Менеджмент региональной эколого-экономической системы
Глава 7
Менеджмент региональной эколого-экономической системы 7.1. Особенности формирования информационной базы
Для понимания сущности управления эколого-экономическими процессами, в том числе и процессами в эколого-экономических системах, необходимо системно-статистически рассмотреть сам объект управления в целом, регион или безотходный территориально-производственный комплекс (ТПК), в котором протекают взаимосвязанные процессы: создание продукта труда при существующих технологии, технике управления и развитие безотходного ТПК основных производств и производства промежуточного продукта, а также расширение возможностей технологии и техники, совершенствование управления РЭЭС. Системно-статистический подход базируется на анализе, берущем начало от метода исследования операций. Он предусматривает установление приоритетности целей и сосредоточение внимания на построении целого в отличие от построения компонентов или подсистем, т.е. позволяет четко сформулировать основную цель исследования. В результате использования системного подхода и системно-статистического анализа антропогенного воздействия определяются оптимальные пути решения эколого-экономических задач.
Как любое современное производство народного хозяйства, производство промежуточного продукта, получаемого при подготовке сырья к использованию или при санитарной очистке отходов производства, является сложным объектом, системно-статистическое исследование которого включает технико-экономические, организационно-социологические, кибернетические и другие аспекты научного прогнозирования, оптимизации, программно-целевого автоматизированного управления.
РЭЭС представляет собой нечто большее, чем совокупность отдельных видов деятельности, таких, как беспоследственная утилизация и производство побочного продукта из отходов и его сбыт; она еще защищает растительный мир и живые организмы от воздействия агрессивных примесей, находящихся в отходах производства. Выполняемые РЭЭС различные функции антропогенной деятельности производственных подразделений, виды продукции, а также внутренние и внешние экономические условия, характеризующие окружающую систему обстановку, - все это должно быть синтезировано и рассматриваться в совокупности. РЭЭС - это не просто набор компонентов, связанных между собой статистическим образом с помощью иерархической структуры управления, а система взаимодействующих частей, объединенных друг с другом в динамическом процессе.
Синтез региональных систем охраны окружающей среды и разработка комплексных концепций требуют сосредоточения внимания на системно-статистическом подходе к решению важнейших проблем. Это обеспечивает включение в процесс исследования экономико-организационных, творческих, теоретических и экспериментальных элементов.
Системно-статистический подход позволяет решать проблему повышения достоверности передачи и переработки информации, открывает перспективы оптимизации таких важных параметров сложной системы, как помехоустойчивость и надежность, распределение информационной избыточности при передаче и переработке информации. Авторы некоторых современных работ по теории информации используют задачи без достаточного системного анализа их на достоверность информации, предполагая абсолютную надежность системы, а в работах по исследованию надежности предполагается другая идеализированная ситуация: отказы и сбои в аппаратуре безотносительно к экономическим и информационным процессам, в ней протекающим. Однако реальная ситуация существенно сложнее: недостоверная информация передается и обрабатывается в неабсолютно надежных системах, что наносит определенный экономический ущерб народному хозяйству. Поэтому в настоящее время становится актуальным выявление причин ущерба из-за недостоверности перерабатываемой информации и ненадежности РЭЭС.
Современные темпы развития народного хозяйства, специализация отраслей промышленности и производств и их укрупнение в безотходные ТПК повлекли за собой существенный рост
экономико-организационных и технико-экономических взаимосвязей, усложнение задач управления, вызванное значительным увеличением объема подлежащей обработке информации, функциональным разделением управленческого труда, изменением форм взаимного влияния между отраслевыми управляющими и санитарно-эпидемиологическими организациями в i-м экономическом регионе. Возникшие неувязки приводили к расширению штата управленческого персонала, занимающегося обработкой, передачей и анализом технико-экономической и эколого-экономической информации. Такое решение вопроса оказалось эффективным лишь на определенном этапе развития народного хозяйства, а в дальнейшем перестало давать сколько-нибудь ощутимый экономический эффект. Вовлекаемое в процесс управления новое лицо не только участвует в переработке информации, но и само становится ее источником, следовательно, появляется еще одно недостаточно надежное звено в цепи сбора, обработки и передачи технико-экономической информации. А значит, снижается надежность всей цепи управления экономикой природопользования и затраты становятся неадекватными результатам управления. К тому же при делении информации между большим числом управленческого персонала уменьшается вероятность принятия им наилучших решений.
В период дифференциации управленческих функций и усложнения управленческого труда возник новый класс задач организационно-управленческого и экономико-организационного характера, для решения которых в целях оптимального функционирования организованных эколого-экономических систем необходимо использовать комплекс научных методов исследования операций и средств вычислительной техники. Новые научные методы прогнозирования, программно-целевое планирование и мощная вычислительная техника позволили принципиально по-новому решать вопросы автоматизации управленческого труда, выполнять комплексный системно-статистический анализ технико-экономической и эколого-экономической информации и выбирать оптимальные режимы работы РЭЭС.
Внедрение систем управления (СУ) в РЭЭС или безотходный ТПК, в которые входят очистительные технологические установки, позволяет оптимизировать процедуру принятия решений на основе научных методов эколого-экономического прогнозирования за относительно короткий промежуток времени, выполнять более полный учет технико-экономической и эколого-экономической
информации, необходимой для управления экономикой природопользования при сокращении общей численности управленческого персонала и, следовательно, совокупных затрат на управление побочным производством (в частности, на водоочистку, рекультивацию нарушенных земель и газоочистку), повысить надежность РЭЭС управления и уменьшить производственные и природные потери ресурсов.
В настоящее время для улучшения экономических показателей охраны окружающей среды появилась необходимость в создании в РЭЭС систем управления производством получения побочных продуктов (СУПП) из отходов, которые явились бы управляемыми подсистемами общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством.
Единый системно-статистический подход к построению информационно функционирующих и экономико-математических моделей для решения задач научного эколого-экономического прогнозирования и увеличения экономической эффективности РЭЭС, а также использование предлагаемых алгоритмов позволят за относительно короткий срок получить адекватные экономико-математические описания для всех РЭЭС и подготовить их переход к работе с применением СУПП.
Решение задач оперативного программно-целевого управления, автоматизированная обработка и системно-статистический анализ информации невозможны без вычислительной техники, однако приобретение ее для каждой РЭЭС иногда нецелесообразно, так как она не в состоянии полностью загрузить СУ. В таких случаях экономически выгоднее создавать кустовые системы управления (КСУ) в i-м экономическом районе. Количество КСУ в i-м экономическом районе зависит от количества и состава выбросов агрессивных веществ производствами, а также территориального их размещения.
Предполагается, что все СУПП будут использовать одинаковые алгоритмы. Обмен технико-экономической, эколого-экономической и другой информацией между РЭЭС и КСУ должен осуществляться с помощью системы оргсвязи. Такие же связи должны существовать между кустовыми и отраслевыми СУ. В системе оргсвязи используются телетайпы, позволяющие представить с РЭЭС первичную оперативную информацию о количестве уловленной продукции, расходах реагентов, состоянии и использовании очистительного оборудования, состоянии материально-технического снабжения и сбыта уловленных продуктов и т.п. Оперативная
технико-экономическая информация автоматически наносится на носители информации; в РЭЭС возвращаются по телетайпу результаты расчетов и информационные выработки. Применение СУПП в сочетании с системой оргсвязи значительно сократит объем составляемой документации и позволит оперативно принимать решения с использованием разработанных модифицированных алгоритмов.
Для эффективного использования алгоритмов в задачах программно-целевого управления региональными системами необходимо выяснить: перечень и периодичность работ, выполняемых управленческим аппаратом; источники, периодичность и объем всей совокупности информации, необходимой для проведения работ; форму носителя информации; методы ее обработки; трудоемкость передачи информации и системный анализ, иерархию контроля за правильностью проводимых эколого-экономических расчетов и принимаемых решений; способы и формы хранения полученной и обработанной информации и методы ее поиска; способы передачи и пункты назначения информации.