Структура органов местного самоуправления


5.2 Структура органов местного самоуправления
В практической деятельности очень важно построение на основе применения различных классификаций структуры органов местного самоуправления в муниципальном образовании. Эта сложная задача разрешима. Алгоритм ее решения следующий. Устанавливаются характеристики объекта управления (в нашем случае - муниципального хозяйства); по отношению к объекту в целом и к его составляющим устанавливается перечень функций управления; определяется, каким образом каждая функция наиболее эффективно исполняется и какими характеристиками в соответствии с классификациями должны обладать исполняющие эту функцию органы; путем интеграции и агрегирования функций определяются органы, образующие структуру; устанавливаются отношения и взаимосвязи этих органов; окончательно формируется система органов местного самоуправления. Конечно, реализация этого алгоритма многократно сложнее его описания, и есть необходимость иллюстрировать применение алгоритма хотя бы частным и упрощенным примером.

Но даже такой пример может служить предметом отдельного научного исследования и не может быть рассмотрен в рамках настоящей работы.
Здесь можно поставить задачу выявления на основе обобщенной практики укрупненных моделей организационных структур управления муниципальными образованиями, на базе которых могут формироваться структуры органов местного самоуправления, соответствующие конкретным объектам управления.
В основных чертах муниципальные органы различных стран, за немногим исключением, обладают одним общим типом структуры.
С тех пор как швейцарские городские коммуны (Берн, Женева, Люцерн, Цюрих и др.) окончательно отказались от практически невозможного в наше время решения муниципальных дел общинным сходом, этот основной тип муниципального уклада построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме: 1) муниципальный избирательный корпус как база, 2) вышедший из его лона
распорядительный совет, 3) исполнительный орган и 4) наверху этой пирамиды - должностное лицо, облеченое ролью высшего представителя муниципальной коммуны. Начиная с 20-х гг. этот почти повсеместно распространенный четырехступенчатый тип муниципального уклада был изменен в ряде стран Европы, где отказались ради экономии и простоты конструкции от особого исполнительного органа, поручив исполнительные функции единолично высшему должностному лицу муниципального образования или же соединяя как распорядительную, так и исполнительную власть в едином представительном органе.[1]
Возможные сочетания трех традиционно устойчивых элементов системы муниципального управления - представительного органа, местной администрации и высшего должностного лица местного самоуправления - основываются на следующих основных вариантах распределения полномочий местного общества, когда все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются:
в различных пропорциях представительным органом и выборным высшим должностным лицом;
представительным органом;
выборным высшим должностным лицом (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов).
Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых вопросов, социально - политической ситуации и множества других факторов.
Этим вариантам соответствуют следующие модели организационных структур (при их описании мы будем использовать в отношении структурных единиц наименования мэр, совет, администрация).
Модель сильный мэр - совет. Отметим характерные особенности этой модели (6.). Мэр и совет избираются всем населением. Сильным мэр называется в силу ряда присущих ему в этой модели полномочий: мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета; самостоятельно
формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее сотрудников администрации; организует работу совета, председательствует на его заседаниях, подписывает акты, принимаемые советом. Для соблюдения баланса совет наделяется правом преодоления вето квалифицированным большинством голосов депутатов. Досрочное прекращение полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей происходит по решению местного референдума.


6. Принципиальная схема модели сильный мэр - совет
Модель слабый мэр - совет. В этой модели мэр избирается из числа депутатов совета (7.). Слабость его заключается в полной подконтрольности и подотчетности совету: мэр не имеет права вето; формирование администрации, назначение на должность и освобождение от нее сотрудников администрации производится им с согласия совета; пределы его права руководства администрацией ограничены решениями совета.

Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется советом по собственной инициативе или инициативе населения.
7. Принципиальная схема модели слабый мэр - совет
Модель совет - управляющий. В этой модели должность мэра не предусматривается (8.). Деятельность совета осуществляется избираемым из числа депутатов совета председателем, который не имеет полномочий по руководству местной администрацией.

Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляя-ющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц администрации. Отношения управляющего с советом определяются условиями контракта.
8. Принципиальная схема модели совет - управляющий
Модель городская комиссия. Эта модель основана на выборности целого ряда должностных лиц местного самоуправления и сочетании представительных и исполнительных функций (9.). При этом избираются не депутаты представительного органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации.

Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица.
9.Принципиальная схема модели городская комиссия
Модель мэр - собрание. Если выбор одной из вышеуказанных моделей определяется в основном социально-политическими условиями и не в очень сильной мере зависит от объекта управления, то модель мэр - собрание может быть рекомендована только для малых поселений, где функции представительного органа может осуществлять непосредственно население. В более распространенной отечественной терминологии эту модель следовало бы назвать староста-сельский сход.

Единственным выборным лицом здесь является мэр (староста), который и осуществляет полномочия всех органов местного самоуправления, за исключением утверждения местного бюджета, отчета о его исполнении и контрольных полномочий. При этом в случае необходимости может формироваться и небольшой аппарат управления, во всяком случае назначаться или выбираться казначей.
Приведенными моделями не исчерпывается все многообразие организационных структур муниципального управления, но на их основе могут быть построены различные модификации и гибридные модели (сочетающие отдельные особенности базовых).
Важно, что базовые модели организационных структур местного самоуправления позволяют путем выбора из небольшого числа практически доказавших свое право на существование вариантов принять за основу один из них и применительно к конкретным условиям развить его до полной структуры органов управления муниципальным хозяйством.



Содержание раздела