Бреттон-вудская валютная система


В 1933 г. и США фактически отказались от золотого стандарта. 1931-1936 гг. характеризовались значительной нестабильностью и конкурирующей девальвацией валют для расширения экспорта товаров. В 1934 г. США девальвировали доллар почти на 70%, повысив цену за тройскую унцию золота (31,1 г. чистого золота) с 20,67 до 35 долл. Бреттон-вудская валютная система В 1944 г. в Бреттон-Вуде (США) состоялась конференция, в которой приняли участие Великобритания, США и еще 42 страны. Ее решением был создан Международный валютный фонд, который начал действовать с 1 марта 1947 г. в составе 30 стран, в 2000 г. их стало более 180.

  • МВФ был создан для выполнения следующих функций:
  • наблюдения за тем, чтобы государства-члены соблюдали согласованные правила поведения в международной торговле и финансах и поддерживали стабильность валютных курсов;
  • предоставлять заемные средства своим членам в случае временного дефицита платежного баланса.

Разработанный механизм функционирования новой международной системы основывался в основном на плане американской делегации и отражал доминирующее положение США в мировой экономике.
Бреттон-вудская валютная система представляла собой золотовалютный, а по существу золотодолларовый стандарт c фиксированным валютным курсом.
Принципы ее функционирования состояли в следующем:
     1. Функции мировых денег были закреплены за золотом, доля которого в совокупных официальных резервах стран мира, т.е. в структуре международной ликвидности, составляла в то время около 50%, доля фунта стерлингов - около 40 и доллара - 8-10%.
     2. Цена золота была определена в долларах в размере 35 долл. за 1 тройскую унцию. Таким образом, 1 долл. = 0,888671 г чистого золота. По мнению многих авторитетных западных и отечественных экономистов, курс доллара был завышен.

Это позволяло США выгодно помещать свои капиталы в других странах в условиях острого послевоенного товарного дефицита и высокого мирового спроса экспортировать свои товары по завышенным ценам.
     3. США обязались поддерживать эту фиксированную цену за унцию золота и были готовы обменять любое количество американских долларов на золото без ограничений и лимитов. Официальный золотой запас США составлял 20 млрд. долл. (75% мирового запаса), и он, по крайней мере, в 2 раза превосходил количество долларов у нерезидентов.
     4. Другие страны должны были фиксировать цену своих валют в золоте через доллар. Для этого фиксировался курс национальной валюты к доллару (например, 1:4), а потом определялось ее золотое содержание - 0,888671 г : 4 = 0,222168 г. Золотой паритет национальной валюты не имел никакого отношения к золотому запасу данной страны, а лишь указывал на отношение к доллару.
     5. Страны-члены МВФ должны были поддерживать валютный курс своих национальных валют в пределах колебаний 1%. Внутри установленного коридора колебаний валютный курс определялся спросом и предложением. При отклонении валютного курса от паритета в ту или другую сторону центральные банки должны были осуществлять интервенции: скупать свою валюту или продавать ее за иностранные валюты.

Практически доллар был единственной валютой интервенции, ибо другие валюты еще долго оставались необратимыми и система была золотодолларовым стандартом.
     6. Изменение паритета валют, т.е. девальвация или ревальвация до 10% производились странами самостоятельно. Изменение паритета свыше 10% было возможно только по разрешению МВФ. Таким образом, бреттон-вудская система была корректирующей системой фиксированных валютных курсов по крайней мере в своем первоначальном варианте.

Она сочетала в себе стабильность валютных курсов с некоторой гибкостью.
     После переходного периода, последовавшего после окончания второй мировой войны, страны-члены МВФ отменили все ограничения на конвертируемость своих валют к началу 1960-х гг. Им было запрещено устанавливать дополнительные торговые барьеры, иначе конвертируемость валют не имела бы большого значения. Существующие торговые ограничения должны были быть постепенно отменены путем многосторонних переговоров под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Допускались ограничения на международное движение ликвидного капитала для защиты национальных валют.



Дефициты текущих платежных балансов оплачивались из официальных золотовалютных резервов или покрывались займами МВФ, которые предоставлялись на средний срок (3-5 лет) и предназначались исключительно для погашения дефицита текущего платежного баланса.

  • Долгосрочная помощь в развитии обеспечивалась:
  • Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и другими филиалами Всемирного банка, которые образовались позже.
  • В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для стимулирования частных инвестиций в экономику западноевропейских, а потом и развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
  • В 1960 г. была создана Международная ассоциация развития (МАР) для предоставления займов на длительный срок по низким процентам беднейшим странам.

Заимствования из МВФ. При вступлении в МВФ каждой стране определялась квота, размер которой зависел от ее экономической мощи и объема внешней торговли. Размер квоты определял права страны при голосовании и заимствовании.

В 1944 г. общий объем фонда был установлен в размере 8,8 млрд. долл.; квота США тогда составляла 31%. Через каждые 5 лет квоты пересматривались с учетом произошедших изменений в экономике стран-участниц.
     В начале 1994 г. общий объем предоставляемых фонду средств увеличился до 205,4 млрд. долл. за счет увеличения квот и числа участников МВФ. К 1994 г. квота США снизилась до 18,3%, Германии и Японии она составила по 5,7%, Франции и Великобритании - по 5,1%. В 1999 г. объем средств МВФ увеличился до 287,9 млрд. долл.; квота США равнялась 17,67%, Японии - 6,33; Германии -6,19; Великобритании и Франции - по 5,1; развивающихся стран - 37,73, в том числе Африки - 5,35; Азии - 9,63 (КНР - 2,23), Латинской Америки - 7,55; России - 2,83%.
     При вступлении в МВФ страна должна была внести 25% квоты золотом, остальные 75% в своей национальной валюте. Золотая доля квоты определяла резервную позицию страны. При заимствовании из Фонда страна получала конвертируемую валюту в обмен на размещение эквивалентного (и дополнительного) количества своей валюты в Фонде до 200% квоты страны в национальной валюте.

Первоначально страна-член МВФ могла получить заем в размере не более 25% своей квоты в год, за 5 лет - 125% своей квоты.
     Первая доля в размере 25% квоты выдавалась под золото (золотой транш) без всяких условий и ограничений. Для получения последующих кредитных траншей МВФ вводит более высокие ставки процента, выдвигает все более жесткие условия кредитования и усиливает контроль за тем, чтобы страна-получатель предпринимала меры для устранения платежного баланса.
     Возвращение кредитов было рассчитано на 3-5 лет посредством выкупа у Фонда той части своей собственной валюты, под которую брался кредит. Иными словами, у Фонда должны остаться первоначальные 75% национальной валюты страны-заемщика. Если объем национальной валюты в Фонде был ниже 75% квоты страны, то страна могла получить разницу, которая называлась суперзолотой транш, безвозмездно.

Размер квоты страны за вычетом ее национальной валюты, предоставленной Фонду, определяет чистую позицию страны в Фонде.

     Эволюция механизма бреттон-вудской валютной системы. Механизм бреттон-вудской валютной системы, разработанный и закрепленный подписанием соглашения в 1944 г., действовал с 1947 г. до 1971 г. В 1950-1971 гг. многие страны-члены МВФ изменяли золотомонетные паритеты своих валют посредством проведения девальваций или ревальваций. Великобритания девальвировала фунт в 1964, 1967, 1969, 1972, 1974 гг.; французский франк был девальвирован в 1957 и 1967 гг.; итальянская лира - в 1964, 1967, 1972, 1974 гг.

Ревальвация западногерманской марки была проведена в 1961, 1967 и 1969 гг. Часто девальвировали свои валюты развивающиеся страны.
     Развитые страны неохотно изменяли золотомонетные паритеты своих валют, хотя это предусматривалось соглашением. Страны с отрицательным сальдо текущего платежного баланса сопротивлялись необходимой девальвации, т.к. девальвация считалась признаком слабости страны. Страны с положительным текущим платежным балансом не хотели проводить ревальвацию, т.к. эта мера снижала товарный экспорт, сокращала активное сальдо торгового баланса и накопление валютных резервов.
     Это снизило эффективность бреттон-вудской системы в ее важной функции урегулирования неравновесия платежных балансов. Неравновесие текущих платежных балансов, т.е. хронические активы у одних стран и хронические пассивы у других, стимулировало движение капиталов из стран с активными сальдо в страны с отрицательным сальдо по текущим расчетам. Особенно быстро перемещались между странами краткосрочные капиталы, так называемые "горячие деньги, после введения конвертируемости основных валют. С 1958 г. фактически, а с 1961 г. и юридически конвертируемыми стали европейские валюты; японская иена стала конвертируемой по отношению к доллару и другим валютам в 1964 г.



Содержание раздела