Решение этих задач требует также определения информационной совместимости, актуальность которой обусловливается совместимостью автономных СУПП в единую общегосударственную СУ сбора, переработки и выдачи информации для управления народным хозяйством.
На первом этапе формирования информационной базы в РЭЭС необходимо создать информационную модель, отображающую самые общие взаимосвязи источников информации и ту общую часть, которая независимо от любой системы обмена комплексной технологической, экономической, экологической и другой информацией могла бы составить их основу и позволила бы выполнить расчет эколого-экономических показателей в соответствии с их объемом, содержанием и значением.
Под объемом технико-экономической, эколого-экономической и другой информации понимается совокупность количественного измерения, которая получается в результате функционирования звеньев РЭЭС, характеризуемой технологическими, экологическими и экономическими данными. Другими словами, под объемом технико-экономической, эколого-экономической и другой информации понимаются всякий материальный объект, энергетические показатели, интенсифицирующие деятельность СУ, а содержание этой информации - объективное отражение основных технико-экономических и других свойств, отношений
и признаков, характеризующих качественные и переходные характеристики звеньев системы. Так, содержание раскрывает экономическую закономерность развития РЭЭС через познание стационарных и переходных характеристик экономических и экологических показателей основных ее звеньев.
Для более полного раскрытия закономерностей развития систем составляется описание экономико-управленческой деятельности РЭЭС. Однако адекватное экономико-математическое описание функционирования РЭЭС громоздко и затруднительно без построения информационно-функциональной модели, а следовательно, и СУПП.
Информационная модель автоматизированной РЭЭС создается на базе существующей схемы расположения производств, сложившихся форм управления с учетом перспективного их развития и строительства новых источников выбросов, содержащих агрессивные примеси, оптимизация которых диктуется реальной угрозой заражения биосферы.
Бизнес-план функционирования исследуемого комплекса строится на базе информации о плановых нормах расхода всех видов ресурсов, устанавливаемых техническим управлением комитета по охране природы (если система выделится в самостоятельную отрасль), сведений о фактическом состоянии расхода ресурсов, взятых из учетных документов, составленных в бухгалтерии, данных о качестве отходов производств уловленных продуктов.
С усложнением функциональных эколого-экономических, технико-экономических, экономико-организационных и других взаимосвязей РЭЭС возникает необходимость получить комплексную количественную оценку достоверности информационных процессов.
Особенно актуальной проблема достоверности становится при соединении между собой функционирующих региональных звеньев управляемого объекта и элементов управляющей общегосударственной системы каналами передачи информации.
Совершенствование методов управления РЭЭС требует внедрения в практику программно-целевого подхода к управлению на основе последних достижений науки и техники, что может быть решено в рамках единой комплексной задачи системно-статистического исследования, обеспечиваемой при создании СУПП. СУ в РЭЭС призвана не только обеспечить сокращение затрат труда в сфере управления и сроков принятия оптимальных решений за счет совершенствования сбора, передачи и
обработки технико-экономической и другой информации, но и резко повысить научную обоснованность принимаемых решений. Научно обоснованное решение должно быть наиболее оптимальным из всего множества возможных решений.
В связи с этим важное место в общей проблеме СУ занимают вопросы оптимизации управленческих решений.
Несмотря на то что в настоящее время уже накоплен определенный опыт по созданию и внедрению СУ, все же многие теоретические и практические вопросы исследованы далеко не полностью, особенно это относится к РЭЭС.
Отличительной чертой расчета экономической эффективности СУПП является взаимокоррелированность с обоснованием достоверности технико-экономической, эколого-экономической, экономико-организационной и другой информации, используемой при принятии решений.
При оптимизации информационных систем необходима детализация связей в системе управления, т.е. для получения требуемого объема информации в системно-статистический анализ следует включать не только индифферентные сведения (технико-экономические характеристики, метеорологические и природные условия), но и активные сообщения, например приказы, просьбы и др.
Одной из первых попыток синтеза информационных структурно-экономических организаций является модель, в которой сообщение должно зависеть от наблюдаемого i-м членом состояния среды Yi , т.е. Yij = (Yi), где отображение устанавливает соответствие между наблюдаемым состоянием и передаваемым сообщением.
Вектор {Y1i ..., Yn1} = i(Yi) определяет информацию, полученную i-м членом из среды и другими членами системы управления, на основании которой выбираются управляющие воздействия и алгоритмы управления, т.е. в общем случае имеем bi = bi[(Y)], где отображение bi устанавливает адекватность между имеющейся информацией и значениями управляющих воздействий. В этой части модель Маршака-Раднера корреспондируется с модифицированным системно-статистическим методом.
Всякая выработка и передача информации связана с определенными затратами, которые во всей организации являются функцией от ij(Y). Стоимость экономико-организационной информационной структуры РЭЭС можно подсчитать по формуле.
Если Y рассматривать как случайный вектор, то чистый доход организации И (X1, Y) - [(Y)] тоже будет случайной переменной, и задача программно-целевой оптимизации состоит в отыскании таких экстремальных отображений b и Yi, которые максимизируют математическое ожидание чистого дохода:
Mу =
n |
i=1 |