Классификация таможенных пошлин


Классификация таможенных пошлин

  • По способу установления пошлины бывают: адвалорные (в процентах с цены) и специфические (ставка с объема, веса и т.д.), комбинированные - и то, и другое, т.е. с одного товара взимаются две пошлины - адвалорная и специфическая.
  • По направлению движения товара пошлины могут быть экспортными, импортными, транзитными.
  • По направлению действия пошлин - преференциальные и дискриминационные.
  • В зависимости от уровня цен на товары - компенсационные и антидемпинговые пошлины устанавливаются для выравнивания цен.
  • В зависимости от того, производится или не производится товар в данной стране, - пошлины считаются фискальными, если они взимаются с товаров, не производимых в данной стране; протекционистские пошлины устанавливаются на товары, производимые в данной стране.

Кроме таможенных пошлин при пересечении границы с товаров взимаются различные поборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, экспортные налоги, импортные сборы, компенсационные сборы и т.п. К финансовым методам регулирования относятся различные валютные ограничения, в том числе авансовые депозиты, ограничения на обмен валюты, валютный курс, валютный контроль.

  • В качестве средств регулирования внешней торговли широко применяются нетарифные методы регулирования, главным образом, это административные методы:
  • Введение запрета на экспорт или импорт того или иного товара.
  • Установление экспортного контроля.
  • Введение квот или контингентов, которые могут быть определены в объеме товаров или в общей сумме импорта или экспорта товара (квотирование и контингентирование).
  • Для регулирования и учета торговли широко применяются лицензии, которые могут быть генеральными (общими), индивидуальными, разовыми или автоматическими.
  • К техническим средствам регулирования относятся таможенные формальности, технические стандарты, санитарные, экологические и другие нормы безопасности.
  • В некоторых странах в отдельных случаях вводится государственная монополия на экспорт или закупки того или иного товара, которая осуществляется через государственные организации или фирмы, назначенные государством.
  • В некоторых странах разрабатываются и осуществляются среднесрочные внешнеторговые программы.
  • Государство осуществляет страхование, кредитование, гарантирование внешней торговли.
  • Широко применяются, несмотря на запрет, экспортные субсидии, которые носят скрытный характер и предоставляются в виде прямых платежей или налоговых льгот; в форме субсидированных займов экспортерам; выдачи экспортных кредитов иностранцам под низкий процент.

Большое распространение получили добровольные экспортные ограничения (ДЭО), которые по договоренности партнеров возлагают на экспортера бремя снижения экспорта.
     Государственное регулирование импорта осуществляется в соответствии с краткосрочными и стратегическими национальными задачами. Главная цель регулирования импорта - это защита национального производства. Вместе с тем осуществляется ограничение импорта для поддержания активного торгового баланса или снижения его дефицита.

Импортное регулирование проводится также с целью получения необходимых товаров для развития производства и удовлетворения потребностей населения с целью поощрения импортозамещающего производства в рамках экономической стратегии импортозамещения, в том числе и в специальных промышленных зонах. Импортозамещающее производство - это производство товаров, направленное на вытеснение импорта.
     Экспортная политика и средства ее осуществления. Главные задачи в области экспортной политики - это увеличение валютных доходов посредством увеличения объема экспорта и стабилизации цен, диверсификации его товарной структуры, освоения новых рынков.
     Стимулирование экспорта осуществляется во многих странах уже на стадии производства в рамках экспорториентированной экономической стратегии. Специальным экспортным зонам и отдельным экспорториентированным предприятиям предоставляются льготы при закупке иностранных технологий, оборудования, сырья, привлечении иностранных специалистов. Такие предприятия или зоны пользуются таможенными, валютными льготами, получают освобождение от налогов или налоговые каникулы, снижение выплат в социальные фонды, льготные платежи за энергию, воду, ассигнования на модернизацию и т.п.
     На стадии экспорта осуществляется отмена пошлин и других сборов, выдаются премии, возвращаются налоги, предоставляются субсидии. Государство осуществляет страхование, кредитование экспортера или импортера, обеспечивает выгодный валютный курс; предоставляет информационные, консалтинговые, образовательные услуги экспортерам; оказывает помощь молодому, малому, инновационному бизнесу.
     Тем не менее применяются и ограничения в виде запрета экспорта того или иного товара по политическим и иным мотивам, по причинам безопасности (контроль над технологиями военными и двойного назначения), в целях охраны национального достояния. Возможен запрет или ограничение вывоза сырья под предлогом истощения сырьевых ресурсов или удовлетворения национальных нужд. Возможны ограничения на вывоз субсидированных дефицитных товаров путем введения квот, пошлин, лицензий, налогов на экспорт.


Международные организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. 23 странами; оно вступило в силу 01.01.1948 г. и действовало до 1995 г., когда на его основе была создана Всемирная торговая организация (ВТО). ГАТТ способствовало либерализации торговли посредством международных переговоров. Функции ГАТТ состояли в выработке правил международной торговли, урегулировании и либерализации торговых отношений.

  • Принципы ГАТТ:
  • либерализация международной торговли путем снижения таможенных пошлин и ликвидации других ограничений;
  • устранение дискриминации посредством введения принципа наибольшего благоприятствования в отношении экспорта, импорта и транзита товаров;
  • безопасность торговли;
  • предсказуемость действий предпринимателей и регламентация действий правительств;
  • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок, урегулирование споров через переговоры и консультации.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством регулярного проведения многосторонних переговоров (раундов), а также конференций министров 1 раз в 2 года. С 1948 г. было проведено восемь раундов. Средневзвешенная мировая таможенная пошлина составляла в 1940-1950-х гг. 40-50%; в начале 70-х гг. - 8-10; в конце 80-х гг. - 4-5%, в 90-х гг. она снизилась до 3-4% для развитых стран.

В рамках ГАТТ были введены односторонние льготы в пользу развивающихся стран.
     Наиболее результативными были три последних раунда. В соответствии с решениями Кеннеди-раунда (1964-1967 гг.) за 5 последующих лет таможенные пошлины были снижены в среднем на 35%. В ходе 7-го тура переговоров (Токио-раунд, 1973-1979 гг.) осуществлялось снижение пошлин на 33% поэтапно с 1.01.80-88 гг.

Кроме того, было принято соглашение по нетарифным барьерам, где было сказано о том, что нельзя применять в протекционистских целях национальные стандарты и технические регламенты.
     8-й тур переговоров (Уругвайский раунд) состоялся в 1986-1993 гг., в нем участвовали 117 государств, заключительный акт вступил в силу с 01.06.1995 г. На основе ГАТТ в 1995 г. была создана Всемирная торговая организация (ВТО).

  • Основные результаты Уругвайского раунда:
    1. Тарифы должны быть сокращены в среднем от 4,7 до 3%; доля беспошлинных товаров должна увеличиться с 20-22 до 40-45%; были отменены тарифы на фармацевтические товары, медицинское оборудование, писчебумажную продукцию и сталь.
    2. Квоты на импорт сельскохозяйственной продукции, текстиль и одежду должны быть заменены менее обременительными тарифами в течение 10 лет. Тарифы развивающихся стран на сельскохозяйственную продукцию должны быть сокращены на 24%, развитых стран - 36%; на текстиль они должны быть снижены на 25%.
    3. Антидемпинговые пошлины не были запрещены, но их применение должно быть более обоснованным.
    4. Объем субсидируемого сельскохозяйственного экспорта должен быть сокращен на 21% за 6 лет. Государственные субсидии на промышленные исследования должны быть ограничены в пределах 50% от стоимости прикладных исследований.
    5. Страны могут временно повышать тарифы или вводить другие ограничения против импорта, если он наносит ущерб отрасли. Запрещается применение санитарных норм и стандартов безопасности в целях протекционизма.
    6. Соглашение обеспечивает 20-летнюю защиту патентам, товарным знакам, авторским правам; допускает 10-летнюю защиту патентам в фармацевтике.
    7. Было принято решение о дальнейших переговорах об ограничениях государственных субсидий производителям гражданской авиации, о либерализации рынка телефонной связи, об ограничениях европейских субсидий на сталь.
    8. Инвестиционные меры, связанные с торговлей. Соглашение исключает выдвижение требований о том, чтобы иностранные инвесторы обязательно приобретали ресурсы на внутреннем рынке или экспортировали столько, сколько они импортируют.
    9. Было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами, в котором были определены взаимные обязательства стран по торговле услугами; были составлены списки начальных уступок по доступу на рынки услуг; был введен специальный статус отдельных финансовых и телекоммуникационных услуг.

Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, получила полномочия заниматься не только промышленными, но и сельскохозяйственными товарами, а также услугами и вопросами интеллектуальной собственности.



Содержание раздела