Методы принятия решений в управлении экономикой региона и природопользованием


7.3. Методы принятия решений в управлении экономикой региона и природопользованием
Коллинеарно с развитием общества и научно-техническим прогрессом возникают проблемы комплексного оптимального управления экономикой РЭЭС, решение которых не терпит отлагательства. Поэтому весьма существенным является выбор рационального метода, позволяющего прогнозировать оптимальные решения в управлении РЭЭС.

При этом должны соблюдаться следующие требования: данный метод представляет собой поиск ответов на поставленные вопросы; решение означает окончание экономических, экологических и других процессов изучения проблемы с последующим выбором оптимального варианта; принятие решений является обязательным для исполнения.
Решение проблемы относительно критерия оптимальности включает всю совокупность оценок параметров исследуемого
объекта и первоначальные макроуровневые способы проверки адекватности экономико-математической или другой модели. Подтверждением правомерности сказанного служит некоторый научный опыт эколого-экономического прогнозирования в сложных РЭЭС с использованием СУ, которая выполняет определенные логические решения по разработанным алгоритмам с учетом ограничений, накладываемых на входные и выходные переменные исследуемого объекта.
В системном цикле, состоящем из информационной и оперативной систем, главными целями являются установление критерия оптимальности, разработка стратегии для достижения эколого-экономического эффекта, управление осуществлением операций и перспективное программно-целевое планирование, которые решаются на макроуровне. Это позволяет для перспективы учесть ограниченность ресурсов, определить по методу экспертных оценок очередность решаемых задач в РЭЭС.
Учет технико-экономических, эколого-экономических и экономико-организационных взаимосвязей и специфики решаемых задач в процессах охраны окружающей среды обеспечиваются выполнением ряда требований.

  1. Для выбранного уровня иерархической экономико-организационной структуры требуется единство критериев оптимальности и исходной информации, используемой при решении задач программно-целевой оптимизации системы управления исследуемым объектом (см. 1.2). При переходе от одной решаемой задачи к другой на исследуемом уровне иерархической экономико-организационной структуры критерии оптимальности и информации связаны с детализацией получаемых технико-экономических и других характеристик. Аналогично решаются вопросы формирования информации, используемой для программно-целевого планирования на соответствующих уровнях управления.
  2. Необходимо единство экономико-математических и других моделей, обеспечивающее адекватность переходов информационных массивов и характеристик исследуемых РЭЭС на различные уровни за счет дифференциации технико-экономических и других параметров экономико-математических моделей и агрегирования экономических показателей работы оптимизируемого объекта.
  3. Системно-статистическое решение поставленных задач в рамках одного исследования относится к единому оптимизируемому процессу.
  1. Функционирование отдельных элементов РЭЭС управления должно быть взаимосвязанным, т.е. следует найти условия оптимального их отражения.

Качество функционирования автоматизированной РЭЭС существенно зависит от достоверности исходной технико-экономической, эколого-экономической и другой информации, которая в сложных системах управления записывается на первичный документ, передается в центр подготовки данных, преобразуется и переписывается в случае необходимости на промежуточные документы или на машинные носители. Затем информация вводится в СУ, обрабатывается по выбранным программно-целевым алгоритмам, реализующим экономико-математические и другие модели, включается в сортировку и редактирование и записывается на машинные носители, печать, канал или высвечивается на табло.
При прохождении информации через перечисленные стадии обработки возникают ошибки, которые влияют на функционирование СУПП. Поэтому программно-целевая оптимизация методов формализации информации в СУПП включает в себя системные и программные методы повышения объективности информации, оптимизации экономико-организационных структур первичной обработки информации, программно-целевой оптимизации резервирования информационных массивов и размеров пакетов обрабатываемой информации.


Оптимизация экономико-организационной структуры обработки информации состоит в определении этапов контроля и исправлении информации, обеспечивающих максимизацию объективности в процессе принятия управленческих решений. Иногда эти задачи решаются путем максимизации достоверности результатов обработки информации при ограниченных временных и других затратах на обработку и при условии независимости вероятностей искажения и обнаружения ошибок информационных элементов.
Такой подход, по-видимому, может быть успешно использован в случаях проведения макроуровневой оптимизации экономико-организационных структур, содержащих экстенсивные переменные. В случае, когда оптимизируется макроуровневая информационная экономико-организационная структура, содержащая интенсивные переменные, включающая активные и индифферентные сообщения, возникает необходимость получения однозначной функциональной зависимости по важнейшим экономическим показателям функционирования РЭЭС.


Функционирование исследуемого объекта осуществляется в двух формах: либо при каждом состоянии среды организация достигает оптимизации системы, либо она выполняет фиксированное число итераций для улучшения решения. В первом случае значение целевой функции не зависит от организации управления, эффективность которого определяется только стоимостью информационной структуры и содержанием обрабатываемой информации, а во втором случае эффективность управления зависит от информационной структуры, от алгоритма вариационного разложения и других экономико-организационных мероприятий.
Для программно-целевой оптимизации синергической (синхронно функционирующих элементов в системе) и организационно-технической структуры РЭЭС и методов обработки экономической и другой информации, для которой характерен качественный переход из одного агрегатного состояния в другое, необходимы определенные содержательные аспекты проблем и состав используемой технико-экономической и эколого-экономической информации.
Изменение информации и появление новых ее форм - это результат слияния активной и индифферентной информации. В результате их взаимодействия происходит деформация и улучшение процесса принятия управленческих решений.

Это соответствует результатам реальных форм порождения управленческой информации, так как пассивная информация обогащает активную и участвует в процессах принятия решений.
Вопросы разработки экономических методов управления РЭЭС приковывают к себе все большее внимание. В некоторых отечественных и зарубежных работах делается попытка найти такие способы экономического воздействия на региональную систему, которые позволили бы получить максимум ее эффективности, экономической рентабельности и автоматизированного управления.

Однако эти работы содержат не столько развернутое исследование, сколько постановку задачи на базе принципа максимума Л.С. Понтрягина, теории нелинейного программирования Куна, Таккера и др.

В этих работах затрагиваются сложные вопросы долгосрочного планирования, оценки загрязнения окружающей среды, некоторые общие вопросы создания СУ в первых РЭЭС.
Задачи автоматизированного управления сложными РЭЭС неотделимы от разработок новых методов комплексного научного эколого-экономического прогнозирования, совершенствования экономико-организационной структуры управления, использования
современной вычислительной и управляющей техники и других радикальных научных и организационных мероприятий.
Система охраны окружающей среды, как никакая другая нуждается в совершенствовании экономико-организационной структуры управления, применении вычислительной техники и др.
Сокращение дублирования экономической информации в сложных системах вносит существенное упрощение в формирование алгоритма оптимального оперативного управления. Организация, переработка и уточнение нормативно-справочного хозяйства и кодирование технико-экономической, эколого-экономической и другой информации, подготовка плановых, отчетных и других производственно-технических и экономических документов к машинной обработке, совершенствование системы документооборота создают оптимальные условия для перевода системы с госбюджета на хозяйственный расчет.
Экономико-организационную структуру управления, более детализированную по отношению к ранее приведенным, можно представить в виде блок-схемы, в которой отражены основные элементы организации структуры и этапы управления РЭЭС.
Использование системно-структурного и аналитического методов исследования в оперативном управлении РЭЭС позволяет сократить объем работ по технической подготовке производства побочного продукта, упростить работу по нормированию, программно-целевому планированию и увеличению гибкости в деятельности РЭЭС.
Очень важными в совершенствовании организации и управления РЭЭС являются создание оптимальных технологических и экономически замкнутых безотходных территориально-производственных комплексов, а также работы по сокращению информационных потоков, представленных в виде документов, прохождение которых долгое время практически не претерпевает изменений, а лишь увеличивает занятость специалистов. Дело в том, что в ходе подготовки сырья и подбора реагентов к процессу очистки исходного сырья и отходов производств возникает необходимость внесения изменений в длительность производственных циклов, а поэтому на стадии постоянного производственного функционирования РЭЭС детальное представление технико-экономической информации не всегда является необходимым.
Последовательное прохождение процессов подготовки сырья к использованию или очистки и превращения агрессивных примесей, находящихся в отходах производств, в целевой вторичный
продукт можно представить сетью взаимно пересекающихся путей, т.е. в виде технологического графа. Однако на стадии организации региональной системы оперативного управления результаты научного эколого-экономического прогнозирования оптимальной охраны окружающей среды только по показателям математического моделирования технологических процессов являются недостаточными, так как реальные системы всегда подвержены случайным внешним воздействиям и внутренним экономическим и экологическим изменениям.

Поэтому при оперативном управлении необходимой является разработка алгоритма определения возможного неблагоприятного состояния исследуемой эколого-экономической системы.
В процессе исследования предположим, что РЭЭС со стохастически распределенными параметрами, конечным числом состояний, дискретным временем описывается однородной марковской цепью.
В этих условиях выполняется переход РЭЭС из состояния i в состояние j (i, j = 1, 2,..., n) и в некоторый момент времени ( + 1) не зависит от того, из какого состояния ( = 1, 2, ..., т) рассматриваемая система перешла в состояние i в прошедший момент времени t.
Считаем за условную вероятность перехода ij, а вероятность перехода из i в j за j единиц времени.
Конечные вероятности определяются следующим соотношением:
i = i/

n
i=1

j,(7.11)

где i - миноры определителя (Е - М) матрицы, образующиеся вычеркиванием i-го столбца и j-й строки определителя и играющие фундаментальную роль в определении вероятности Pi, (Е - единичная матрица размером пn, М - стохастическая матрица).

Из этого соотношения следуют инвариантные свойства региональной системы, выраженные следующим уравнением:

i
i

= (

n
i=1

j)-1 = const.(7.12)
В процессе анализа исследуемых региональных систем охраны окружающей среды удобно использовать исправленные
графы, вершинам которых соответствуют состояния исследуемой системы, а дугам - возможные переходы, т.е. F (NG), где N {1, 2... п} - множество вершин; G1{g, g2, ..., gn} - множество с весом g = (ij); (j N); Gi {g1, g2, ..., gn} - множество с весом ij (0 ij 1).

Если ij = 0, то дуга g = (i, j) не принимается во внимание при анализе графа в этом направлении.
Для простоты экономико-математического моделирования региональной системы оперативного управления по предложенному алгоритму считается, что поступающая на вход системы эколого-экономическая информация, используемая в оперативном управлении, распределена по показательному закону с интенсивностью ее обновления, значительно меньшей времени обслуживания, которое проверялось по критерию согласия Пирсона. Такой подход оказался приемлемым при определении приоритетов в региональной системе оперативного управления.
Дальнейшее повышение эколого-экономической эффективности функционирования региональных систем охраны окружающей среды возможно при использовании адаптивной автоматизированной системы управления ( 7.1).

7.1. Адаптивная система управления производством продукции и ее реализацией



Содержание раздела