Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой


В результате начался отток средств из развивающегося мира, приведший к практическому приостановлению экономического роста, сокращению доходов и потребления на душу населения во многих государствах. К началу 90-х гг. в результате экономических реформ и структурной перестройки в ряде стран-должников, а акже переговоров между заемщиками и кредиторами остроту проблемы удалось несколько снизить. Для облегчения проблем задолженности созданы два “клуба” – Парижский, объединяющий 19 государств-кредиторов, и Лондонский, членами которого являются около 600 коммерческих банков-кредиторов.

Обычной практикой стала реструктуризация долгов - их отсрочка, а в некоторых случаях – полное или частичное списание. Важную, хотя и неоднозначно оцениваемую роль в оказании помощи странам-должникам при перестройке их экономики играет МВФ. Тем не менее за первую половину 90-х гг. задолженность развивающихся стран, а также присоединившихся к ним государств с переходной экономикой (бывших социалистических) официальным и частным кредиторам Запада возросла более чем на четверть и достила почти 2 трлн. дол. (1998 г.). Перечень крупнейших должников приведен в табл. 16.
Таблица 16
Развивающиеся государства и страны с переходной экономикой
с наибольшими размерами внешнего долга (1997 г.)

Страна
Величина внешнего долга
 
  в млрд. дол. США
в % к ВНП
1. Бразилия
194
23
2. Мексика
150
37
3. Республика Корея
143
33
4. Индонезия
136
62
5. Китай
147
15
6. Россия
126
27
7. Аргентина
123
38
8. Индия
94
18
9. Таиланд
93
61
10. Турция
91
43
11. Малайзия
47
48
 
12. Филиппины
45
51
 
13. Польша
40
27
 
14. Венесуэла
36
41
 
15. Чили
31
43
 

 
Самая тяжелая ситуация с внешним долгом – у стран Африки, расположенных южнее Сахары, где внешний долг в среднем превышает 70% ВВП. У развивающихся стран Западного полушария абсолютная величина долга в 3,3 раза выше, но отношение долга к ВВП намного лучше – 36% (конец 1998 г.).
Ситуация с внешним долгом СССР оставалась благоприятной вплоть до середины 80-х гг. Затем Советский Союз стал активно занимать деньги у Запада (“кредиты под Горбачева”). Заимствования под перестройку увеличили внешний дол страны с 28 (в 1985 г.) до 95 млрд. дол. (в начале 1990-х г.).

После распада СССР России пришлось пойти на “нулевой вариант”, взяв на себя весь бывший советский долг и взяв себе все активы бывшего СССР (долги других стран, недвижимость за рубежом и т.д.)41.
В апреле 1996 г. наша страна подписала рамочное соглашение с Парижским клубом стран-кредиторов о 25-летней реструктуризации задолженности бывшего СССР в размере около 38 млрд. дол. Соглашение предусматривает предоставление России 6-летнего льготного периода, в течение которого будут выплачиваться только проценты по долгу. Погашение же основной суммы долга начнется только в 2002 г. и завершится через 20 лет.

В 1997 г. достигнуты двусторонние договоренности о реструктуризации долга России перед ФРГ, США и Швейцарией (на общую сумму около 20 млрд. дол.), на долю которых приходится 50% долгов бывшего СССР, а также соглашение о полной реструктуризации долга Советского Союза с членами Лондонского клуба кредиторов. Тем не менее, не успев разобраться со старыми долгами, Россия стала набирать новые. В результате внешний долг России на 1 января 1999 г. составил 150,6 млрд. дол. США (из них на долги бывшего СССР приходилось 79,9 млрд.).

Бремя внешнего долга, несмотря на соглашения о реструктуризации задолженности, остается весьма серьезным – вплоть до 2005 г. страна должна выплачивать от 14 до 19 млрд. дол. ежегодно.

В сентябре 1997 г. Россия стала членом Парижского клуба стран-кредиторов, что дает ей возможность принимать участие в реструктуризации задолженности других государств. На 1 января 1999 г. 57 стран были должны России примерно 100 млрд. руб. (около 150 млрд. дол. по курсу Госбанка СССР, котируемому Банком России для платежно-расчетных и торговых соглашений бывшего СССР). Свои долговые обязательства перед Россией выполняют, однако, в той или иной степени только менее трети стран-должников. Значительная часть долгов иностранных государств России (долги наименее развитых стран) может быть отнесена к разряду безнадежных.

С учетом этого реальная стоимость долгов бывшего СССР в СКВ, по различным экспертным оценкам, составляет 30-40 млрд. дол.
Основой аккумуляции и перераспределения между странами ссудного капитала является мировой рынок ссудного капитала. Он представляет собой совокупность кредитно-финансовых учреждений и фондовых бирж, предоставляющих кредиты и займы иностранным заемщикам. Мировой рынок ссудных капиталов подразделяется на мировой денежный рынок (краткосрочный) и мировой рынок капиталов (средне- и долгосрочный).
Основными видами операций на мировом рынке ссудного капитала являются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг, преимущественно в виде облигаций (выделяют мировой рынок ценных бумаг), предоставление и получение банковских кредитов. В 80-е гг. на мировом рынке капиталов ссудные операции, опосредуемые выпуском ценных бумаг, значительно расширились. Эта тенденция именуется секьюритизацией мирового рынка ссудного капитала.
В качестве кредиторов на мировом рынке выступают частные банки и фирмы, прежде всего ТНК и ТНБ, фондовые биржи (примерно 40% всех операций); государственные предприятия, правительственные и муниципальные органы (более 40%); международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации (около 20%). Основными заемщиками являются ТНК, правительства, международные валютно-кредитные и финансовые организации.
По кредитам мирового рынка ссудных капиталов применяются фиксированные и плавающие (с 70-х гг.) процентные ставки, которые базируются на процентных ставках стран-ведущих кредиторов (прежде всего США).
Мировой рынок капиталов состоит из нескольких крупнейших финансовых центров, аккумулирующих и распределяющих огромную массу ссудных капиталов по всему миру. Они связаны между собой системами электронной передачи данных (наиболее известная из них – Всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть (SWIFT)).
В настоящее время существует два вида мировых финансовых центров: одни возникли на базе национальных рынков капитала (в зарубежной печати их называют рынками иностранного капитала), другие - на базе международных рынков капитала. Хотя первые появились раньше, ныне они имеют подчиненное значение. Подавляющее же большинство мировых финансовых центров представляет собой совершенно новые образования, возникшие на основе международных рынков капитала, а точнее, еврорынков.
Ведущим мировым финансовым центром является Лондон. Он занимает первое место в мире по объему международных валютных (30% мирового объема), кредитных и депозитных операций, является мировым монополистом в области страхования. Как рынок золота он делит мировое первенство с Цюрихом.
Крупными международными финансовыми центрами, расположенными в Европе, являются также Цюрих, Париж, Франкфурт-на-Майне, Люксембург. Цюрих - крупнейший в мире финансовой центр по реэкспорту капитала, крупнейший (наряду с Лондоном) рынок золота, один из крупнейших валютных рынков и рынков банковских кредитов. Париж - преимущественно рынок международного капитала в форме банковских кредитов. Главные рынки Франкфурта-на-Майне (Германия) - рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.

Это экономический центр ЕС – здесь находится Европейский центральный банк (ЕЦБ). Люксембург - типичный пример мирового финансового центра нового времени, крупнейший в мире рынок долгосрочного капитала. Его быстрому послевоенному взлету способствовал статус “финансового оазиса”, расположенного в самом центре Западной Европы (в Люксембурге действует более 200 банков, преимущественно иностранных).
Нью-Йоркский центр, в отличие от других финансовых центров, был и остается иностранным рынком капитала, рынком иностранных кредитов. Он является главным источником евродолларов. Основная масса евродолларов и евровалютной составляющей этого центра перебрасывается через Торонто (Канада) и финансовые центры Карибского бассейна (Багамские и Каймановы острова).

На Нью-Йорк приходится 16% от общего объема международных валютных операций.
В последние десятилетия неуклонно повышается роль Токио как международного финансового центра, хотя его полноценному утверждению в этом качестве препятствует строгий контроль и регламентация международных валютно-финансовых операций в Японии.
В 70-е-80-е гг. в международных валютно-кредитных отношениях существенно возросла роль мировых финансовых центров, расположенных в развивающихся странах. Они возникли преимущественно на основе роста там собственных национальных рынков капиталов или на базе льготного налогового и валютного режима в так называемых “оффшорных” центрах и зонах.



Содержание  Назад