет и нормативная база, регулирующая внешнеэкономическую деятельность предприятий. До 1988 года, операции с иностранными партнёрами в СССР осуществлялись только через всесоюзные внешнеэкономические объединения при МВЭС СССР и отраслевые союзные министерства, в которых были сконцентрированы опытные специалисты, сложились долговременные связи с инопартнёрами, но они никогда не работали на конкретного потребителя, что породило у предприятий комплекс недоверия к этим структурам. А это, в свою очередь, привело к хаосу в реализации экспортно-импортных операций.


Жёсткую централизация всех внешнеторговых операций можно объяснить попыткой создания тепличных условий, ограждающих национальных производителей от конкуренции иностранных товаров. Однако изоляция производителей от внешнего рынка имеет очень серьёзные негативные последствия. Подавляется их инициатива и предприимчивость, отсутствие соревнования подрывает стимулы к научно-техническому прогрессу и повышению качества продукции.
С переходом России к рыночной экономике, государственная монополия внешней торговли в России была разрушена. Постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1989 года №203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» было закреплено правило, согласно которому лишь ограниченный круг организаций получал право с разрешения МВЭС СССР осуществлять такую деятельность. А Указ президента №213 от 15 ноября 1991 года «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» разрешил всем зарегистрированным на территории России предприятиям и объединениям, независимо от формы собственности, осуществлять внешнеэкономическую, в том числе и посредническую деятельность.
Результатом стало значительное расширение прав и ответственности фирм, повышение заинтересованности производителей продукции в расширении выпуска высокоэффективных товаров, поиск новых каналов сбыта, снижению издержек производства, наиболее экономному использованию ресурсов.
Говоря о правовых документах, регулирующих деятельность дилеров, необходимо сказать о важной роли малых предприятий в функционировании дилерских сетей. Развитие дилерской сбытовой сети не может происходить без их участия. Малые предприятия, в свою очередь, нуждаются в поддержке. А основа поддержки состоит в переплетении государственной и интеграционной подсистемы. Интеграционная подсистема заключается во взаимодействии с крупными предприятиями.

Государственная поддержка же в первую очередь заключается в принятии законов. В настоящий момент законодательство в России нестабильно: во - первых, происходит постоянное изменение правил поведения предприятий (особенно в области налогообложения и внешнеэкономических связей). Во - вторых, существуют многочисленные законодательные пробелы -дефицитность правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности.

В - третьих, - в отсутствии чёткой регламентации того, какие правоотношения следует регулировать различными категориями правовых актов (федеральный закон, президентский указ, правительственное постановление, ведомственный норматив). В - четвёртых, - в невыполнении уже имеющихся законов, в появлении на федеральном и региональном уровнях правовых актов, противоречащих друг другу, существенно сдерживающих развитие предпринимательства и затрудняющих выход на новые региональные рынки. В - пятых, - в отсутствии реальных механизмов защиты мелких предприятий от произвола и некомпетентности чиновников.

Также важно учесть влияние на малый бизнес налогового законодательства.
Дилерские сбытовые сети способствуют эффективному взаимодействию мелкого и крупного бизнеса. Учитывая важность взаимодействия малого и среднего бизнеса в доведении товара до конечного пользователя, целесообразно рассмотреть механизм этого взаимодействия.

















Содержание раздела