Кризис бреттон-вудской валютной системы.



     Кризис бреттон-вудской валютной системы. 1971 год - это знаменательный год в эволюции международной валютной системы, когда были нарушены все ее основные принципы. Непосредственной причиной краха международной валютной системы можно считать ожидания, возникшие в конце 1970 - начале 1971 гг., девальвации доллара в связи с дефицитом США по торговому балансу.

Это привело к массированной утечке ликвидного капитала из США. Западноевропейские страны скупили огромное количество долларов и в конце концов были вынуждены ввести меры, ограничивающие приток долларов. Бегство от доллара все более сосредоточивалось на японской иене.
     Весной 1971 г. ФРГ, Голландия, Бельгия практически отказались от фиксированного валютного курса и ввели плавающий курс своих валют. Японский банк поддерживал курс своей валюты по отношению к доллару вплоть до конца августа, когда банк вынужден был позволить иене плавать.
     15 августа 1971 г. администрация США прекратила обмен долларов на золото. В связи с необратимостью доллара в золото валютная система от золотодолларового стандарта перешла на долларовый стандарт. В декабре 1971 г. представители "группы 10" заключили Смитсоновское соглашение.

По этому соглашению были приняты важнейшие решения, в том числе о девальвации доллара, пересмотре обменных курсов других валют, возврате к фиксированным валютным курсам с большими колебаниями.
     Долларовая цена на золото была повышена с 35 долл. за 1 тройскую унцию до 38 долл., что означало девальвацию доллара на 7,89%. Были пересмотрены обменные курсы других валют по отношению к неконвертируемому доллару, что было коренной переменой в самой валютно-кредитной системе. Иена была ревальвирована на 7,7%, немецкая марка - на 4,6; голландский гульден и бельгийский франк - на 2,8%. Англия, Канада и Франция сохранили существовавшие паритеты своих валют, Швейцария сохранила паритет, который был установлен в мае в результате ревальвации на 7,1%. Валюты Италии и Швеции были девальвированы на 1%.

В дополнение к пересмотру курсов валют было принято решение о возврате к фиксированному валютному курсу. Однако пределы колебаний валютных курсов были расширены с плюс-минус 1% до плюс-минус 2,25% от согласованного паритета.
     Размер девальвации доллара 1972 г. на 7,9% был недостаточен, о чем свидетельствовали дефициты торгового и платежного баланса США. Ожидание следующей девальвации доллара привело к возобновлению игры против доллара. В марте 1972 г. страны-члены Европейского экономического сообщества договорились о пределах колебаний своих валют по отношению друг к другу в половинном размере, чем по отношению к доллару.

Это получило название "змеи в туннели".
     В апреле 1972 г. Англия ввела плавающий курс, нарушив смитсоновские договоренности декабря 1971 г.; за ней последовали другие страны. В 1973 г. Парижское соглашение 14 государств узаконило плавающие курсы. В феврале 1973 г. США вынуждены были вторично девальвировать доллар на 10% путем повышения официальной цены 1 унции золота до 42,22 долл. Ямайская валютная система В 1976 г. в г. Кингстоне (Ямайка) было принято соглашение, которое вступило в силу в 1978 г. Это соглашение формирует современную валютную систему, основанную на долларовом стандарте.

  • Ее принципы состоят в следующем:
  • Золото демонетизировано; ликвидирована его функция основы для установления стоимости паритетов; ликвидирован государственный и межгосударственный контроль за рынками золота.
  • Осуществлено фактическое изъятие золота из официальных резервов. 1/6 часть золота, находящегося в распоряжении МВФ (780 т), была возвращена странам-членам по официальной цене в обмен на их национальные валюты. Еще 1/6 золота МВФ была продана в течение четырех лет, начиная с июня 1976 г.; США продали 500 т из своих официальных запасов в период 1978-1979 гг. Затем продажи прекратились и резервы были заморожены.
  • Золото сохраняется в официальных запасах в качестве высоколиквидного товарного актива, который может быть реализован на частных рынках по рыночной цене. Была официально отменена обратимость доллара в золото.
  • Специальные права заимствования (СДР) были признаны основой валютной системы. Стоимость СДР определяется корзиной валют, т.е. набором ведущих валют в определенных соотношениях.
  • Страны-члены МВФ могут вводить любой валютный курс - плавающий или фиксированный.
  • МВФ уполномочен осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении.
<

p> Дальнейшее развитие международной валютной системы показало, что она основана на долларе, доля СДР в международной ликвидности составляет около 2%. СДР не стали ведущим платежным средством, они непосредственно не участвуют в международных расчетах.
14.4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  • Формы, цели, предпосылки интеграции.
  • Западноевропейская интеграция.
  • Единая аграрная политика ЕС.
  • Социальные и региональные проблемы ЕС.
  • Особенности региональная интеграция развивающихся стран.
  • Интеграция стран с переходной экономикой.

Зарождение и развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом расширения международного движения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов и технологий. Международные перемещения товаров и факторов производства потребовали создания более стабильных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международных миграций. Это оказалось возможным в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних соглашений и совместных действий.
Формы, цели, предпосылки интеграции Экономическая интеграция - это межгосударственное объединение двух и более стран на основе договора о создании совместного хозяйственного комплекса.
Она представляет собой регулируемый процесс экономического взаимодействия национальных экономических структур, формирующих совместный комплекс посредством сближения хозяйственных механизмов. В договоре определяются цель, этапы, основные направления интеграционного процесса, механизмы и методы реализации согласованных действий.
     Интеграция может принимать различные формы. Выбор формы интеграционного объединения определяет уровень, стратегию интеграции и ее конечную цель.

  • Мировая практика позволяет выделить следующие формы экономической интеграции (от низшей к высшей):
  • преференциальная зона,
  • зона свободной торговли,
  • таможенный союз, общий рынок,
  • экономическое сообщество,
  • экономический и валютный союз.

1. Создание преференциальной зоны двух и более стран означает взаимное предоставление преференций или льгот; например, двукратное снижение таможенных пошлин во взаимной торговле. При этом сохраняется национальный режим в торговле с третьими странами, т.е. не вошедшими в данное объединение. Преференциальные зоны можно рассматривать как первый пробный шаг по пути к дальнейшей интеграции.
     2. Зона свободной торговли (ЗСТ) в ее классическом варианте предполагает постепенное осуществление в согласованный срок полной отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. В связи с этим возникает вопрос о происхождении товара, который поступает из другой страны-члена ЗСТ. Произведен этот товар в стране-партнере по зоне свободной торговли или этот товар произведен в третьей стране.
     Страны-члены ЗСТ должны определить, какой процент внезонального участия в производстве товаров позволяет считать его внутризональным, на который распространяется взаимный торговый режим. Обычно это 50% экспортной цены готового изделия. В противном случае товары из третьих стран будут проходить в зону свободной торговли через того участника объединения, где тариф самый низкий.
     С конца 1980-х гг. появились зоны свободной торговли, которые охватывают не только торговлю промышленными товарами. Режим свободной торговли распространяется также на взаимный обмен услугами, капиталами, трудовыми ресурсами; иногда предполагается развитие взаимного научно-технического, экологического и иного сотрудничества. Такие расширенные зоны свободной торговли представляют собой скорее общий рынок без единого внешнего тарифа (см. ниже).
     3. Создание таможенного союза (ТС) предполагает поэтапную полную либерализацию взаимной торговли промышленными товарами и введение единого тарифа в отношении третьих стран. Иными словами, таможенный союз - это зона свободной торговли плюс единый внешнеторговый тариф. Обычно единый внешний тариф рассчитывается как среднеарифметический, и его введение может означать как снижение, так и увеличение национальных тарифов в отношении стран-аутсайдеров.
     Например, импортная пошлина страны А на автомобили равна 20%, страны В - 25, страны С - 15%; среднеарифметическая равна 20%. Таким образом, пошлина страны А останется без изменений, страны В будет снижаться с 25 до 20%, а страны С будет повышаться с 15 до 20%. Изменение таможенных пошлин повлияет на импорт стран-участниц из третьих стран.

Приток иностранный товаров в страну В должен увеличиться, в страну С он сократится.



Содержание раздела