Страхование нерезидентов страховыми компаниями резидентов.


В слаборазвитых экономиках высокая доля сферы услуг часто связана с неразвитостью материального производства. В таких странах, особенно небольших, основная часть населения занята в традиционной сфере обслуживания - торговле, общественном питании, гостиничном бизнесе.
     Услуги - это товар, ибо они производятся для продажи, но товар особый, отличный от товара в его натурально-вещественной форме. В отличие от товара услуги, как правило, невидимы, неосязаемы, не подлежат хранению и накапливанию. Как говорится, услуги - это чаще всего то, что можно продать, но нельзя уронить.

Однако имеются и исключения; некоторые услуги вполне осязаемы (например, компьютерная программа на дискете), видимы (стрижка), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика), не всегда требуют прямого взаимодействия продавца и покупателя (выдача денег по дебиторской карточке). Торговля товарами - это торговля видимыми товарами, торговля услугами - это торговля невидимыми товарами, "невидимая торговля".
     Экспорт услуг не обязательно сопровождается вывозом самой услуги и пересечением границы. В отличие от товара, торговля которыми не связана с их производством, торговля услугами связана с их производством. Многие услуги относятся к неторгуемым товарам; однако некоторые услуги становятся торгуемыми, если они предоставляются нерезиденту, т.е. жителю другой страны.

Экспорт услуги означает ее продажу нерезиденту, импорт - получение услуги он нерезидента. Экпортные доходы от продажи услуг включают поступления, полученные от нерезидентов; расходы по импорту услуг включают платежи за услуги, полученные от нерезидентов.
     Продажа услуги обычно требует непосредственного контакта продавца с покупателем, перемещения того или другого. Например, туристский бизнес связан не с вывозом услуг, а с привлечением покупателей услуг. Интернет расширяет возможности получения иностранных образовательных, медицинских и иных услуг.

Производство услуг чаще всего объединено с их экспортом (продажей нерезиденту) в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи покупателя и продавца, при этом либо покупатель приезжает к продавцу, либо наоборот, или они движутся навстречу друг другу.
     В международный оборот пока еще поступает незначительная часть услуг, которые широко торгуются на месте. В международном обмене доля услуг в 4-5 раз ниже товарной торговли. Международный рынок услуг расширяется за счет либерализации национальных рынков услуг, т.е. за счет допущения нерезидентов (иностранного капитала) в различные сферы деятельности, относящиеся к услугам.

Для России, в частности, актуальным является вопрос допущения иностранного капитала в банковское и страховое дело.
     К услугам, которые являются предметом международной торговли (торгуемым) и включаются в текущие статьи платежного баланса, относятся виды услуг, приводимые в следующей класификации. Классификация торгуемых услуг

  1. Транспорт (подвиды - пассажирский и грузовой; платежи осуществляются между резидентами и нерезидентами за международную перевозку и оказание сопутствующих услуг).
  2. Поездки (подвиды - деловые и личные), которые предполагают платежи за товары и услуги, приобретенные нерезидентами.
  3. Связь (платежи осуществляются за услуги почтовой, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами).
  4. Строительство (платежи за строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами).
  5. Страхование нерезидентов страховыми компаниями резидентов.
  6. Финансовые услуги предполагают платежи за финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами - комиссия за открытие аккредитивов, обмен валюты, брокерские услуги и т.п.
  7. Компьютерные и информационные услуги - консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров.
  8. Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии.
  9. Другие бизнес-услуги:
    • посреднические услуги дают комиссию за посредничество;
    • лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного обо- рудования;
    • прочие деловые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.
  10. Личные, культурные и рекреационные услуги; а также
    • аудиовизуальные услуги - производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонораров артистов;
    • прочие - показ выставок, проведение спортивных и других мероприятий.
  11. Правительственные услуги предполагают платежи за поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира.
<
p> Услуги делятся на факторные и нефакторные. Факторные услуги - это доходы и платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства. Это платежи за использование капитала - проценты, дивиденды, прибыль, платежи за использование земли - роялти, за технологию - лицензионные платежи, за труд - зарплата и другие выплаты нерезидентам.

К нефакторным услугам относятся все другие услуги.
     Международные сделки с услугами различаются и по перемещению производителя или потребителя. Например, туризм требует перемещения потребителя; прямые иностранные инвестиции требуют перемещения производителя; предоставление компьютерных услуг нерезиденту не требует перемещения ни производителя, ни потребителя.
     В структуре мирового экспорта услуг преобладают поездки - около 30%; велик удельный вес грузовых транспортных услуг - более 10% и прочих транспортных услуг - 15%; прочие услуги, оказываемые частным сектором, составляют около 40%, государственными организациями - менее 5%. Наиболее динамично развивается рынок информационных услуг, где действуют владельцы банков данных и посредники. Это связано и с удешевлением 1 бита информации в тысячи раз и с растущим спросом на информацию для выработки рыночной стратегии фирмы, разработки долгосрочных программ.

Повышение спроса на информацию вызвано общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. В информационный рынок входят все виды информации, в том числе деловая, правовая, экологическая, медицинская, потребительская.

  • Международный рынок услуг охватывает различные виды деятельности, в том числе:
  • услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по транспортировке товаров и их страхованию;
  • услуги, связанные с передачей технологии, в число которых входят патентные и лицензионные платежи;
  • услуги, связанные с производственным и научно-техническим сотрудничеством, в число которых могут входить капитальное строительство, ремонт, управленческие услуги, реставрационные, информационные, консалтинговые и другие;
  • услуги, связанные с иностранным туризмом и деловыми поездками;
  • услуги, связанные с международным перемещением капитала; с посредничеством в осуществлении финансовых операций - с эмиссией долговых ценных бумаг, продажей акций, получением синдицированных кредитов и т.п.;
  • услуги по выплате зарплаты и других пособий иностранным рабочим.

Предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну.

  • По способам доставки услуг потребителю услуги делятся:
  • на связанные с инвестициями (банковские, гостиничные, профессиональные);
  • связанные с торговлей (транспорт, страхование);
  • связанные одновременно с инвестициями и торговлей (связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги).

Значительная часть услуг поступает нерезидентам через инвестиции, т.к. в большинстве случаев предоставление услуг требует присутствия поставщика в стране потребления, в связи с чем продавец создает сеть предприятий и учреждений в принимающей стране. Посредством заграничных инвестиций осуществляется прямой экспорт услуг и предоставление услуг филиалами на месте. Большую роль в экспорте услуг играют ТНБ и ТНК, которые диверсифицируют свою деятельность, в том числе и посредством расширения сферы услуг.
     Экспорт услуг начал возрастать с 1970-х гг. По некоторым оценкам, международная торговля услугами удваивается каждые 7-8 лет. За 1970-1990 гг. он увеличилcя в 12 раз и составил 811 млрд. долл., или 23,6% мирового экспорта товаров.

В 1995 г. доходы от экспорта услуг достигли 1,17 трлн. долл. - 22,8% мирового экспорта товаров. В 2000 г. доходы только развитых стран от экспорта услуг равнялись 1,18 трлн. долл. (28% экспорта товаров этих стран), расходы по импорту услуг составили 1,08 трлн. долл. (24,5%).
     В экспорт-импорт услуг включаются платежи по нетоварным коммерческим сделкам, которые заключаются между резидентами двух и более стран и отражаются в платежном балансе. Эти данные не дают полного представления о международном обмене услугами, ибо не все доходы-расходы по услугам нерезидентам включаются в платежный баланс и не все услуги отражаются в соответствующих статьях.



Содержание  Назад  Вперед