КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОЛИТИКА




10. Графики колебания цен относительно цены равновесия

3. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.
В этом случае, как показано на 9в, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен (рис 10в).
Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменение спроса потребителей и т.д.). Однако она обладает достоинством, так как покрывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.

4. КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОЛИТИКА
Приступая к изложению этого вопроса, целесообразно отметить, что экономическая категория "конкуренция" - наиболее известный фундаментальный термин. Однако его многоликость не позволяет трактовать его однозначно. Остановимся лишь на некоторых точках зрения по определению понятия "конкуренция".

А.Смит трактовал ее как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. И.Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Подобные высказывания позволяют оценить конкуренцию как борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.

С другой стороны, конкуренцию можно рассматривать как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм.
Анализ ситуации конкуренции можно осуществить исходя из четырех главных критериев:
1) В зависимости от характера поведения продавца различают:
а) полиполитическую конкуренцию;
б) олигополитическую конкуренцию.
2) В зависимости от степени дифференциации товара различают:
а) конкуренцию однородную;
б) конкуренцию гомогенную (без дифференциации товара) и разнородную;
с) конкуренцию гетерогенную (с дифференциацией товара).
3) В зависимости от степени свободного проникновения в отрасль различают:
а) конкуренцию открытую;
б) конкуренцию закрытую.
4) В зависимости от применяемых действий различают:
а) конкуренцию ценовую;
б) конкуренцию неценовую.
Рассмотрим существующие разночтения в определении понятия "конкуренция".
Чистая конкуренция характеризуется наличием многочисленных продавцов и покупателей, занимающихся продажей-покупкой гомогенного продукта. В этих условиях на рынке отсутствует продуктовая дифференциация, и многочисленные продавцы и покупатели, действуя независимо, не могут воздействовать на формирование рыночных цен. В качестве примера существующей чистой конкуренции можно привести финансовый рынок личных сбережений и рынок сельскохозяйственной продукции США (рынок муки).
Совершенная конкуренция (свободная) характеризуется рядом черт:
- мобильностью ресурсов внутри рынка;
- свободными входом и выходом на рынок;
- независимостью действий продавцов друг от друга;
- однородностью произведенной продукции;
- объемом реализуемой продукции;
- доступностью и полнотой информации о ценах.
Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже при условии, когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.
Несовершенная, монополистическая конкуренция возникла в конце XIX - начале XX вв. в связи с образованием монополий. Данный период характеризуется концентрацией капитала, возникновением акционерных обществ. Термин "монополия" в буквальном смысле слова означает наличие единственного продавца товара. Однако в настоящее время термин утратил первоначальное толкование и используется для обозначения разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

Основными чертами монополистической конкуренции являются высокие монопольные цены и монопольные прибыли.
Анализируя проблему монополистической конкуренции, различают следующие виды конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигопсония, олигополия, дуополия, билатеральная монополия.
Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монопольия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца.
Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.
Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.
Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства.
Билатеральная монополия (двусторонняя) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя.
Любая форма соперничества (конкуренции) основана на применении ценового механизма. Формирование цен происходит в результате трехстороннего соперничества. В этой связи различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализуемый продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий: продавец-монополист, обладающий незначительной степенью монопольной власти; продавец ранжирует покупателей по группам, согласно их платежеспособности; первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовывать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов).
Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: первое - совершенствование технической стороны товара; второе - улучшение приспосабливаемое(tm) товара к нуждам потребителя. Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, суть конкуренции может быть выражена единой концепцией, позволяющей выявить и оценить природу и интенсивность конкуренции.
Согласно исследованиям известного английского ученого М.Е.Портера, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
2. Конкуренция среди товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.
Представленная модель является концептуальным средством для формулирования и изучения структурных схем конкурентных сил (схема 8).
Пять сил конкуренции определяют в конечном счете условия, в которых функционирует каждый рынок, и составляющие его экономические единицы. Состояние каждой силы
Схема-8.


и их совместное воздействие определяют возможности конкретной производственной системы в конкурентной борьбе и ее потенциал.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Спрос, предложение, функция спроса, функция предложения, равновесная цена, равновесный объем, эластичность, отрасль, взаимозаменяемые товары, взаимодополняемые товары, равновесие, устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие, гипотеза Вальраса - Хикса, гипотеза А.Маршалла, конкуренция, виды конкуренции, силы конкуренции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение категорий "спрос", "предложение". Что характеризуют кривые спроса и предложения?
2. Какие варианты проявления эластичности вы знаете?
3. Назовите условия устойчивого равновесия.



Содержание  Назад  Вперед