Формирование новой бюджетно-налоговой системы.


отсутствовали собственные программы. Очевидно, дело было вовсе не в недостатке у всех этих правительств возможностей написать и опубликовать такие программы. Этот незначительный, но показательный факт демонстрирует остроту борьбы в формировавшемся новом правящем классе за пути, способы, методы перехода к новому строю, борьбу за реализацию разных политик во всех областях социальной и экономической жизни страны. Именно эта острота и реально проводившийся курс не позволяли даже формально представить его российскому обществу, поскольку в тех условиях реальная политика действительно была неприемлема большинством граждан.

Поэтому правительства просто игнорировали требования различных политических сил представлять обществу такие программы своих действий.
     Лишь команда нового Президента и назначенное им правительство М.М. Касьянова решились открыто сформулировать свою стратегическую программу, получившую название "программы Грефа". Она в виде "Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу" была одобрена на заседании Правительства РФ 28 июня 2000 г. Затем распоряжением Правительства РФ 26 июля 2000 г. был утвержден "План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", который впоследствии был скорректирован распоряжением Правительства РФ.
     В мае 2001 г. Правительство обсудило и направило Президенту РФ "Стратегию социально-экономического развития России на период до 2010 г.". В июле 2001 г. Правительством была принята и утверждена "Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу: 2002-2004 гг.". Даже факт появления и само обилие такого рода документов свидетельствуют о перемене характера формирования экономической политики во властных органах страны и изменение общего положения в них.

В то же время другой факт, хотя и менее заметный, также вполне показателен: Президент России не подписался ни под одним из этих документов, решив, вероятно, не связывать себя даже такими правовыми ограничениями.
     Если до 2000 г. реальные действия власти в социально-экономической сфере противоречили многим целям и задачам, провозглашенным в Конституции 1993 г., то после 2000 г. реальные шаги власти показывают наличие осмысленной экономической политики, какую-то системность в ее разработке и реализации и хотя бы желание следовать многим конституционным нормам.
     Существует еще одна, универсальная форма разработки и обнародования текущей политики высшей федеральной исполнительной власти - ежегодные послания Президента Федеральному собранию. В них формулируются задачи в области всех видов политики, в том числе денежно-кредитной и бюджетно-финансовой. Однако этот документ носит необязательный, недирективный характер и воспринимается в России всего лишь как показатель наличия проблем и их оценка в высшем звене власти в стране.

  • Основные задачи и цели современной экономической политики в России:
  • обеспечение поворота к социальной ориентации экономики, подготовка к переходу страны на постиндустриальные рельсы развития,
  • достижение стабильного экономического роста,
  • восстановление докризисного уровня экономики примерно к 2010 г.,
  • решение накопившихся проблем во всех сферах экономики,
  • интеграция российской экономики в мировую на новой основе.

Вполне самостоятельным является вопрос об объективных предпосылках такого поворота в экономической политике. Существует немало критиков нынешнего курса, которые вполне справедливо указывают на то, что глубина предшествующего падения производства была так велика, а исходный уровень подъема так низок, что достижения экономической политики после 1999 г. не могли не оказаться ощутимыми даже при отсутствии какой бы то ни было политики. Кроме того, сами объективные внешнеэкономические условия, оказывающие мощное влияние на российскую экономику (прежде всего случившийся именно в 1999-2002 гг. быстрый рост мировых цен на энергоносители и некоторые другие сырьевые товары, составляющие основу нашего экспорта), кардинально и в пользу России изменились именно в эти годы.
     В этой критике есть доля истины. Но все же современная российская экономическая политика является сознательным и решительным шагом российского государства, который отражает объективное изменение содержания внутренних процессов современного этапа трансформационных преобразований. На фоне предшествующего отсутствия такого курса эти изменения при всех их очевидных изъянах являются несомненным шагом вперед.


17.2. Формирование новой бюджетно-налоговой системы. Финансовая стабилизация

  • Финансовая стабилизация.

К бюджетной системе относятся органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты (сметы доходов и расходов), контролирующие поступление доходов и расходование бюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.
     Исполнительная власть всех уровней разрабатывает и представляет соответствующим законодательным органам проекты бюджетов. Исполнительные органы власти отстаивают, защищают, обосновывают эти проекты. А после их законодательного утверждения выполняют их.

Законодательные органы рассматривают, корректируют и в конечном счете утверждают проекты бюджетов в виде Законов о бюджете, превращая их тем самым в основной, главный финансовый документ страны на определенный период времени, как правило, на год с разбивкой большинства доходных и расходных статей на кварталы и месяцы.
     Бюджетная система в соответствии с существующими тремя уровнями субъектов государственного управления и собственности (общегосударственный, региональный - субъектов Федерации, и местный или муниципальный) также является трехуровневой - общефедеральной, региональной и местной. Бюджет всех трех уровней называется консолидированным (сведенным вместе) бюджетом. Далее мы будем рассматривать бюджет именно как консолидированный бюджет, если иное не оговаривается специально.
     Бюджет бывает дефицитным, если сумма расходов бюджета превышает сумму доходов, и профицитным, если доходы превышают расходы.
     Любой бюджет опирается на доходы, собираемые почти со всех хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Система законов и норм, регулирующих эту сферу государственной жизни, а также органов, осуществляющих эти функции, составляют налоговую систему страны. В связи с теснейшей связью налоговой системы с бюджетом их часто рассматривают вместе как бюджетно-налоговую систему.
     Денежно-кредитная система - это конгломерат взаимосвязанных, но все же несколько автономных, относительно самостоятельных подсистем экономики: денежной и кредитной, а также проявления деятельности хозяйствующих субъектов, выраженные в потоках (движении) их денежных средств. В целом эти подсистемы вместе с бюджетной подсистемой образуют финансовую систему страны.
     Следует различать государственные финансы и финансы предприятий и домохозяйств. Не следует сводить финансы страны к государственным финансам, хотя последние являются очень важным звеном и частью национальной финансовой системы.
     Субъектами этой системы являются домохозяйства, фирмы, предприятия и учреждения, государственные, региональные и местные органы власти, а также соответствующие рыночной экономике институты (пенсионные и инвестиционные фонды, рынок и институты ценных бумаг, двухуровневая банковская система). Так как в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты являются участниками товарно-денежных отношений, то отношения между ними представляют собой главным образом финансовые отношения. Предметом отношений в этой системе являются финансовые ресурсы в разных формах, формирующие бюджеты всех этих субъектов, а также финансовые ресурсы всех субъектов хозяйствования.
     Субъекты государственного управления нижнего уровня этой системы, как и хозяйствующие субъекты (домохозяйства и предприятия), ставят перед собой решение проблемы эффективности своего хозяйствования, как правило, в форме обеспечения прибыльности (безубыточности) своей деятельности. Для государственных органов власти на соответствующих уровнях управления основной является не только обеспечение безубыточности деятельности, но и несколько иная и более сложная задача.
     Регулируя количество денег в обращении, формируя источники доходов бюджета, способы и величину расходов бюджета, воздействуя на курс своей национальной валюты, устанавливая определенный торговый, таможенный режим, осуществляя другие многообразные регулирующие действия, государство (правительство) и соответствующие монетарные органы, прежде всего Центральный банк страны, призваны оптимизировать воздействие всех этих инструментов на хозяйствующие субъекты таким образом, чтобы максимизировать совокупное благо всех участников хозяйственной и социальной жизни. Совершенно ясно, что достаточно строго выявить и тем более строго количественно выразить и решить эту задачу невозможно. И здесь ограничителем выступает не столько познавательная слабость современного государства, общества и науки, сколько сама сложность современного социума и противоречивость объективных интересов всех субъектов, участников финансовой системы.



Содержание раздела