Многоуровневая система управления


- смешанная экономика является сложной системой, причем ее сложность не сводится к чисто количественным характерц. стикам, таким, например, как обилие элементов, множественность их взаимосвязей, многообразие выпускаемых продуктов и т.п. Она является прежде всего структурной, определяется разнообразием функций ее элементов, участием каждого из них в деятельности различных подсистем. Это объективно предполагает необходимость использования принципа иерархии (многоуровневости) при построении систем и методов управления ими.

Причем сложность экономики требует использования этого принципа одновременно в различных аспектах (отраслевом, региональном, функциональном) и ставит проблему согласования решений на соответствующих уровнях и подсистемах.
Главная задача этого согласования - обеспечить единство народнохозяйственных и локальных экономических интересов в соответствии с принципом: то, что необходимо обществу в целом, должно быть выгодно каждой его отдельной хозяйственной ячейке;
- характер труда на достигнутой стадии развития требует осуществления принципа материальной и моральной заинтересованности работников и первичных трудовых коллективов в результате труда. Он экономически реализуется прежде всего в оплате по труду и по собственности и хозяйственном расчете, основанном на самоокупаемости и комплексном использовании экономических рычагов (цен, прибыли, экономических нормативов), которые являются инструментами, призванными обеспечить не только учет народнохозяйственных затрат труда и материальных ресурсов, но и их экономию, стимулировать хозяйственные звенья на поиск наиболее эффективных путей использования этих ресурсов.
Многоуровневая система управления предполагает разделение функций между центральными управляющими органами и низовыми хозяйственными звеньями. В силу сложившегося между ними механизма разделения "управленческого труда" даже при переходе к "экономическому плюрализму" за центральными управляющими органами остаются некоторые важнейшие функции управления, которые идут по следующим двум направлениям:
- разработка общих управляющих параметров (законов, постановлений, указов Президента и т.п.), включая сюда механизм формирования социально-экономических целей, выявления интересов различных социальных групп, стратегию использования ресурсного потенциала, законодательное оформление отношений между отраслями и регионами, разработку народнохозяйственных программ, регулирование междустрановых отношений и т.п.;
- доведение управляющих параметров до исполнителей, включая вопросы создания непротиворечивой системы разного рода показателей оценки затрат и результатов в народном хозяйстве и организации эффективной заинтересованности хозяйствующих субъектов и каждого трудящегося в максимальном содействии удовлетворению общественных потребностей, с предоставлением им возможностей для осуществления хозяйственной инициативы в направлении поиска наиболее эффективных путей реализации общественных интересов, выявления внутренних резервов и т.п.
При этом центральным вопросом является проблема о мере сочетания централизации и децентрализации в принятии экономических решений на всех уровнях хозяйственной иерархии - от министерства до рабочего места, как обеспечить наиболее рациональное сочетание общих управляющих параметров с экономической самостоятельностью отдельных хозяйственных звеньев, причем хозрасчетными должны быть не только предприятия, но и органы, объединяющие и управляющие предприятием на основе материальной ответственности за принимаемые экономические решения, затрагивающие жизненные интересы трудовых коллективов. При этом нужно количественно всесторонне обосновать и экспериментально проверить оптимальные методы использования экономических рычагов управления разного рода отраслевыми и межотраслевыми комплексами, отдельными предприятиями, ибо от того, какие в новых условиях будут установлены взаимоотношения предприятий с госбюджетом, какие будут нормы отчислений от прибыли, плата за фонды, рентные платежи и т.п. зависит рациональное использование фондов предприятий и увеличение выпуска продукции, увязка выпуска продукции со спросом и повышением ее качества рение технического прогресса и развитие новых произвп °' повышение рентабельности и эффективности использований новных фондов и оборотных средств и т.п.


В зависимости от широты границ предоставляемой инип тивы в практике должны использоваться различные оценочнные показатели и системы стимулирования, предоставляющие относительно широкую самостоятельность объектам управлени Эти рычаги зачастую объединяют в отдельную подсистему пол общим названием "экономический механизм" в узком смыслр слова, имея в виду использование управляемыми объектами широких возможностей в использовании товарно-денежного механизма и самодействия в рамках общей оптимизируемой хозяйственной системы. В рамках "хозяйственного механизма" все более ярко поступает объективная необходимость развития товарно-денежных отношений между предприятиями: она рассматривается как механизм поддержания оптимального режима функционирования всей экономической системы в условиях развитого самодействия ее производственных звеньев.
Элементы самодействия (с использованием ценностного механизма) допускаются и используются в оптимальной системе на самых различных уровнях:
1) при формировании народнохозяйственного критерия оптимальности в части потребностей членов общества, удовлетворяемых в индивидуальном порядке (с помощью товарно-денежного механизма происходит выявление реальных потребностей населения);
2) при взаимоотношениях между предприятиями и производственными объединениями одного уровня иерархии в процессе реализации общих управляющих параметров, между регионами и межотраслевыми комплексами в рамках общих "инструкций и законов", регулирующих отношения между ними;
3) в системе стимулирования различных звеньев народнохозяйственного механизма, внутри первичных трудовых коллективов при распределении валового дохода предприятия в зависимости от их вклада в общий валовой доход, а также в конечный полезный эффект деятельности данного коллектива;
4) во взаимоотношениях трудовых коллективов с вышестоящими организациями на основе отчислений от прибыли и платности за предоставленные ресурсы и т.п.
Более широкое использование товарно-денежных отношений предполагает также, что финансовые органы должны не только заботиться о пополнении государственной казны, но и проявлять постоянную заботу, инициативу в стимулировании производства и реализации продукции. В еще большей мере это касается кредитной системы, которая должна обеспечивать бесперебойный процесс воспроизводства и стимулировать хозяйственную деятельность предприятий, объединений и самих производственных комплексов.

Кредитование на льготных условиях, особенно в агропромышленном комплексе, должно получить равные стартовые экономические условия для свободного конкурентного механизма для различных форм организации производственной деятельности и многообразных хозяйственных форм, базирующихся на разных формах собственности От кредитования много зависит создание ныне новых форм взаимоотношений между предприятиями и объединениями и их взаимоотношений с внешней рыночной средой. Ценностной механизм должен обеспечить такой характер саморегулирования (самонастройки) производственных объектов, при котором достигается выход народного хозяйства, т.е. всей совокупности этих объектов, на оптимум с точки зрения единого общественного критерия.

Иными словами, должна обеспечиваться такая свобода хозяйственной деятельности, при которой достигается единство общественных и индивидуальных интересов.
Под экономическим саморегулированием ("самонастройкой") мы понимаем способность объектов нижних уровней народнохозяйственной иерархии, например предприятий, объединений, акционерных обществ, колхозов, фермерских хозяйств и т.п. осуществлять управление своими экономическими функциями самостоятельно, в рамках общих ("сквозных") управляющих параметров (инструкций, распоряжений, законов, юридических норм), задаваемых из единого центра на целевой стадии управления. Разумеется, эта самостоятельность имеет не абсолютный, а ограниченный характер. Масштабы и направленность процессов саморегулирования определяются управляющими органами путем изменения условий хозяйствования, которые строятся и совершенствуются исходя из объективных возможностей общества, степени развития его производительных сил и уровня познания действия его экономических законов.

Условия хозяйствования, будучи объективным выражением высших общественных интересов и целей, предопределяют субъективное поведение объектов нижних уровней народнохозяйственной иерархии. Тем самым степень соответствия субъективного поведения, допустим, предприятия объективным потребностям общества зависит от того, насколько полно и точно выражают условия хозяйствования общественную необходимость.
В плане решения чисто практических, так сказать дневных задач регулирования и управления такое членение несомненно удобно. Оно в известной степени отражает уже сложившуюся специализацию управленческих кадров (несмотря на их постоянную перестановку), что также немаловажно в деле реализации принципов управления народным хозяйством.



Содержание раздела