Разработка и внедрение системы муниципального управления


4.2.Разработка и внедрение системы муниципального управления
Построение рациональной системы муниципального управления в первую очередь зависит от правильного распределения функций на разных уровнях управления.
Государство должно вместе с обществом инициировать развитие муниципального управления с учётом требований трёх революций: научно-технической, информационной, управленческой. В этой связи оно призвано сосредотачивать на верхнем этаже управления функции концептуального стратегического и информационно-аналитического управления, без которых сегодня невозможно выполнение его главной функции - обеспечение национальной безопасности своих граждан, достойного существования их в едином информационном, финансовом и рыночном пространстве.
Для того, чтобы выполнять эту главную функцию, государство призвано разгрузить центр управления от рутинных операций, в максимальной степени делегировать природные и социальные ресурсы регионам, местным сообществам, которые кормят население и реализуют непосредственно жизненные силы проживающих там людей, живущих не только в государстве, в обществе в целом, а на территориях, где рождаются и умирают. Поэтому одним из кардинальных вопросов власти и управления является вопрос разделения властных функций и функций управления:
- что сосредоточено на верхнем этаже власти и управления;
- что делегировано субъектам Федерации (регионам);
- что является компетенцией местного уровня властных отношений и власти самих трудящихся местного самоуправления.
Вопрос этот чрезвычайно запутан и требует немедленного своевременного, а не вчерашнего решения. Вектором его
разрешения, разрядки сложившейся напряженности между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями является неукоснительный принцип разделения полномочий, ресурсов, властных функций и ответственности, что должно получить закрепление в Конституции РФ. В ней должны быть четко сформулированы ответственность и основные функции центральной власти и управления перед обществом, перед гражданами: социальное государство гарантирует своим гражданам на основе имеющейся национальной ресурсной базы, промышленного и сельскохозяйственного производства минимальный
прожиточный уровень, наполнение потребительской корзины, достойный семейный и душевой доход. В этих целях государство развивает национальную экономику, осуществляет её реконструкцию на основе современных технологий с выявлением соответствующих приоритетов, использует
имеющийся национальный ресурс (в том числе природный, интеллектуальный) в интересах достижения страной
достойного места в мировом сообществе, осуществляя меры геополитической стратегии. Для этого необходимо:
- иметь современную армию на основе военной стратегии;
- проводить сильную внешнюю политику и соответствующую ей стратегию;
- развивать экономику, наукоёмкое производство, эффективную политику и в области науки, культуры, образования, что является частью стратегической линии государства в целом;
- в отношении субъектов Федерации и местных сообществ требовать реализации этих стратегий на их территориях, сосредотачивать в своих руках определенные ресурсы и полномочия, требовать разработки соответствующих стратегий и целевых программ на всех уровнях власти и управления, оставляя для их реализации полномочия и ресурсы.
Проводя жесткий государственный контроль за выполнением своих стратегий и соответствующих им политик на всех уровнях организации центр - регион - местное сообщество, центр добивается осуществления генеральных целей общества. Это возможно при одном условии - достижении согласия всех
субъектов управления на основе долгосрочного договора, который затем закреплен нормами права. Причем этот договор заключается в процессе выработки всех стратегий (политик) центра, субъектов Федерации и местных сообществ, где координируются интересы центра и мест, устанавливается четкая ответственность всех субъектов власти и управления за исполнение своих функций в конституционном порядке.
Казалось бы, на первый взгляд, эти концептуальные принципы не имеют отношения к муниципальному управлению, однако это то глубочайшее заблуждение, в котором сегодня находятся наша власть и управление на всех уровнях, нарушая требования важнейшей закономерности современной эпохи - власть и управление на всех уровнях приобрели концептуальный и стратегический характер.


И только такой подход делают власть и управление антикризисными, перспективными, позволяющими учитывать долгосрочные интересы развития общества, а также ответственными перед обществом, которое в состоянии через свои гражданские институты осуществлять контроль за деятельностью органов государства в различных сферах.
Без решения этих вопросов невозможно добиться распределения функций власти и управления, координации разных усилий и достижения сбалансированного и устойчивого развития. Тогда становится понятным, что государственное управление на местном уровне сосредоточено не только на реализации государственных интересов, в русле которых находится максимальное развитие местных сообществ, интересы которых не противостоят национальным. Каждое местное сообщество отстаивает национальные интересы государства, согласовывая их с интересами каждого гражданина.

В противном случае развал общества, дезорганизация его жизни, кризис власти и управления обеспечены.
Сложность вопроса в том, что государственный интерес выражается опосредованно политикой субъектов Федерации и не всегда достаточно представлен в концепциях и стратегиях на
этом уровне, что отрицательно сказывается на состоянии муниципального управления.
Это, в частности, обусловлено тем, что законодательное регулирование вопросов местного самоуправления во многом передано субъектам Федерации или находится в двойном ведении. Отсюда функции муниципального управления четко не определены до настоящего времени. Возникает много коллизий по вопросам собственности, налогов, финансов, природе - и землепользования, что снижает эффективность муниципального управления и делает местное сообщество заложником в одних случаях политической игры центра, а в других -некомпетентности или корыстолюбия государственных чиновников.
Как видно, вопрос о разделении функций власти и управления на разных уровнях организации общества преимущественно сводится к их рациональности и эффективности, является объектом муниципальной науки, которая пока только складывается и порой не отвечает властным требованиям современной жизни.
Базовыми понятиями муниципального управления являются: Управление + самоуправление + менеджмент.
Государственное управление в лице федеральных и региональных органов на местном уровне осуществляет ряд функций государственной политики в области финансов, налогообложения, землеустройства, занятости населения, охраны общественного порядка. Реализуя эти функции, государство обеспечивает государственные интересы, осуществляя жесткий контроль, оберегает общество от центробежных сил, проявлений местничества.
Поэтому государственная функция муниципального управления заключается в обеспечении национальных интересов, соблюдении общих правил, установленных законодательством для всех местных сообществ. В настоящее время вопрос этот и теоретически, и практически не отработан. Неясно, какие органы государственной власти, их структуру и штаты надо иметь на местах, а какие государственные полномочия и функции передать органам местной власти,
обеспечив и передачу материально - финансовых ресурсов. В этой связи муниципальное управление не может в полной мере реализовать возможности и силу государственного воздействия на целостное развитие местных сообществ. Поэтому формирование этой подсистемы муниципального управления, органов, структуры, штатов, четкого определения полномочий, функций является первостепенной задачей муниципальной науки, муниципального права, в частности.
Второй подсистемой в системе муниципального управления выступает муниципальный сектор, управление которым осуществляют местное сообщество и органы местного самоуправления.
В Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой в 1985 году и к сегодняшнему дню признанной большинством европейских государств, в статье 3 Понятие местного самоуправления записано:
1. Под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими в рамках закона, в пределах компетенции органов местного самоуправления и в интересах населения данной территории.
2. Это право осуществляется советами или собраниями выборщиков, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы и собрания выборщиков могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где она допускается по закону.
Значит, местное самоуправление представляет собой законодательно урегулированную форму ведения жителями сельских и городских поселений тех вопросов своей территориальной жизни, которые объединяют их в местное территориальное сообщество.



Содержание раздела