Потенциал научно-технического прогресса в природопользовании региона


6.3. Потенциал научно-технического прогресса в природопользовании региона
Для раскрытия потенциальных возможностей НТП следует определить границы взаимосвязи НТП с охраной окружающей среды.
На предприятиях промышленности накопилось и ежегодно накапливается большое количество твердых и жидких отходов. От переработки нефти количество отходов составляет до 0,64, в том числе жидких - 0,48, твердых - 0,16.

Эти отходы подлежат рациональному использованию в химической промышленности, в строительстве и других отраслях народного хозяйства.
Экономика НТП в природопользовании должна полнее отражаться в показателях общественной трудовой деятельности, которая участвует в формировании социально-экономической сущности охраны природы. Программно-целевой подход к анализу экономики природопользования дает возможность составлять региональные планы рационального использования и воспроизводства ресурсов, а также охраны окружающей среды в системе общественного труда в условиях рынка.
НТП, характеризующий современное развитие экономики, качество окружающей среды и определяющий степень взаимоотношений общества и природы, ведет к следующим результатам:

  • расширению объема потребления и увеличению состава используемых природных ресурсов, увеличению производственных отходов и оттоков тепла, распространению электромагнитных и звуковых волн в окружающей среде;
  • росту уровня загрязнения различными газами, твердыми частицами и туманообразными соединениями атмосферного воздуха;
  • чрезмерному загрязнению вредными ингредиентами, содержащимися в промышленных, сельскохозяйственных, бытовых отходах и стоках естественных водоемов;
  • росту площадей, занятых карьерами открытой разработки рудных ресурсов, отвалами пустой породы и т.п.;
  • сбору нагретых промышленных вод в специальные источники, а также повышению излучения тепла промышленных и коммунально-бытовых установок в атмосферу;
  • загрязнению окружающей среды всеми видами транспорта, в том числе морским;
  • использованию во все возрастающем количестве различных химических удобрений, ядохимикатов в сельском, лесном и других отраслях хозяйства;
  • росту урбанизации, оттоку населения из сельских местностей в города;
  • нарастанию массовой рекреации, которая стимулируется растущей урбанизацией.

Отставание в развитии НТП, нарушение и распад взаимосвязи экологических систем под влиянием перечисленных основных моментов способны вызвать необратимую инверсию окружающей среды. Вот почему охрана окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов становятся делом общенародным, делом людей всей планеты.
В соответствии с комплексным развитием экономики природопользования выделяются три уровня управления: краткосрочное - для локального, экстренного предотвращения загрязнений окружающей среды; среднесрочное - для регионального, комплексного использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды; долгосрочное - для глобальных мероприятий международного масштаба.
В процессе прогнозирования развития НТП и комплексного решения задач охраны природы природные ресурсы подразделяются на воспроизводимые (растительные и животные сообщества, плодородие земли, лес), невоспроизводимые (климатические условия, ресурсы поверхностных вод, земляная кора), запасы (полезные ископаемые и т.п.). Подобное деление природных ресурсов является условным, так как НТП в регулировании и использовании не воспроизводимых природных ресурсов ведет фактически к их частичному воспроизводству.



Современный НТП в народном хозяйстве все более расширяет возможности воспроизводства природных ресурсов и условий.
Прогнозирование и долгосрочное комплексное планирование НТП и важнейших показателей освоения использования природных ресурсов и охраны окружающей среды имеет межотраслевой характер. В первую очередь рассматриваются показатели развития НТП в отраслях сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности.
Оценка последствий реализации НТП и природоохранных мероприятий невозможна без системного подхода к решению проблемы и системного анализа эколого-экономических, технико-экономических, экономико-демографических и экономико-организационных взаимосвязей.


При комплексном планировании НТП в природопользовании весьма важно изучение эколого-экономических, технико-экономических, социально-экономических, экономико-демографических и экономико-организационных взаимосвязей, что возможно лишь при интеграции ряда наук. Основные направления в изучении проблем - это ранжировка групп лидирующих
научных дисциплин, связанных проводимыми сопряженными исследованиями.
Сущность НТП в области политики окружающей природной среды можно охарактеризовать следующими показателями: 1) оценка уровня НТП и состояния окружающей среды и интенсивности ее загрязнения; 2) разработка рабочего плана осуществления политики в области рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды; 3) определение финансовых нужд для охраны, преобразования и восстановления окружающей природной среды и их последующее включение в местные, районные и национальные бюджеты; 4) правовые основы и стандартные уровни загрязнения окружающей природной среды, принципы использования природных ресурсов; 5) осуществление политики в области охраны окружающей среды органами общественной администрации и общественных организаций; 6) научные основы политики в области охраны окружающей среды; 7) специальное обучение; 8) пропаганда проблем, связанных с окружающей средой.
Политика в области охраны окружающей среды зависит от уровня социально-экономического развития той или иной страны. Программы охраны окружающей среды должны быть увязаны с годовыми и многолетними комплексными перспективными задачами развития НТП и бюджетами на местном, региональном и национальном уровнях.
План социально-экономического развития, если в нем приняты во внимание комплексное использование ресурсов, воспроизводство и охрана окружающей природной среды, должен учитывать рост сельскохозяйственной, промышленной продукции, увеличение количества произведенной энергии, расширение сети транспорта и сферы обслуживания, повышение бытового комфорта, условий работы.
Превышение предельно допустимых уровней загрязнения должно отражаться на экономике предприятий, ставших источниками загрязнения окружающей среды: рациональное и экономное использование природных ресурсов необходимо стимулировать всевозможными формами поощрения.
Возникает проблема управления экономикой природопользования. И здесь необходимо использовать следующие принципы:

  • комплексность взаимосвязей: с одной стороны, экологических, а с другой - экономических, социальных, демографических и организационных;
  • замкнутость перечисленных взаимосвязей;
  • миграция ингредиентов в окружающей среде;
  • преемственность и последовательность проявлений всей совокупности взаимосвязей эколого-экономической системы;
  • натуральная оценка и системный анализ последствий антропогенного воздействия на качество окружающей среды.

Положив в основу управления НТП и охраной окружающей среды указанные принципы, мы можем разрабатывать алгоритмы оптимального управления и методы допустимого порогового воздействия на окружающую среду как составную часть эколого-экономической системы.
Основными функциями управления развитием НТП и охраной природной среды являются планирование, организация, контроль, регулирование, учет и др. Каждая функция включает функции более низкого (дифференцированного) ранга.

Одним из главных методов управления развитием НТП и охраной природной среды можно принять метод структуризации функций управления. Он состоит из следующих этапов:

  • первый - разработка модели представления системно-структурных блок-схем связей с указанием направленности информационных потоков;
  • второй - определение системы важнейших показателей управления НТП и охраной природной среды, их классификация по иерархическим уровням в народнохозяйственном планировании;
  • третий - определение стратегии управления и ранжировка факторов по доле их вклада в решаемую проблему;
  • четвертый - нахождение адекватных моделей развития НТП, на основе которых выбираются пути оптимального управления качеством окружающей среды;
  • пятый - разработка РЭЭС природопользования, составным блоком которых должен быть блок управления качеством окружающей среды;
  • шестой - разработка системы нормативных показателей управления качеством окружающей среды.

Целевыми функциями в решении задачи управления развитием НТП и охраной окружающей природной среды на государственном уровне будут минимум совокупных потерь (ущерба) в народном хозяйстве и обществе, минимум рентабельности природоохранных мероприятий, максимум сопряженности отраслевых и региональных плановых показателей.



Содержание раздела