Особый элемент муниципального управления - муниципальный менеджмент .


Это есть явление демократии, форма народовластия, реализации прав и свобод человека и гражданина, способ инициации и практического осуществления самодеятельности, творческой энергии и ответственности населения по месту жительства. С этих позиций местное самоуправление представляет систему субъект - субъектных отношений, когда субъект и управляемый объект сливаются: сами на сходе принимают решения и сами же эти решения выполняют. Подобное имеет место на сельских сходах о распределении пастбищ, организации выпаса домашних животных, строительстве или ремонте общественных зданий, прокладке коммуникаций и т.п.
Под местным самоуправлением также подразумеваются местные представительные органы (избираемые населением соответствующей территории, административно-территориальной единицы и принимающие решения по наиболее важным местным вопросам) и исполнительные во главе с мэром, главой муниципального образования или главой администрации местного сообщества для осуществления оперативного управления и исполнения ряда общегосударственных функций. В этом случае местное самоуправление принадлежит к управленческим явлениям, призванным направлять, организовывать и регулировать общественную жизнедеятельность местного сообщества. Здесь чётко просматриваются субъект - объектные отношения, имеет место целенаправленное воздействие органов местной власти от лица и по поручению населения местного сообщества на управляемые объекты в целях упорядочения общественной жизни, целостного развития местного сообщества, создания благоприятных условий и обеспечения высокого уровня и качества жизни граждан за счёт местных ресурсов.
Если дополнительные ресурсы выделяет государство в виде дотаций, субсидий, то оно обязано проконтролировать правильность их использования. В этом случае самостоятельность местного самоуправления ограничивается.
Анализ мирового и отечественного опыта показывает, что в основу сущности модели местного самоуправления должны быть положены прежде всего выборность и ответственность органов местного самоуправления перед населением. Любой
чиновник местного самоуправления может привлекаться к ответственности и при отсутствии жалоб со стороны населения - на основе процедур, норм, с которыми население либо согласно, либо готово принять большинством для исполнения.
Обязательное наличие представительного органа власти предполагает принцип разделения властей и на этом уровне. Право и способность местных органов власти регулировать и управлять частью общественных дел в интересах населения в рамках закона и под свою ответственность, территориальная целостность, многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, материально-финансовая достаточность в части гарантированности минимальных социальных стандартов, соразмерность полномочий местного самоуправления ресурсами составляют совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, которые могут быть представлены для наглядности в виде определённой модели. Сравнивая меру реализации этих принципов с требованиями Европейской хартии о местном самоуправлении в том или ином муниципальном образовании, можно говорить о степени демократизации местного управления, его влияния на демократические процессы в стране в целом ( 4.).
Вместе с тем, развивая, конкретизируя основные положения сущностной модели местного самоуправления, представляется важным осмысление опыта в функциональном отношении, когда выявляются основные полномочия и функции местного самоуправления, определяется компетенция их органов.
Взаимодействие между собранием представителей и администрацией местного сообщества хорошо видно на 5.
4. Сущностная модель местного самоуправления
5. Взаимодействие между собранием представителей администрацией города (района)
В целом органы местного самоуправления помогают эффективной деятельности государства. При всей своей самостоятельности оно не выходит из сферы влияния государства, а представляет специфическую подсистему государственного управления, суть которой определяется, её субъектом - населением территорий. Эта подсистема функционирует строго в рамках конституционного правового пространства и максимально реализует свои финансовые возможности, в том числе средств населения.


Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе управления, теми задачами и целями, к достижению которых направлена его деятельность. Можно выделить следующие основные функции:
1) Решение вопросов местного значения;
2) Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) Удовлетворение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) Охрана общественного порядка
6) Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами.
Некоторые из перечисленных функций находятся в совместном ведении нижнего (муниципального) и следующего уровней управления. К их числу, прежде всего, относятся функции, имеющие межпоселенческое значение, например снабжение теплом, водой, газом, электроэнергией, частично образованием, здравоохранением и др.
Особый элемент муниципального управления -муниципальный менеджмент. Это такой тип профессиональной деятельности, объектом которого являются социально-экономические отношения местного сообщества, а методом их реализации - корпоративный тип экономики.
Цель муниципального менеджмента - налаживание партнёрских отношений между органами местного самоуправления, населением и частным капиталом; организация защиты социально-экономических интересов жителей муниципальных образований, привлечение самих граждан к финансированию программ своей территории, эффективному использованию местных ресурсов и формированию местной социально-экономической инфраструктуры, её развитию в инновационном режиме.
Территории должны использовать своё конституционное право на возрождение местного самоуправления как ключевого средства в формировании полноценной среды обитания. Через организацию современного муниципального менеджмента возможно создание и разумное использование ресурсной базы, других механизмов развития территорий, более справедливое владение муниципальной собственностью, прямое участие каждого жителя в формировании благоприятного социального пространства. Решение этих задач приближает нас к выявлению ресурсного обеспечения местного самоуправления, определению стратегии и приоритетов, что, в свою очередь, даёт основание для более обстоятельного изучения механизма его правового регулирования. Вне системного анализа организации местного управления трудно, на наш взгляд, понять и нормотворческий процесс, идущий снизу- от субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

А без этой обратной связи нет эффективных правовых основ местного самоуправления. Принятие закона Об общих принципах организации местного самоуправления ещё не означает их реального создания.
Мировой опыт корпоративного общественного развития показывает, что главным в избавлении развитых стран от бедности стало не само по себе процветание капитализма, а изменения в сознании миллионов политиков, инженеров, юристов, педагогов, прежде всего - менеджеров. Ведь, подчеркнём ещё раз, именно знание, умение, желание и возможности специалистов, а также избранных и назначенных руководителей эффективно осуществлять менеджмент,
определяют темпы социально-экономического развития территории и регионов, оптимальное использование всех видов ресурсов. Для того, чтобы изменить темпы общественного развития, социально-экономическое состояние территорий, муниципальных образований и регионов (субъектов РФ), следует привести уровень компетентности менеджеров в соответствие с высоким уровнем качества жизни населения.
Проведённый Стенфордским университетом США и экспертами ЕЭС анализ показал, что разница в эффективности экономики, в качестве жизни населения США и Западной Европы не связана с фондовооружённостью. При равных основных фондах производительность труда существенно различается. Базовый фактор в развитии экономики страны -норма накопления мозгов, темпы современного образования людей, обладающих творческим воображением, теоретическим и аналитическим мастерством.

Сегодня в развитых странах работник, обладающий знаниями, способный к интеллектуальному труду - это результат очень высоких инвестиций.
Каждый муниципальный менеджер независимо от того, какое место он занимает в иерархии исполнительной власти и какие цели перед ним поставлены, рассматривается как руководитель конкретного участка. Он имеет собственное представление об идеальной организации работы. Каждый из них нанят по контракту, согласно которому он имеет права и обязанности, несёт ответственность за результаты работы.
Организация социально-экономического развития местного сообщества как корпорации определяет принципиально новую схему управления население - акционеры - совет -менеджмент, являющуюся зеркальным отражением системы население - избиратели - представительная власть -администрация, реализованной в сфере политического управления, главная цель которой - создание ясно очерченной и эффективной системы контроля (отчётности и подотчётности).
Хозяйствующие субъекты различных форм собственности, преследующие получение прибыли, объединённые в коммерческий сектор местного сообщества, составляют
следующую подсистему муниципального управления. Воздействие этого сектора на целостное развитие территории зависит от активности малого предпринимательства и бизнеса, поддержки домашних хозяйств. Преследуя частные интересы, работодатели, используя местные ресурсы, создают новые рабочие места, существенно пополняют местный бюджет, производят товары и услуги на местные рынки.

Важнейшей функцией муниципального управления является поддержка малого предпринимательства и бизнеса, его цивилизованное развитие не в ущерб населению, местному сообществу.
Ещё одной подсистемой муниципального управления являются неправительственные организации, общественные объединения, некоммерческие организации, осуществляющие благотворительную деятельность и не преследующие получение прибыли. Зарубежный опыт показывает, что в системе муниципального управления некоммерческий (общественный) сектор занимает всё большее место, выполняя общественные работы, организуя жизнь местного сообщества на основе сопереживания и сострадания к людям, особенно наиболее социально незащищённым слоям населения, ущербным и неполным семьям, больным беспризорным детям, людям с неустроенной судьбой.
Следует подчеркнуть, что стратегические ориентиры, разработанные сегодня в целом ряде муниципальных образований, позволяют чётко определить генеральную цель их развития, выделить ресурсы по её достижению, на разных этапах грамотно осуществлять организационно-управленческие воздействия. Стратегии нижнего уровня управления должны быть дополнены стратегией центра в отношении развития и укрепления периферии, без которой прочного развития общества быть не может.
Стратегическая ошибка сегодняшней власти состоит в том, что, переместив всю тяжесть организации общественной жизни с трудовых коллективов (отраслевой принцип) на местные сообщества (территориальный принцип) и не предоставив в их распоряжение ресурсы и властные полномочия для решения принципиальных вопросов жизнеустройства населения прежде
всего возможностей владения, пользования и распоряжения собственностью, средствами производства, накопления ресурсов для модернизации производства, государство повторяет ту же ошибку, когда принципиальные вопросы социальной организации общественной жизни решаются на декларированной основе, без их достаточной научной проработки и обоснованности.



Содержание раздела