Конструктивные элементы хозяйственного механизма


В-четвертых указывается на достижение высокого уровня внутрифирменного планирования (мы бы сказали оптимального программирования) как необходимой формы функционирования крупных корпораций, трестов, производственных объединений и других хозяйственных образований. В-пятых, не отрицается роль государственного регулирования, которое, по мнению автора, должно согласовываться с коммерческой деятельностью фирм, а на самом деле образующим главный конституирующий признак подлинно научного руководства общественным хозяйством в целом.

В-шестых, указывается на согласование личных и коллективных интересов трудовых систем и общества в целом, а в этом согласовании - стержень рационального ведения хозяйства. В-седьмых, отмечается необходимость единства материальных и моральных стимулов трудовой деятельности, а они-то как раз и образуют основу ценностных форм ведения хозяйства, если учесть многообразие мотивов и стимулов, которыми руководствуются работники в своей повседневной хозяйственной практике.

И, наконец, в-восьмых, отмечается необходимость политико-правового регулирования деятельности фирм, а в более широком понимании и всего хозяйственного механизма. Вместе с тем, приведенные определения и попытка "конструирования" хозяйственного механизма страдают серьезными недостатками. Во-первых, способ ведения хозяйства автор связывает прежде всего со свойственными ему технико-экономическими отношениями, забывая о том, что действие экономических законов связано прежде всего с социально-экономическими отношениями, базирующимися на тех или иных отношениях собственности: "система хозяйствования" есть прежде всего социально-экономическая наука, базирующаяся на производственных отношениях людей, всей гаммы их жизнедеятельности в сфере хозяйствования. Во-вторых, автор правильно связывает способ ведения хозяйства с рыночными формами организации производства, но это значительно сужает область функцинирования хозяйственного механизма.

В социально-экономических отношениях отражаются сущностные особенности хозяйствования, ибо отношения собственности, как мы уже неоднократно подчеркивали, есть "высшая власть" в экономике. Без отношений собственности невозможно эффективное функционирование хозяйственного механизма, а тем более согласование потребностей и интересов как внутри отдельных хозяйственных образований, так и в обществе в целом.
Совершенно очевидно, что автор связывает действие экономических законов с только рыночными формами организации производства. Он по существу повторяет старую ошибку - отождествление производственных отношений с рыночными отношениями, с товарным хозяйством. Не случайно весь учебник А.Ф.

Шишкина "Экономическая теория" посвящен рыночной экономике, как будто не существует других форм социально-экономической организации производства. Он даже не упоминает об "экономическом плюрализме" как своего рода аналоге смешанной экономики, хотя во всех западных учебниках смешанная экономика занимает центральное место.

В рыночной организации производства автор видит панацею от всех зол и не видит недостатков этой формы организации производства. Поэтому его тезис о государственном регулировании повисает в воздухе: он не несет в себе никакой особой нагрузки.
Конструктивные элементы хозяйственного механизма не могут замыкаться только на рыночных формах организации производства. Они весьма разнообразны и состоят в многочисленных формах конструктивного использования экономических законов в конкретных формах их проявления.

Так, Л.И. Абалкин пишет: "Когда речь идет о хозяйственном механизме, то имеется в виду конкретная форма проявления сознательного использования экономических законов применительно к особенностям данного политического этапа, данной страны, той или иной отрасли народного хозяйства.37
Из этого определения следует, что при сознательном использовании экономических законов следует учитывать как политическую ситуацию, так и национальные особенности страны, ее исторические традиции, а также особенности отраслевой структуры народного хозяйства. В последние годы Л.И. Абалкин в особенности настаивает на учете национальных особенностей России, ее государственного устройства, национального экономического мышления.



В нашу задачу как раз и входит показать особенности отраслевой структуры русского народного хозяйства, тенденций их развития, конкретных форм сознательного использования экономических законов в современной многоук ладной экономике.
При этом решающее значение имеет многовековая традщ преобладания в экономике России государственного сектора государственного регулирования народным хозяйством. Это не имеет ничего общего с превознесением рыночных форм органм зации производства, и правовые формы регулирования должна опираться прежде всего на учет многообразия хозяйственных форм, складывающихся в разных отраслях народного хозяйства при ведущей роли государственного сектора. Это до недавнего времени связывалось с особенностями хозяйственного механизма социализма, хотя всемерное огосударствление хозяйственной деятельности и даже сферы услуг себя полностью дискредитировало.

Но "государственный социализм" - это не централистический социализм марксистского типа, а принципиально новое образование, связанное с господством хозяйственной бюрократии, не имевшей ничего общего с национальными интересами России. Тем не менее государственное регулирование составляет отличительную особенность использования экономических законов и правовых норм в хозяйственной системе социализма.
На наш взгляд, эта особенность справедливо подчеркива--лась в определении хозяйственного механизма, которое давалось в последнем советском учебнике по политической экономии:
"Хозяйственному механизму принадлежит важнейшая роль в функционировании и развитии народного хозяйства. В общей форме он представляет собой не что иное, как управленческую и регулирующую подсистему экономической системы социализма, Хозяйственный механизм - это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом конкретно складывающейся обстановки".38
В этом определении совершенно справедливо хозяйственный механизм рассматривается как управленческая и регулирующая подсистема экономической структуры общества. Точно также справедливо указывается на наличие организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество регулирует народное хозяйство.

При этом не забываются и экономические законы, использование которых должно соответствовать конкретно складывающейся обстановке.
Самое главное в этом определении - это указание на методы и явления, с помощью которых общество достигает своих целей. Организационные структуры и правовые нормы должны выполнять управленческую и регулирующую функцию, а это вполне согласуется с рациональными формами хозяйственного механизма.
Указание на организационные структуры, обеспечивающие управленческую и регулирующую функцию, имеет исключительно важное значение. Конкретные формы хозяйствования должны закрепляться в совокупности организационных структур, делающих хозяйственный механизм подлинной подсистемой экономической структуры общества.

Методы управления могут быть весьма разнообразными - в зависимости от конкретно складывающейся обстановки, но в них заложены коренные свойства рационального хозяйственного механизма. Единственное, в чем можно упрекнуть авторов учебника - это отсутствие указаний на целесообразность и целенаправленность методов управления, ибо именно здесь заложены коренные особенности рационального хозяйственного механизма, - тем более, что авторы говорят о социализме.

А социализм - это единая целенаправленная система, в которой высшая цель связывает направление ее саморазвития.
Рациональный хозяйственный механизм как подсистема экономической структуры общества, разделяет общие свойства этой структуры и прежде всего целенаправленность развития. В этом смысле указанный механизм - кибернетическая система, отличительной особенностью которой является комплексность методов управления и регулирования в соответствии с заранее заданными целями.

Целесообразность пронизывает всю экономическую структуру общества сверху до низу, и она лежит в основе сознательных целей, которые ставят люди перед общественным производством. Поэтому целенаправленность развития составляет отличительную черту рационального хозяйственного механизма, как подсистемы экономической структуры общества и механизмов ее функционирования и развития.

Рациональность - это общее свойство экономической структуры общества и всех подсистем, включая и организационные формы хозяйственного механизма и органически присущих ему методов управления и регулирования.
Наиболее удачным нам представляются трактовки функций и содержания хозяйственного механизма, которые дает профессор В.М. Агеев: "Хозяйственный механизм - это совокупность организационных, экономических и правовых структур, форм и методов хозяйствования, обеспечивающих функционирование экономической системы.



Содержание раздела