2) возникновением повышенного спроса на посреднические финансовые операции;
3) различие норм, регулирующих деятельность финансовых компаний, и налогообложений их доходов в различных странах региона (регионах). В целях избежания весьма обременительного государственного регулирования, практикуемого в промышленно развитых странах, кредитно-финансовые компании переводят за рубеж свои отделения, преимущественно в страны, стимулирующие иностранное предпринимательство в финансовой области посредством создания благоприятного инвестиционного и налогового климата.
От традиционных финансовых центров оффшорные отличает ряд особенностей. Институциональную основу традиционных финансовых центров составляет банковский сектор, в то время как в оффшорных центрах их важным элементом выступают страховые, перестраховые, трастовые, инвестиционные, холдинговые, брокерские, лизинговые компании.
Основной целью создания оффшорной зоны является концентрация внешних финансовых ресурсов в регионе через местные финансово-банковские институты. Это будет обуславливать интенсификацию банковской деятельности, улучшение инвестиционного климата, увеличение поступлений в доходную часть бюджета; кроме того регион может косвенно получить ряд других выгод от функционирования оффшорной зоны:
1. Обеспечение занятости населения через создание сети специализированных (управляющих, секретарских) компаний, связанных с обслуживанием оффшорных компаний, а также через активизацию экспортно-импортной деятельности местных, российских, и зарубежных предприятий.
2. Развитие внешнеэкономической деятельности в регионе, а также резкое увеличение посреднических услуг в осуществлении экспортно-импортных операций по линии Восток - Запад и обратно.
3. Увеличение зарубежных инвестиций в регион вследствии новых возможностей страхования (гарантирования) инвестиций, а также налоговых преференций.
4. Передача современных методов управления в области финансов, бухгалтерского учета, банковской и страховой деятельности.
Комплексные зоны формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Эту группу образуют территории с особым режимом хозяйственной деятельности, такие как зоны свободного предпринимательства (США, Канада, Западная Европа), создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах, специальные экономические зоны Китая, бразильская зона Манаус. К числу комплексных зон относятся специальные зоны, создаваемые в постсоциалистических странах, и российские свободные экономические зоны.
Цели и варианты создания зон различного типа различаются, однако общими чертами являются следующие:
- создание зоны нацелено на решение задач развития определенной территории;
- зоны создаются на некоторое ограниченное время;
- в них предусматривается минимальное вмешаетельство государства в дела предпринимательства, а налоговое бремя по сравнению с другими территориями сокращено.
На практике специальная экономическая зона редко может быть четко отнесена к тому или иному типу, поскольку в ней могут сочетаться элементы разных типов.
3. Условия создания специальных экономических зон.
Условия, необходимые для создания и развития специальных экономических зон, различаются в зависимости от типа создаваемой зоны. Мы рассмотрим их более подробно на примере зон комплексного типа, называемых обычно свободными экономическим зонами.
Зоны такого типа, нацеленные на привлечение преимущественно иностранного капитала получили широкое распространение в Китае, попытки их создания предпринимаются в России.
Процесс создания свободных экономических зон в России начался в конце 80-х годов. В 1990 г. Верховный совет РСФСР принял предложение 11 региональных Советов народных депутатов об объявлении их территории зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской, Кемеровской, Новгородской, областях, Еврейской автономной области и ряде других регионов.
Набор предоставляемых зонам льгот был практически одинаков, сами они по сути рассматривались как создание условий для развития внешнеэкономических связей регионов в противовес централизованной системе хозяйствования.
При этом набор тех льгот и условий, которые необходимы для эффективной реализации данного метода, не был создан ни в одной из объявлявшихся зон. Если к этому добавить нестабильную политическую и экономическую ситуацию в стране, тяжелый экономический кризис, то можно понять, почему опыт создания СЭЗ в России рассматривается скорее как отрицательный, чем положительный.