Внешняя торговля России


по 1998 г.; сокращение импорта продолжалось до 1999 г., и за 1995-1999 гг. он сократился в 2 раза; положительное сальдо торгового баланса за 1996-1999 гг. в среднегодовом исчислении составило 22,7 млрд. долл.
     2000 год был рекордным для России: экспорт увеличился на 43% и составил 90,8 млрд. долл.; активное сальдо торгового баланса приблизилось к 60 млрд. долл., что равняется 1,5 федеральным бюджетам. Показатели свидетельствуют о чрезмерной зависимости России от экспортных доходов, которые получены только за счет роста мировых цен на сырье.

Таблица 12.10. Внешняя торговля России (в млрд. долл.)*
Годы
Экспорт
Импорт
Сальдо
1990
88,5
94,8
-6,3
1991
66,8
54,2
12,6
1992
54,2
43,0
11,2
1993
59,2
42,2
+17,0
1994
66,2
50,5
+15,7
1995
77,8
57,9
+19,9
1996
72,0
47,3
+24,7
1997
69,9
53,4
+16,5
1998
59,1
43,7
+15,4
1999
63,5
29,1
+34,4
2000
90,8
31,4
+59,4
Примечание. * Без неорганизованной торговли.

В товарной структуре России не происходит существенных изменений. Основу ее экспорта составляют энергоносители и топливо, доля которых на протяжении 1990-х гг. оставалась почти неизменной и колебалась в пределах 42-47%. Доля металлов и драгоценных камней возросла с 16,0% в 1990 г. до 27,3% в 1998 г., к 1999 г. она несколько снизилась и составила 25,4%.

Доля машин, оборудования и транспортных средств, составлявшая в 1990 г. 18,1% (без продукции военно-промышленного комплекса), снизилась к 1999 г. до 10,6% (табл. 12.11).

Таблица 12.11. Товарная структура российского экспорта (в % к итогу)
 
1990
1992
1993
1994
1997
1998
1999
Энергоносители и топливо
45,4
47,1
46,7
45,1
47,8
42,5
44,2
Металлы и драгоценные камни
16,0
18,4
20,6
26,4
24,0
27,3
25,4
Продукты химии, каучук
4,8
6,2
6,4
8,2
8,3
8,4
8,6
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
4,1
3,2
3,6
3,9
4,3
4,8
5,1
Текстиль и текстильные изделия
1,1
1,0
0,7
2,0
1,1
1,6
1,4
Продовольствие и с.-х. сырье
2,1
3,9
4,0
4,2
2,8
3,0
2,7
Машины, оборудование, транспортные средства
18,1
10,8
8,1
8,3
10,3
11,5
10,6
Прочие товары
8,4
9,4
9,9
1,9
1,4
0,9
2,0


Россия остается поставщиком базовых товаров на мировой рынок, где реализуется значительная часть произведенной продукции (см. табл. 12.9). В 1990 г. на мировом рынке было продано 29,5% добытой нефти, в 2000 г. экспортная квота сырой нефти возросла до 45,1%; экспортная квота нефтепродуктов возросла с 1992 до 2000 г. с 14,8 до 35,7% за тот же период.

В 2000 г. на мировом рынке было реализовано 35,1% добытого природного газа, 77,2% минеральных удобрений, 90,4% древесной целлюлозы.

Таблица 12.12. Отношение экспорта к производству некоторых базовых товаров в России (в %)
 
1990
1992
1993
1994
1997
1998
1999
2000
Нефть сырая
29,5
35,4
34,7
40,2
42,7
46,6
44,2
45,1
Нефтепродукты
-
14,8
30,3
25,4
34,0
32,8
30,0
35,7
Газ природный
27,3
30,2
27,6
30,4
36,9
35,6
36,5
35,1
Минеральные удобрения
-
69,3
72,0
70,4
72,0
72,8
80,6
77,2
Лесоматериалы
-
6,7
10,1
12,4
29,3
34,3
35,6
-
Целлюлоза древесная
-
40,8
66,4
79,1
82,8
77,6
78,1
90,4

В 2000 г. основными статьями экспорта остались сырая нефть (24,6%), нефтепродукты (10,5%), природный газ (16,1%), черные металлы (6,5%) и другие виды сырья. Доходы от экспорта сырья составили 35% ВВП по официальному обменному курсу рубля. Доля машин, оборудования и транспортных средств сохранилась на прежнем уровне - в экспорте 8,9%, в импорте - 31,3%.
     Основными покупателями российской продукции являются развитые страны, на которые приходится более половины российского экспорта (1994 г. - 51,8%, 2000 г. - 56,4%). Главный покупатель российских товаров - Европейский союз, на рынках которого в 2000 г. было реализовано 71,7% российского экспорта в развитые страны (см. табл. 12.12). Доля Германии в российском экспорте в развитые страны составила в 2000 г. 20,0%; Италии - 14,0%; Великобритании - 8,8%; Финляндии - 6,0%; Франции - 3,7%.

Экспорт России в США составил около 9% экспорта в развитые страны, Японии - 5,5%.

Таблица 12.13. Внешняя торговля России с развитыми странами (млрд. долл.)
 
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Всего
Экспорт из России
34,3
38,4
41,0
41,3
35,6
36,1
51,2
Импорт в Россию
20,1
22,2
23,2
27,2
22,7
16,1
16,0
Евросоюз
Экспорт
23,2
26,7
27,1
28,4
23,9
24,4
36,7
Импорт
15,3
17,9
17,1
19,8
16,4
11,6
11,1
ФРГ
Экспорт
6,4
6,0
6,7
6,5
6,1
6,4
9,2
Импорт
5,7
6,5
5,8
6,7
5,9
4,5
3,9
Италия
Экспорт
3,0
3,4
2,8
3,6
3,3
3,7
7,2
Импорт
1,6
1,8
2,4
2,7
1,9
1,2
1,2
Великобритания
Экспорт
4,3
3,1
2,9
3,0
2,9
2,9
4,5
Импорт
0,9
1,1
1,2
1,5
1,2
0,7
0,8
Франция
Экспорт
1,3
1,5
1,6
1,6
1,5
1,2
1,9
Импорт
1,0
1,1
1,3
1,6
1,6
1,2
1,2
Финляндия
Экспорт
2,0
2,4
2,5
2,8
2,1
2,4
3,1
Импорт
1,6
2,0
1,8
1,9
1,5
1,0
1,0
США
Экспорт
3,6
4,5
5,1
4,8
5,4
5,0
4,6
Импорт
2,0
2,6
3,0
4,1
4,2
2,4
2,7
Япония
Экспорт
2,8
3,6
3,4
3,1
2,3
2,2
2,8
Импорт
1,1
0,8
1,0
1,0
0,8
0,5
0,5
<
p> Главными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Украина, Белоруссия, Казахстан, совокупная доля которых в российском экспорте в СНГ составила в 1998 г. 88%, в импорте - 85%. Внешнеторговые связи со странами СНГ сокращаются. Доля СНГ в общем российском товаробороте в 1995 г. составила 23%; в экспорте - 16,8; в импорте - 28%; в 2000 г. доля стран СНГ в российском товарообороте равнялась 18%; в экспорте - 13,3%; в импорте - 34,3%. В страны СНГ поставляется в основном сырье. По статьям "машины, оборудование, транспортные средства" Россия имеет отрицательный баланс со странами СНГ, т.е.

Россия больше покупает, чем продает.
     Россия осуществляет поставки в страны СНГ по ценам ниже мировых, закупает часто по ценам, близким к мировым, осуществляя тем самым скрытое субсидирование этих стран. В 1995 г. российский газ поставлялся в страны ближнего зарубежья по цене ниже мировой на 36%; удобрения и лес - на 34; нефть - на 31%; нефтепродукты - на 21%; уголь - на 16%. По подсчетам Всемирного банка, скрытое субсидирование составило в 1991 г. 3% ВВП; в 1992 г. - 1,6; в 1993 г. - 1,0; в 1994 г. - 0,7% ВВП.

В 2001 г. нефть экспортировалась в Белоруссию по ценам ниже, чем в западноевропейские страны в 2,2 раза (50 долл. за 1 т), на Украину - на 38%.
     Россия имеет положительный торговый баланс со странами СНГ, в результате чего накапливаются неплатежи, которые затем или списываются или реструктурируются не всегда на выгодных для России условиях. В октябре 2001 г. Россия подписала с Украиной соглашение о реструктуризации долгов за газ в размере 1,4 млрд. долл. с продлением срока выплаты на 12 лет из-за низкого процента, с трехлетними налоговыми "каникулами", т.е. платежи начнут поступать только в конце 2004 г. Все это позволяет сделать вывод о том, что торговля с СНГ пока не является фактором экономического развития российской экономики.
12.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

  • Классификация торгуемых услуг

В современном мировом хозяйстве все более важную роль приобретают услуги; их удельный вес в мировом ВВП оценивается в 65%. Услуги относятся к сфере нематериального производства.
Услуги - это изменение в положении физического или юридического лица, произошедшее в результате каких-то действий на основе взаимного соглашения с другим физическим или юридическим лицом.
Согласно Международной стандартизированной промышленной классификации ООН, большинство услуг относится к так называемым неторгуемым товарам, т.е. к товарам, потребляемым в той стране, где произведены. Неторгуемые товары не перемещаются между странами.

  • Услуги можно сгруппировать следующим образом:
  • коммунальные услуги и строительство;
  • оптовая и розничная торговля, рестораны, гостиницы, туристические базы и кемпинги;
  • транспортировка (поездки), хранение, связь, финансовое посредничество;
  • оборона и обязательные социальные услуги;
  • образование, здравоохранение и общественные работы;
  • прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Велика роль услуг в национальных экономиках развитых стран, и она возрастает. Доля услуг в ВВП, а также в занятости развитых стран превышает 70%. Что еще важнее - увеличение занятости в значительной степени связано с расширением и диверсификацией услуг как личных, так и производственных.

В высокоразвитых странах доля услуг увеличивается в результате роста производительности труда и сокращения занятости в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве; а также за счет предложения новых услуг.



Содержание  Назад  Вперед