Продолжение
Показатели |
Характеристика |
Способ расчета |
3. Рентабельность продаж (оборота) |
Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции |
Отношение прибыли к средней за период величине чистых активов |
4. Рентабельность имущества предприятия |
Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы |
Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов |
5. Рентабельность обственного капитала |
Показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критериям при оценке уровня котировки акций на бирже |
Отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала |
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли.
Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трикотажа и нетканых материалов прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий - соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики.
В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так, последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:
быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.
При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Так, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.) большое значение в целях снижения издержек производства имеют степень глубины переработки сырья, использование вторичного сырья и пр.
Важно усвоить, что нет и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности, который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.
20.2. Анализ финансового положения предприятия
В условиях рыночной системы хозяйствования с ее жесткой конкуренцией важное значение имеют показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Для оценки результативности финансовой деятельности также используется система показателей, причем, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой успешного их применения.
Большое значение имеет знание финансового положения предприятия в каждый данный момент. С этой целью используются разнообразные коэффициенты.
1. Коэффициенты текущей платежеспособности:
коэффициент покрытия (отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам).
Используется для определения способности предприятия оплачивать текущую задолженность;
20.2).
Таблица 20.2
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 200_ г.
АКТИВ |
Код строки |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Нематериальные активы (04, 05) |
110 |
||
в том числе: |
|||
патенты, лицензии, товарные знаки |
|||
(знаки обслуживания, иные аналогич |
|||
ные с перечисленными права и активы) |
111 |
||
организационные расходы |
112 |
||
деловая репутация организации |
113 |
||
Основные средства (O I, 02, 03) |
120 |
||
в том числе: |
|||
земельные участки и объекты природо- |
|||
пользования |
121 |
||
здания, машины, оборудование |
122 |
||
Незавершенное строительство |
|||
(07, 08, 16, 61) |
130 |
||
Доходные вложения в материальные ценно- |
|||
сти (03) |
135 |
||
в том числе: |
|||
имущество для передачи в лизинг |
136 |
||
имущество, предоставляемое по дого- |
|||
вору проката |
137 |
||
Долгосрочные финансовые вложения |
|||
(06, 82) |
140 |
||
в том числе: |
|||
инвестиции в дочерние общества |
141 |
||
инвестиции в зависимые общества |
142 |
||
инвестиции в другие организации |
143 |
||
займы, предоставляемые организациям |
|||
на срок более 12 месяцев |
144 |
||
прочие долгосрочные финансовые вло- |
145 |
||
жения |
|||
Прочие внеоборотные пассивы |
150 |
||
Итого по разделу I |
190 |