Расходы местных бюджетов


7.5 Расходы местных бюджетов
Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель органа власти. Классификация видов расходов исходит прежде всего из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.
Обычно бюджетные классификации различных стран, несмотря на их различие, выделяют две основные группы расходов:
1. Обязательные расходы. К этой группе относят расходы на финансирование отраслей городского хозяйства, связанные с поддержанием определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финансирования данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.
2. Необязательные расходы. К этой группе расходов относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти мероприятия выполняют органы местного самоуправления, исходя из интересов жителей, которых эти органы представляют.
Не менее важным является деление расходов на текущие расходы и расходы на развитие, так как данная классификация позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.
Однако спектр классификаций, применяемых в различных странах, достаточно широк. Это происходит потому, что сами расходы напрямую зависят от роли и места органов местного самоуправления в государственной системе, от того, какая часть общественных дел закреплена за ними. И все же при всем многообразии можно выделить общие черты этих классификаций.

Это необходимо сделать потому, что каждый из видов расходов раскрывает различные стороны бюджетного процесса.
Существуют политическая, административная, специфическая, функциональная и юридическая классификация расходов.
Политическая классификация предполагает разделение расходов как по вертикали (между различными уровнями власти), так и по горизонтали (между отраслями муниципального хозяйства). Основным принципом данной классификации является принцип дополнительности, который предусматривает, что задание, которое может быть выполнено удовлетворительно малой единицей или учреждением, не должно поручаться структуре более высокого уровня или располагающей большим потенциалом. Данный принцип позволяет равномерно распределить нагрузки по различным уровням бюджетов и рационализировать расходы каждого из этих уровней.
Административная классификация предусматривает разделение расходов между структурами администрации. Происходит своеобразное разделение нагрузок внутри органа местного самоуправления. Данная классификация необходима для прояснения эффективности деятельности каждой из служб муниципального образования.
Специфическая классификация разделяет расходы по предназначению (оплата труда, товаров и услуг, строительство, предоставление субсидий и др.). Данная классификация позволяет достаточно четко дифференцировать бюджетные приоритеты.
Приведенные выше классификации считаются традиционными для большинства стран мира и отражают различные стороны финансового планирования расходов. Их значение состоит прежде всего в том, что они позволяют осуществлять общественный и финансовый контроль за рациональным использованием средств в органах власти и управления.
Однако сегодня применение данных классификаций недостаточно, так как необходимость более долгосрочного планирования привела к тому, что в ходе подготовки
финансового плана требуется взглянуть на предполагаемые расходы с точки зрения приоритетов развития.
Функциональная классификация (комплексная) позволяет сделать это. Её основная особенность состоит в том, что за основной признак, по которому происходит разграничение средств, принимаются предметы ведения или функции органов местного самоуправления, которые этим органам передали граждане и законодательство. В данном случае происходит своеобразная оценка стоимости каждой из функций.

Функциональная классификация может применяться при различного рода аналитических работах (бюджетный анализ, определение пропорциональности в финансировании и др.).
Юридическая классификация отражает юридическую природу и исходит из прав на расходование бюджетных средств, предоставленных данным органам местного самоуправления. Данная классификация предполагает достаточно чёткое расписание ролей среди органов местного самоуправления. Она включает в себя деление на расходы по временным операциям (компетенция исполнительной власти) и по окончательным операциям (компетенция представительной власти).


Муниципальные образования крайне разнообразны, а спектр расходов местных бюджетов крайне широк. В связи с этим особое искусство требуется от муниципальных работников при определении приоритетных и первоочередных тех или иных расходов местных бюджетов. При подобном подходе к планированию расходов возникает своеобразная пирамида потребностей муниципального образования, изображённая на 10.
10 Пирамида потребностей
Применение данной пирамиды позволяет распределить расходы местного бюджета на три группы и при последующем планировании доходной части бюджета подобрать доходные источники по степени их надежности. Так, к первой группе будут отнесены расходы, исполнение которых закреплено за каждым конкретным муниципальным образованием законом и соответственно в обеспечение данной группы расходов должны быть закреплены наиболее надёжные источники доходов, прежде всего те, которые переданы государством под исполнение полномочий, вызывающих эти расходы. Поскольку объём задач первой группы устанавливается законодательством, постольку она в значительной степени унифицирована и в федеральном, и в региональном законодательствах.

Более подвижны вторая и третья группы расходов, первоочерёдность которых определяется населением и органами местного самоуправления; такие расходы, естественно, существенно различны для различных муниципальных образований. Так, для одного наиболее значимо строительство школы, для другого -канализационного коллектора. За второй группой также закрепляются доходные источники, и она финансируется из бюджета. Третья группа представляет собой своеобразный
резерв, который отражается в планах и финансируется по возможности или наличию средств, хотя может также финансироваться и за счёт различных форм привлечённых внебюджетных средств.
Подобный подход к планированию расходной части бюджета позволяет:

  1. Составить достаточно полную картину потребностей муниципального образования.
  2. Расположить потребности по степени их значимости и ввести различный режим финансирования и контроля за использованием средств.
  3. Выделить регулируемую часть бюджета (расходы первой группы).
  4. Предоставить инициативу органам местного самоуправления.
  5. В едином хозяйственном плане совместить различные классификации расходов.


Содержание раздела