Распределение инвестиций среди государств неравномерно.


Распределение инвестиций среди этих государств исключительно неравномерно. Наибольшая доля притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны в 1997 г. (почти 60%) пришлась на страны Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, при этом почти 1/3 составила доля КНР. На втором месте - Латинская Америка (около 38%). В то же время доля всех развивающихся стран Африки составила чуть более 3%. Из общего притока прямых инвестиций в развивающийся мир почти 80% поступает всего в десять стран (табл.

15).
Таблица 15
Ведущие развивающиеся страны-импортеры
прямых иностранных инвестиций в 1997 г.

  Объем импорта инвестиций
Страна
в млрд. дол. США
в % от общего притока инвестиций в развивающиеся страны
1. КНР
44,2
29,6
2. Бразилия
19,7
13,2
3. Мексика
12,5
8,4
4. Сингапур
8,6
5,8
5. Аргентина
6,6
4,4
6. Колумбия
6,0
4,0
7. Чили
5,4
3,6
8. Малайзия
5,1
3,4
9. Венесуэла
5,1
3,4
10. Индонезия
4,7
3,2

 
Особенно преуспел в их привлечении Китай, для которого открытость внешнему миру и иностранному капиталу является одной из важнейших составляющих курса экономических реформ. К началу 1999 г. страна привлекла в виде прямых иностранных инвестиций более 265 млрд. дол. Среди инвесторов ведущее место занимают Гонконг, Тайвань, Япония, США и Сингапур. В значительной степени это капитал зарубежных китайцев (хуацяо).

Важным фактором, способствовавшим иностранным инвестициям, явилось создание в Китае системы районов льготного иностранного инвестирования (специальные экономические зоны, зоны технико-экономического развития, открытые города, открытые приморские экономические районы и др.).
 
Растет в последние годы и роль развивающихся стран в экспорте предпринимательского капитала. Это прежде всего относится к таким НИС, как Гонконг, Бразилия, Мексика, Аргентина, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.
Доля Центральной и Восточной Европы и государств, возникших на месте СССР, в ежегодном притоке прямых иностранных инвестиций возросла в 1990-1997 гг. с 0,1 до 4,6%. Общая сумма накопленных инвестиций по состоянию на конец 1997 г. составила около 62 млрд. дол. Наибольшие суммы прямых инвестиций в этом регионе за 1990-1998 гг. получили Польша (22,9 млрд. дол.) и Венгрия (17,2 млрд. дол.).
Значительные надежды связывались с иностранными инвестициями в России. Пока, однако, их притоку препятствуют политическая нестабильность, финансово-экономический кризис, отсутствие необходимых гарантий для иностранных инвесторов, неустойчивость и слабая проработанность законодательства и другие факторы. В результате, по некоторым оценкам, накопленный объем прямых иностранных инвестиций в России на начало 1999 г. составил всего около 13 млрд. дол. при емкости рынка 40-50 млрд. ежегодно.

Напомним, что КНР получила к этому времени более 260 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций.
Что касается отраслевой структуры прямых зарубежных инвестиций, то во второй половине ХХ столетия наблюдается их последовательная переориентация с отраслей добывающей промышленности (50-е гг.) на обрабатывающую промышленность (60-70-е гг.) и сферу услуг (80-90-е гг.). Если в начале 70-х гг. на сферу услуг приходилось около 1/4 мирового объема накопленных за рубежом прямых инвестиций, то уже к концу 80-х гг. ее доля приблизилась к 50% накопленного объема и составила 55-60% ежегодного потока новых вложений последних лет.
Характерной особенностью современного этапа вывоза капитала помимо возрастания удельного веса и значения прямых инвестиций является возрастание в этом процессе роли государства. Доля государственного капитала в общем вывозе в мире достигает примерно 30%, причем подавляющая его часть (около 90%) идет в развивающиеся страны в виде безвозмездных субсидий и дотаций, государственных долгосрочных кредитов на развитие, государственных коммерческих кредитов и т.д. (так называемая “официальная помощь развитию”). Новым явлением стал и вывоз капитала, осуществляемый через международные организации - МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др., доля которого составляет около 10%.

Важнейшей составной частью МЭО является международный кредит, который выступает в разнообразных формах. Кредиты в денежной форме, имеющие долгосрочный характер, в МЭО получили название внешних займов.
По срокам международные кредиты делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти-семи лет) и долгосрочные (свыше пяти-семи лет).
По назначению (в зависимости от того, какие внешнеэкономические сделки покрываются за счет заемных средств) различают кредиты коммерческие, связанные с внешнеторговыми операциями, и финансовые, используемые на любые другие цели, включая погашение внешней задолженности, приобретение ценных бумаг, инвестиции и др.
Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортер одной страны предоставляет импортеру другой страны отсрочку платежа при реализации товаров и услуг (обычно от двух до семи лет).
Кредиты по видам делятся на товарные, предоставляемые в основном экспортерами своим покупателям, и валютные, выдаваемые банками в денежной форме.
Международные банковские кредиты могут быть связанными и финансовыми. Связанные кредиты имеют строго целевой характер, который закрепляется в кредитном соглашении. Финансовые кредиты, в отличие от них, не имеют строгого целевого назначения и могут быть использованы по усмотрению заемщика на любые цели.
По валюте займа различают международные кредиты, предоставляемые в валюте страны должника или страны-кредитора, в валюте третьей страны, а также в международной счетной валютной единице (СДР, ЭКЮ и др.). Чаще всего валютный кредит предоставляется в валюте страны-кредитора.
Особой разновидностью международного кредита является эмиссия облигаций, акций и других ценных бумаг на международном рынке и иностранных рынках капиталов. В качестве кредиторов здесь выступают инвесторы, помещающие свои средства в иностранные ценные бумаги, а посредниками между ними и заемщиками выступают банки или группы банков.
Общий объем заимствований на мировых рынках капитала в 1995 г. составил 1258 млрд. дол., превысив уровень 1990 г. более чем в три раза. В качестве основных заемщиков выступают, вопреки распространенному мнению, индустриальные страны Запада. На их долю к середине 90-х гг. приходилось до 85-87% всего мирового импорта заемных средств с внешних финансовых рынков, причем около половины импорта заемных средств с мирового рынка падает на США.
Изменилось и соотношение сил среди стран-кредиторов. Еще недавно основным кредитором выступали США, к которым после повышения в 1973 г. цен на нефть присоединились разбогатевшие нефтеэкспортеры (главным образом с Ближнего Востока). Однако к середине 80-х гг. импорт капитала в США превысил американский экспорт и эта страна стала самым большим в мире должником (к 1995 г. иностранный долг страны достиг 862 млрд. дол.). Группа нефтедобывающих стран стала ежегодно брать кредиты, в сумме составляющие почти столько же, сколько они дают в кредит сами.

Новым крупнейшим кредитором стала Япония; менее значительная роль принадлежит Швейцарии, Тайваню и некоторым западноевропейским странам.
Международный кредит способствует ускорению развития производительных сил, интернационализации производства и обмена. Он является мощным фактором расширения международной торговли, порождая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, создает благоприятные предпосылки для притока прямых иностранных инвестиций в страну-должника. Кредит обеспечивает перераспределение финансовых средств между странами, что позволяет использовать средства с большей эффективностью или удовлетворять наиболее острые потребности в заемных средствах. Однако чрезмерное привлечение международных кредитов и их неэффективное использование способно привести к неблагоприятным последствиям для заемщиков.

Об этом свидетельствует кризис внешней задолженности развивающихся стран.
С 1970 по 1991 г. внешний долг развивающихся стран увеличился почти в 15 раз (с 85 млрд. до 1,25 трлн. дол.). Взятые кредиты использовались неэффективно, зачастую на непроизводственные цели - закупки вооружений, финансирование престижных расточительных проектов, покрытие дефицита платежного баланса и т.д. Неуклонно росли трудности с выплатой долга, чему способствовало и повышение процентных ставок в начале 80-х гг. В эпицентре кризиса оказались государства Латинской Америки, на которые приходилась 1/3 всего долга развивающихся стран.

Уже в 1982-1983 гг. многие развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки оказались не в состоянии выполнять свои кредитные обязательства (у некоторых из них на выплату процентов и погашение долгов уходили почти все доходы от экспорта). Для погашения старых долгов и уплаты процентов они требовали отсрочки платежей и предоставления новых кредитов, но были вынуждены все же продолжать переводить огромные средства своим кредиторам.



Содержание  Назад  Вперед