внутреннего национального продукта


в этой группе стран превысили 3% внутреннего национального продукта (ВНП). После второй мировой войны государственные финансы на протяжении 1950-1960-х гг. были приведены в относительный порядок, поэтому этот показатель снизился более чем вдвое, а затем вновь государственный долг стал возрастать не только относительно, но и абсолютно. Это привело к быстрому росту годовых платежей по выплате процентов, достигнув в середине 90-х гг. 4,5% ВНП этой группы стран.

Даже эти данные показывают, каким бременем является для любой страны государственный долг. О его величине и динамике можно судить по таким данным. В 1937 г. в той же группе стран государственный долг составил примерно 78% ВНП, в 1970 г. он несколько снизился, составив 43% ВНП, а к середине 90-х гг. вновь возрос до 71% ВНП этих стран.
     В результате активной внешнеполитической деятельности российского руководства в последние годы и роста доверия к этой политике со стороны Запада удалось достичь многого. Например, была значительно реструктурирована и списана часть нашего внешнего долга. Условия выплаты долга заметно улучшились для государственного бюджета страны за счет переноса части выплат на более отдаленные годы и списания части долга.
     Государственный долг России в настоящее время составляет также значительную сумму, ложась тяжелым бременем на государство и общество. В начале нового века объем этого долга находился примерно на уровне 170 млрд. долл. Этот долг примерно на 20 млрд. долл. был внутренним и примерно на 150 млрд. долл. внешним (из них подавляющая часть - более 90% - долги центрального Правительства).

В последние годы ежегодные выплаты по обслуживанию этого долга (процентные платежи и возврат - выплаты) составляли в среднем за несколько лет примерно четверть всего бюджета страны, доходя в некоторые годы до 45% расходной части бюджета. Пик этих платежей в абсолютных выражениях приходится на 2003 г., когда сумма выплат превысит 17 млрд. долл. После этого абсолютная величина внешнего государственного долга и ежегодные платежи по нему начнут снижаться довольно быстро. Как отмечено, после 2003 г. этот процесс должен ускориться.

Кроме того, начиная с 1999 г., стала уменьшаться и абсолютная величина государственного внешнего долга.
     О масштабе этих платежей можно судить по ряду показателей. Например, в 1999 г. выплаты по внешнему государственному долгу составляли почти половину государственного бюджета России. В связи с довольно быстрыми и опережающими темпами роста объема российского бюджета в 1999-2003 гг. относительно объемов платежей по внешнему долгу в соответствии с оригинальным графиком погашения этого долга величина данных платежей относительно величины бюджета снижается. Как отмечено, после 2003 г. этот процесс должен ускориться.

Кроме того, начиная с 2002 г., стала уменьшаться и абсолютная величина государственного внешнего долга.
     Воздействие государственного долга на российскую экономику многообразно, но преобладают отрицательные факторы. В частности, государственный долг ограничивает возможности накопления в стране и финансовые ресурсы, которые государство могло бы направить на социальные нужды населения или финансирование науки. Если в худшие годы переходного периода на выплаты по внешнему долгу уходило до половины бюджета, то это означает не что иное, как консервацию нищенского уровня социального обеспечения нашего населения. Одновременно с этим вывод из экономики России десятков миллиардов долларов сокращает на ту же сумму или внутренний потребительский спрос, или ограничивает возможность роста инвестиций примерно на ту же сумму.

И это происходит в то время, когда страна и экономика испытывают острый инвестиционный голод.
     Существует и еще одна разновидность внешнего долга - долг частных предприятий и лиц. В развитых странах мира эта часть долга является преобладающей во внешних долгах стран. Эти цифры показывают потоки денежного капитала, который устремляется в те страны, где обеспечивается относительно высокая норма прибыли. Индикаторами последней являются проценты по государственным ценным бумагам и ставка рефинансирования Центрального банка страны.

Ежегодно гигантские потоки такого капитала перемещаются из страны в страну в поисках надежных и прибыльных "гаваней". Эти потоки фиксируются в изменениях платежных балансов каждой страны. Российский капитал только еще начинает такую жизнь и эти потоки относительно невелики.
     Для России характерна другая финансовая проблема, составляющая одну из особенностей российской переходной экономики. Это проблема утечки российского капитала за рубеж. По разным оценкам, среднегодовой отток капитала за рубеж в течение последних 12 лет составил огромную для нашей страны сумму - примерно 20-25 млрд. долл.

  • Экономическими и политическими основами этого процесса являются:
  • криминальный и нелегальный характер происхождения значительной части этих денег;
  • политические, правовые и экономические риски, связанные с вложениями этих денег в пределах страны;
  • общая неустойчивость ситуации в стране на протяжении большей части 1990-х гг.

Нужно иметь в виду, что часть этих денег не является капиталом в строгом смысле слова, а является денежными накоплениями (затраты на обучение за рубежом, приобретение недвижимости, обычные банковские вклады). Но в любом случае отток капитала за рубеж отрицательно сказывается на экономическом положении России. С экономической точки зрения это простое обескровливание экономики, с политической - это индикатор отношения к положению в стране самого российского капитала, для иностранного капитала - это лучший показатель ситуации в России, ее инвестиционного климата.

Вот почему до сих пор, несмотря на все последние успехи нынешней власти во всех областях экономики, иностранные инвестиции на душу населения в России вчетверо меньше, чем, например, в Китае.
Финансовая стабилизация

  • Фактически мы охарактеризовали состояние финансовой нестабильности в условиях переходной экономики. Это такое состояние экономики,
  • когда наблюдается высокая инфляция,
  • значительная часть фирм или убыточна или малорентабельна (см. табл. 17.3),
  • реальные доходы населения или не растут или растут очень медленно,
  • когда финансовая система не стимулирует экономический рост.

Крайней формой финансовой нестабильности является финансовый кризис.

Таблица 17.4. Финансовое положение российских предприятий в 1995-2001 гг.
 
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Доля убыточных предприятий в российской экономике (%)
34
51
51
53
41
40
38
Рентабельность продукции (%)
15,8
-
-
8,1
18,5
18,9
-
Рентабельность активов (%)
5,3
-
-
-1,0
5,0
7,6
-
Задолженность предприятий по зарплате (млрд. руб.)
4
13
49
53
77
44
32

Удельный вес убыточных предприятий и организаций в российской экономике составлял (с округлением до процента): в 1992 г. - 15%, в 1995 г. - 34%, в 1996 и в 1997 гг. - 51%, в 1998 г. - 53%, 1999 г. - 41%, 2000 г. - 40%, в 2001 г. - 38%. Пик числа убыточных организаций пришелся на 1996-1998 гг.
     Высокая доля убыточных предприятий и сумма убытков сказались и на динамике общей рентабельности всех предприятий экономики. Рентабельность продукции и активов предприятий и организаций (в процентах) составили: 1995 г. - 15,8 и 5,3, 1998 г. - 8,1 и минус 1, 1999 г. - 18,5 и 5, 2000 г. - 18,9 и 7,6. Естественно, самые низкие показатели приходятся также на 1998 г.
     Одним из следствий такого плохого финансового положения предприятий стала массовая невыплата заработной платы персоналу. Просроченная задолженность предприятий и организаций по заработной плате (на начало года с округлением до целого миллиарда) составляла в 1995 г. 4 млрд. руб., в 1996 г. - 13, в 1997 г. - 49, в 1998 г. - 53, в 1999 г. - 77, в 2000 г. - 44, в 2001 г. - 32, в 2002 г. - 30 млрд. руб. Пик невыплат пришелся на 1999 г.
     Приведенные данные показывают, что финансовое положение страны и большинства предприятий и организаций ухудшалось вплоть до 1998-1999 гг.
     Существуют и другие индикаторы. Недостаток оборотных средств, вызванный отставанием денежной массы в результате проводившейся монетаристской политики, породил массовые неплатежи и бартеризацию экономических отношений. Другой важной причиной массовых неплатежей и бартеризации этих отношений была политика большого бюджетного дефицита, проводившаяся до 1999 г. Дело в том, что принимая в 1990-е гг. высокодефицитные бюджеты, государство не выполняло многие установленные Законом о государственных бюджетах обязательства.

Будучи самым крупным финансовым субъектом национальной экономики, оно тем самым вызывало цепь неисполнения обязательств во всей системе хозяйственных связей. При этом многие предприятия и организации, а также органы власти всех уровней, делали то же самое, прикрываясь такой практикой центрального (федерального) Правительства. Именно поэтому как только бюджеты страны стали реалистичными и к тому же профицитными, массовые платежи пошли очень быстро на убыль и после 2000 г.



Содержание  Назад  Вперед