Этапы развития и реализации местной экологической политики


8.2.Этапы развития и реализации местной экологической политики
Основой формирования местного экологической политики должно стать чёткое понимание той экологической обстановки, которая объективно существует на данный момент в конкретном муниципальном образовании, а также инерционных тенденций её развития. Для того чтобы получить такое представление следует рассмотреть три основных составляющих экологической обстановки.
Во-первых, необходимо учитывать экологическую ёмкость территории муниципального образования - превышена уже эта ёмкость имеющимся масштабом хозяйственной деятельности или пока ещё остаются определенные резервы в данной природной среде. Это значит, что нужен хорошо разработанный кадастр местной экологической обстановки и последующий систематический её мониторинг. Под экологической ёмкостью территории принято понимать способность природы и, в частности, биосферы, преодолеть неблагоприятное воздействие антропогенной деятельности и обеспечить воспроизводство существующих на данной территории природных систем. Единого критерия экологической ёмкости территории нет, но в
принципе может быть использована некая система критериев. С её помощью можно определить, хотя и ориентированные, но имеющие реальные основы предела допустимой совокупной антропогенной нагрузки на конкретные территории.
Оценка экологической ёмкости территории - это задача специальных исследований и служб. Но применение результатов, получаемых этими службами - уже один из важных элементов муниципальной экологической политики.
Во-вторых, как особую составляющую экологической обстановки необходимо учитывать здоровье населения. Именно состояние здоровья людей в большой степени зависит от экологической обстановки в целом. Но с другой стороны, оно само является показателем качеств местной среды обитания.

Медицинская география неопровержимо показывает территориальную привязку многих заболеваний и их связь с качеством среды обитания.
В-третьих, следует выделить выявление и учёт факторов, обусловливающих конкретную экологическую ситуацию в муниципальном образовании. Разумеется, набор факторов обусловивших ту или иную экологическую ситуацию в конкретном образовании, специфичен. Однако ряд факторов следует отнести к числу общих, но имеющих конкретное проявление.
Прежде всего, требует анализа структура местной экономики. Такой анализ необходимо провести по нескольким принципиальным направлениям. Среди них необходимо определить тенденцию изменения ресурсоёмкости местной экономики и в этом контексте рассмотреть объём поступающих в окружающую среду отходов, загрязнений и т.п. В районах добычи минеральных ресурсов большое значение приобретают такие показатели, как загрязнение воздуха и воды, масштаб горновзрывных работ, размеры территорий, требующих рекультивации.

Особый показатель приобретает такой показатель, как уровень концентрации антропогенных воздействий, а следовательно, и оценка локальных резервов экологической ёмкости территории.
В ходе такого анализа выявляются и ранжируются основные причины неблагополучия в экологии муниципального образования, степень их распространённости, становятся более очевидными пути устранения или нейтрализации этих причин.
Набор путей и средств может быть очень широким. В одних случаях необходимо модернизировать материально-техническую базу конкретных производств, в других - внедрить новые технологии, в-третьих - перепрофилировать предприятия или же передислоцировать их.
Для современной России характерна морально устаревшая и физически изношенная материально-техническая база большинства отраслей, преобладание безнадёжно устаревших технологий, чрезвычайно высокая отходность производств.
Поэтому перевод экономики на путь всесторонней интенсификации производства, внедрения прогрессивных технологий, многообразного ресурсопользования и т.п. - всфэто именно те экономико-технологические меры, которые уже сами по себе могут способствовать оздоровлению экологической обстановки.
Здесь названа лишь часть многообразного арсенала средств, применение которых позволяет регулировать и оздоровлять экологическую обстановку на муниципальном уровне. Выбор таких средств с учётом местной специфики, их применение и формирование необходимых для этого финансовых, материально-технических и других ресурсов - одна из главных задач экологической политики на муниципальном уровне.


Как права, так и обязанности органов местного самоуправления в отношении проведения местной экологической политики имеют приоритетное значение перед другими уровнями управления.
Важнейшим финансовым инструментом реализации муниципальной политики в области экологии и охраны окружающей среды является комплекс источников финансирования природоохранных проектов. Перечень существующих потенциально возможных источников финансирования природоохранной деятельности включает: а) Российские . источники финансирования (федеральный, региональный и
муниципальный бюджеты, экологические фонды, собственные средства предприятий, фонды отраслевых министерств, коммерческие займы банков, инвестиционные венчурные фонды, платежи за природные ресурсы); б) внешние источники финансирования (международные организации, двусторонние соглашения, международные финансовые институты).
Экологическая политика должна быть обоснована результатами анализа состояния и компонентов городской среды, проведением стратегической экологической оценки и экологической оценки риска, формулированием экологических проблем, определением приоритетов и аспектов, постановкой целей и задач, согласованием с экономической и социальной политикой города.
Осуществление экологической политики обеспечивается организационно (создание специальных структур при городской администрации, например совета по устойчивому развитию и экологической безопасности), управлением мероприятиями и обучением персонала, отвечающего за реализацию политики, информационными, научными, экономическими и финансовыми ресурсами, аудитом системы экологической политики и функционированием общегородской системы экологического мониторинга, разработкой и выполнением общегородских планов, программ и проектов оздоровительного, природоохранного и ресурсосберегающего направлений.
Этапы разработки и функционирования системы экологической политики города представлены схемой на 13. Фундаментом политики, средством проведения и индикатором ее эффективности являются разрабатываемые и выполняемые в рамках этой политики программы (планы и проекты), которые можно выделить в соответствующие пакеты (комплексы) по ряду характерных признаков.
Комплекс программ финансово-экономического характера призван обеспечивать как функционирование экологической политики в целом, так и выполнение программных направлений экологического блока. Это становление полноценного рынка экологических услуг, развитие системы экологического страхования и экологического аудирования, привлечения
экологических фондов, введения системы экологической сертификации (добровольной и (или) обязательной), создания рынка НИОКР, содействие добровольной экологической деятельности и внедрение систем экологического менеджмента на основе международных стандартов ISO 14000, обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе -потенциально) видов деятельности.
Комплекс программ информационно-аналитического характера призван обеспечить информационную поддержку принятия управленческих решений администрацией города , координацию работ по созданию и функционированию информационной системы экологических и природоохранных служб города, широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающем природной среды и информирование населения и общественности об экологической ситуации и принятых решениях в области экологической безопасности. В программах информационного блока должно быть предусмотрено создание банков данных:

  • источников воздействия на природную среду (включая количественные и качественные характеристики сбросов и выбросов загрязняющих веществ, промышленные и муниципальные отходы);
  • технологий использования и обезвреживания отходов; состояния компонентов среды (атмосферный воздух, водные ресурсы, почва и земельные ресурсы, ландшафт, недра и минеральные ресурсы) и инфраструктуры города (транспортные системы, городские застройки, жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и т.д.);
  • экологически опасных факторов и влияния городской среды на здоровье населения;
  • законов и нормативно-правовых актов в области экологии и охраны окружающей среды;
  • методических материалов по всему спектру экологических и природоохранных вопросов.

13. Этапы разработки и функционирования муниципальной экологической политики.
Особое значение имеет географо-экологическая информационная система оценки качества городской среды (с использованием ситуационно-картографического анализа территории расположения города), которая позволила бы:

  • изучать величины параметров, характеризующих состояние природной среды;
  • наблюдать изменение этих величин на различных участках территории;
  • -выделять зоны наиболее и наименее благополучные по различным показателям качества среды; оценивать соотношение величин участков с различной степенью проявления того или иного параметра; для конкретной точки пространства получать значения по всем характеризующим ее параметрам качества городской среды;
  • получать комплексную оценку состояния окружающей среды по совокупности всех показателей.

Комплекс программ по ограничению антропогенного воздействия па природную и городскую окружающую среду должен включать:

  • ведение кадастров природных ресурсов, эффективное и рациональное использование земель;
  • программы поддержания и развития городской инфраструктуры и систем жизнеобеспечения (в первую очередь, жилищно-коммунального хозяйства, систем водо- и энергоснабжения, транспорта, дорог и т.п.), включая программы Охрана и рациональное использование водных ресурсов, Питьевая вода;
  • территориальную или городскую программу Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления;
  • программы Охрана атмосферного воздуха и рассмотрение проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ с соседними городами, территориями и регионами;
  • содействие выполнению актуальных научно-технических разработок по снижению техногенных нагрузок на городскую экосистему, внедрение современных и экологически безопасных технологий в промышленном (отраслевой разрез), агропромышленном секторах и сфере услуг;
  • деятельность по сохранению биоразнообразия, экосистем и ландшафтов, особо охраняемых природных территорий, озеленению города, решению рекреационных проблем.

В пакете программ социально-экологического характера необходимо предусмотреть:

  • систему социально-экологического мониторинга и систему оценки и управления социально-экологическим риском;
  • медико-экологический прогноз и программы реабилитации здоровья населения, сохранения и улучшения здоровья детей и подростков с учетом природных, социальных и поселенческих факторов риска, улучшения качества пи-.тания;
  • целевая программа экологического домостроения, меры, направленные на социально ориентированное жилищное строительство, учет экологических последствий экономического и градостроительного развития;
  • программы непрерывного экологического образования, экологического воспитания, просвещения и экологического сознания и культуры.


Содержание раздела