Таким образом. повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 19,2% и увеличивает прибыль на 56% (с 50 до 78 тыс. руб.).
Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допустим, хлебозаводу в результате модернизации удалось снизить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,0 тыс. руб. и составить 55,0 тыс. руб. (50 + 5,0), а валовая маржа 102 тыс. руб. Объем реализации, на который может пойти хлебозавод при сохранении прежней прибыли (50 тыс. руб.), составит:
Эти расчеты можно оформить так, как показано в табл. 19.4.
Таблица 19.4
Анализ чувствительности предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%
Показатели |
Первоначальный объем, 100 тыс. шт. |
Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 96,5 тыс./шт. |
||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Выручка от реализации |
280 |
100 |
276 |
100 |
Переменные расходы |
180 |
62 |
174 |
63 |
Валовая маржа |
100 |
37 |
102 |
37 |
Постоянные расходы |
45 |
17 |
45 |
17 |
Прибыль |
55 |
20 |
57 |
21 |
Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага:
Это означает, что если хлебозавод увеличит объем реализации на 10%, то выручка также возрастет на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага будет равна 20% (М = 10 2). Проверим полученный результат:
новая выручка при увеличения объема на 10% составит: (280+28) = 308 тыс, руб.;
переменные расходы 180 + 18 = 198 тыс. руб.;
валовая маржа равна 110 тыс. руб.;
постоянные расходы составят 50 тыс. руб.;
Прибыль равна 60,0 тыс. руб.
Как видим, прибыль возросла на 10 тыс. руб. (60 50), т.е. на 20% (10: 50*100).
На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, получаемую хлебозаводом.
Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 56%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 36%; 10%-ное изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.
В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.
Ипост постоянные расходы, тыс. руб.;
Rn пороговая рентабельность, тыс. руб.;
Qn пороговый объем реализации, шт.;
апр процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реа-
лизации, %;
Ц цена батона, руб.
Запас финансовой прочности в этом случае составляет:
3пр = (Вp Rn) = 280 тыс. руб. 136 тыс. руб. = 144 тыс. руб.,
или 52% выручки (144: 280*100).
Как видим, хлебозавод имеет большой запас финансовой прочности, позволяющий ему безбоязненно оперировать факторами, влияющими на ее величину. В данном случае руководство хлебозавода должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.
19.4. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование пробыли
На выбор ассортимента продукции, выпускаемой предприятием, влияют рыночные и производственные факторы.
К рыночных факторам следует относить: различный уровень эластичности спроса; диверсификацию производства, позволяющую предприятию выжить в условиях рыночных колебаний спроса на отдельные виды продукции, наиболее полное использование условий реализации товара.
Производственные факторы включают: необходимость организации безотходного производства сырья (консервное, сахарное и другие отрасли промышленности); схожесть технологий производства изделий, позволяющую полнее использовать установленном оборудование (вино и безалкогольные напитки); экономию затрат на масштабах производства.
К основным факторам, определяющим конечную производственную программу продукции по ее ассортименту, относят прибыль и ее прирост. Исходным в ее составлении является сравнение рентабельности по каждому виду продукции. В странах с рыночной экономикой для этих целей успешно применяют валовую маржу.
В самом общем случае, чем выше процент валовой маржи, тем рентабельнее данное изделие.
где Р прибыль;
норма прибыли (первый и второй варианты);
Фа, Фз фонды авансирования и фонды себестоимости.
Поскольку число оборотов
то
Норму рентабельности предприятия можно рассчитать по следующей формуле:
где Ц цена единицы продукции;
С себестоимость продукции;
П объем продукции;
Фо стоимость основных производственных фондов;
Фоб объем оборотных средств.
В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности.
1. Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
2. Рентабельность производственных фондов (рентабельность производства) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
3. Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу.
Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.
Рентабельность собственных средств предприятия рассчитывается как отношение чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений.
Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.
19.6. Финансовое обеспечение предприятия
Различают два основных вида финансовых ресурсов, необходимых для деятельности предприятия, долгосрочные финансовые средства в виде основных фондов (капитала) и краткосрочные (текущие) финансовые средства для каждого производственного цикла, т.е. до момента получения дохода от продажи готовой продукции.
При определении потребности в денежных ресурсах необходимо учитывать:
для какой цели требуются денежные средства и на какой период (краткосрочный или долгосрочный);
когда и сколько необходимо денежных средств;
можно ли изыскать необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам;
каковы будут затраты при уплате долгов;
когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода? Какова будет величина этого дохода?
Тщательно взвесив все варианты, выбираем наиболее приемлемый источник получения денежных средств.
Источники финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд.