Механизм функционирования СЭЗ.


4. Механизм функционирования СЭЗ. Свободные экономические зоны по сути своей являются программными регионами, границы которых необязательно совпадают с административными границами.

Обеспечение специального хозяйственного режима на территории должно осуществляться на основе административного управления, что создает оосбые проблемы организации механизма функционирования зоны.
СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п.
Общим и принципиальным моментом является то, что зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать относительно обособленной системой хозяйственного управления, т.е. находится вне юрисдикции отраслевых министерств и ведомств, курирующих различные сферы экономики.
Такая специфика управления зоной создает основу для конфликтов, которые могут возникать как на межведомственном уровне (по поводу управления и юрисдикции в зонах), так и между зоной и различными государственными инстанциями. Для эффективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимо:
- создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется значительными полномочиями, включая делегированные различными ведмствами;
- наличие в стране государственного органа по координации и контролю за развитием зон, обладающего достаточной властью для защиты интересов последних. Желательно,. чтобы этот орган имел вневедомственный статус;
- непосредственное подчинение администрации зоны уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные административно-территориальные властные инстанции.
В силу отмеченных выше особенностей свбодной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать два типа функций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с развитием территории зоны и обеспечением реализации агломерационных эффектов. Поэтому механизм управления СЭЗ включает, как правило, два типа органов управления:
- администрация зоны, выполняющая функции организационно-правового и хозяйственного регулирования;
- корпорация развития зоны, решающая проблемы развития территории.
Корпорация зоны, как правило, действует на коммерческих принципах. В ее задачи входят: представление хозяйственных интересов зоны внутри страны и вне ее; решение вопросов размещения новых производств; обеспечение привлечения и профессиональной подготовки трудовых ресурсов; строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры; обустройство и сдача в аренду земельных участков; создание специализированных (торговых, снабженческих, строительных, транспортных, информационных и пр.) организаций.
Опыт создания свободных экономических зон в разных странах показал, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по происшествии нескольких лет и при наличии указанных выше условий, определяющих успешность зоны.
Создание особого экономического режима в зоне и применение различных льгот в налогообложении приводит к тому, что норма прибыли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регионах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли; благоприятный экономический режим в зоне может привести к сокращению сроков окупаемости капитальных вложений.
Однако режим СЭЗ может оказывать не только положительное влияние на территории, национальный бизнес в зоне, хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, но попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал и т.п.), поэтому в СЭЗ не исключено падение местного производства и снижение активности местных предпринимателей.
Конкретные рамки и размеры льгот устанавливаются на основе технико-экономического обоснования проекта развития СЭЗ, они определяются в зависимости от величины потерь, обусловленных представленными льготами (недопоступление доходов в бюджет) и эффектом от разрешения проблем территории.

Свободная экономическая зона предполагает создание преференциального режима хозяйствования на некоторый срок, в течение которого она должна дать ожидаемый эффект, затем условия хозяйствования в зоне выравниваются с национальными.
Анализ опыта функционирования СЭЗ показывает, что обычно зоны проходят в своем развити четыре стадии:
- создания, когда формируется инфраструктура, идет активный процесс притока иностранного капитала;
- развития, в которой наблюдается замедление притока иностранного капитала при одновременном росте экспорта;
- зрелости: прекращение роста иностранных инвестиций вследствии заполнения свободных рыночных ниш, вытеснения мелких фирм более крупными с передовой технологией, расширение связей с внезональным пространством;
- упадка: сокращения иностранных инвестиций вследствие сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот, расширение участия в зонах национального капитала.
В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 25-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезональным пространством.
5.Технополисы и технопарки. Теоретической основой формирования технополисов является концепция полюсов роста, согласно которой экономический рост идет не повсеместно, а проявляется в различных точках или полюсах роста.

Если действительно возникающие очаги роста способны влиять на развитие региона, то государство может содействовать созданию таких полюсов и с их помощью целенаправленно стимулировать оживление депрессивных районов.
Технополисы, инновационные центры, научно-технические парки являются формами специальных зон технико-внедренческого типа. Это территория с концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, пользующихся государственной поддержкой. Они создаются на базе университетов и других учебных и научных учреждений либо путем конверсии промышленно-производственных зон.

Основной идеей их создания является интеграция интересов субъектов инновационной деятельности в регионе и реализации на этой основе агломерационных эффектов.
Сам термин технополис появился в Японии, впоследствии приобрел широкое распространение и часто используется для обозначения любого территориального образования научного или высокотехнологического профиля научных городков, академгородков и т.д.
Однако он имеет и более узкое значение, согласно которому технополисом может называться регион, генерирующий поддерживающую и побуждающую экономическую активность через создание и коммерциализацию новых знаний.
Государственная поддержка технико-внедренческих зон выражается в предоставлении финансовых ресурсов, создании инфраструктурных объектов, а также принятии и реализации специальных планов развития. Правительство субсидирует исследовательскую деятельность в технополисах, финансовая помощь оказывается мелким и средним компаниям, участвующим в программе.
По форме технополисы представляют собой создаваемые или развивающиеся при поддержке правительства научно-технические городки, в которых обеспечены условия для органичного слияния научно-исследовательской деятельности с наукоемким производством и подготовкой кадров (ученых, инжинеров, техников, высококвалифицированных рабочих). Одновременно обустраиваются комфортабельные жилые зоны с хорошими культурно-бытовыми и экологическими условиями, чтобы привлечь в технополисы ученых и специалистов из других районов.
Прообразом технополисов стала американская Кремнивая долина в Калифорнии промышленно-исследовательский парк, аккумулирующий исследования, технологии, производства, базирующиеся на электронике. Широко известна программа Технополис, разработанная в 80-х годах Министерством внешней торговли и промышленности Японии, которая предполагала стоительство городов 20 века, предусматривающих сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологической промышленности, науки и образования и жизненного пространства.
На российском Дальнем Востоке идеи создания технополиса реализовались в разработке программы создания техноэкополиса Комсомольск-Амурск-Солнечный, в котором на основе использования высокотехнологичного производственного потенциала оборонных предприятий и научно-технической базы, имеющейся в регионе, предполагалось путем целенаправленной государственной поддержки создать высокоэффективный научно-производственный комплекс, который смог бы не только решить социальные и экономические проблемы данной территории, но и дать стимулы к развитию всего Дальнего Востока.
В основе функционирования научно-технических парков лежит принцип деятельности промышленных парков, представляющих собой зоны промышленной застройки с полным набором необходимых служб и системами транспортного, информационного, телекоммуникационного обслуживания.
Промышленный парк участок земли, оборудованный необходимыми элементами инфраструктуры (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт, производственные здания), продаваемые или сдаваемые в аренду предпринимателям для организации промышленных предприятий.
Каждый такой парк может быть рассчитан на различное количество предприятий в зависимости от его площади (емкости), а также от размеров размещаемых на его территории производственных единиц. Экономическая сущность такой ячейки заключается в экономии, получаемой за счет концентрации вспомогательных производств как в период строительства, так и в период функционирования предприятий.
Метод строительства промышленных парков применяется для стимулирования индустриализации аграрных районов, а также поощрения мелкой промышленности, которая в этом случае, экономя на вспомогательных производствах, повышает конкурентоспособность.
Научно-технические парки одна из наиболее плодотворных идей использования промышленных парков. Научно-технический парк включает в себя сеть научно-исследовательских фирм, организаций, лабораторий, промышленных объектов, расположенных на компактной территории, что обеспечивает их реальное взаимодействие и практически исключает непроизводительные затраты времени.
Создание научно-технических парков позволяет повысить эффективность исследовательской деятельности и сократить инновационный цикл за счет того, что взаимодействие между научным центром и производством позволяет расширить взаимное понимание проблем и потребностей; бизнес получает более быстрый доступ к новым разработкам, а также возможности использования научно-технических ресурсов; взаимодействие создает возможности для открытия новых видов бизнеса, выпуска новых видов продукции и т.д.



Содержание  Назад