Единая аграрная политика ЕС


Появление двух интеграционных объединений в Западной Европе значительно ускорило интеграционных процесс. Уже к концу 1966 г. в ЕАСТ была введена свободная торговля для стран-членов. В 1968 г. был создан Общий рынок ЕС. В 1977 г. была сформирована зона свободной торговли стран, входящих в обе группировки.
  • В 1985 г. страны ЕС приняли Единый европейский акт, который вступил в силу в 1987 г. В нем предусматривалось углубление взаимного сотрудничества во всех областях. Было предусмотрено создание Единого внутреннего рынка (по типу национального рынка) к концу 1992 г., что и было выполнено. В ноябре 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, который предусматривал поэтапное создание экономического и валютного союза с введением единой валюты. 1 января 2002 г. в 12 странах Европейского союза была введена в обращение единая валюта евро. В еврозону не вошли Великобритания, Дания и Швеция.
  • В 1994 г. страны ЕС и ЕАСТ образовали единое экономическое пространство по типу зоны свободной торговли. Таким образом, все страны Западной Европы интегрированы. Внутри этого объединения действуют две группировки ЕС и ЕАСТ, 12 стран ЕС образуют еврозону. Страны ЕС добились существенных успехов во всех областях, в том числе в аграрной сфере; они много сделали в социальной, региональной политике и т.д. Число участников ЕС увеличилось до 15, число ассоциированных членов, куда входят страны Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов, увеличилось до 69.
  • Единая аграрная политика ЕС Одним из важнейших направлений общей экономической политики ЕС является единая аграрная политика. Она представляет собой согласованные действия стран ЕС по обеспечению стабильности поставок сельхозпродукции по стабильным ценам, повышению производительности сельскохозяйственного производства, поддержанию жизненного уровня фермеров и обеспечению приемлемых цен для потребителей.
    • В Римском договоре были сформулированы общие цели аграрной политики:
    • добиться повышения эффективности сельского хозяйства путем содействия техническому прогрессу и рациональной организации производства, в том числе за счет рационального использования земли и рабочей силы;
    • обеспечить справедливый уровень доходов занятым в сельском хозяйстве и устранить существующий разрыв в доходах в сельском хозяйстве и в других отраслях экономики;
    • добиться стабилизации рынка аграрных продуктов; обеспечить приемлемые потребительские цены;
    • гарантировать снабжение населения продовольствием на основе самообеспечения большинством продуктов сельского хозяйства умеренной климатической зоны.

    Эти задачи были в основном выполнены менее чем за 10 лет.
    Главные направления единой аграрной политики были определены еще в 1958 г. на конференции министров сельского хозяйства стран-членов ЕС. Единая аграрная политика разрабатывалась на основе сравнительного анализа национальных норм аграрной политики стран-участниц, оценки их ресурсов и потребностей.

    • В 1960 г. был представлен план комиссии ЕС, в котором предлагалось следующее:
    • единая аграрная политика вместо национальной;
    • ускоренное создание единого сельскохозяйственного рынка (за 6 лет), введение единых цен на сельскохозяйственную продукцию выше мировых;
    • проведение структурной политики, направленной на создание высокорентабельного сельского хозяйства;
    • создание единого фонда;
    • введение общей торговой политики.



    Реализация единой аграрной политики началась с 1960 г. Основные механизмы ее осуществления - единые цены, свободная взаимная торговля сельхозпродукцией; единое финансирование; единая политика в отношении третьих стран. Для финансирования единой аграрной политики в 1962 г. был создан Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА), средства которого формируются из взносов стран-участниц и поступлений от компенсационных сборов на импорт из третьих стран.
         Средства фонда делятся на две части: одна предназначается для ориентации, другая для гарантии сельского хозяйства. Средства для ориентации составляют до одной трети средств фонда. Они предназначены для повышения продуктивности и модернизации; для осуществления структурных преобразований сельского хозяйства; для проведения мелиоративных и других работ по улучшению земельных участков; для строительства предприятий по переработке сельхозпродукции, холодильников, складов, торговых центров.
         В соответствии с единой аграрной политикой предпринимались меры для ограничения производства в избыточных отраслях. Выкорчевывались сады и виноградники, молочные хозяйства переориентировались на мясные; сокращалось число сельскохозяйственных предприятий. Средства гарантии предназначены для поддержания гарантированных закупочных цен и субсидирования экспорта.
         Внешнеторговая аграрная политика означает введение единых правил и единого таможенного тарифа в отношении третьих стран. В связи с этим были введены компенсационные сборы, которые представляли собой разницу между мировой и более высокой внутренней ценой. При экспорте сельскохозяйственной продукции производитель получает субсидию из того же фонда, которая позволяет продавать продукты на внешних рынках по более низким мировым ценам.



    В случае нехватки импорта предоставлялись дополнительные субсидии на импорт; в первые годы действия аграрной политики допускалось ограничение экспорта.
         К концу 1960-х гг. ЕЭС добилось самообеспеченности по всем основным продуктам, кроме говядины и кукурузы. Самообеспеченность по ряду товаров превышала 100%, в том числе по сахару, молоку, птице.

    Цены на излишки замораживались, на недостающие - повышались.
    Социальные и региональные проблемы ЕС В области социальной политики обращают на себя внимание такие задачи, как обеспечить высокий уровень занятости и стабильности цен; содействовать развитию экономически отсталых районов, в том числе повышению уровня занятости и жизни населения этих районов.
         Страны-члены ЕС развивают сотрудничество в таких вопросах, как условия труда, трудовое законодательство, профессиональное обучение, социальное страхование, защита от производственного травматизма. Они решают практические задачи в следующих вопросах: свободное передвижение рабочей силы, устранение всякой дискриминации между трудящимися государств-участников в вопросах найма, вознаграждения и других условий труда; свобода предпринимательской деятельности, приобретения имущества, учреждение предприятий, признание дипломов врачей и других специальностей.
         Для решения социальных проблем был создан Европейский социальный фонд (ЕСФ), задача которого состоит в повышении занятости и уровня жизни. ЕСФ должен способствовать свободному перемещению и социальному обеспечению мигрантов, притоку молодежи, равенству мужчин и женщин, а также оказывать содействие лучшему использованию рабочей силы, увеличению ее географической и профессиональной мобильности.
         ЕСФ берет на себя часть расходов на реконструкцию предприятий; финансирование переквалификации рабочих, вынужденных оставить свою профессию в связи со структурными и технологическими сдвигами в промышленности, а также выделяет средства на финансирование вынужденного переезда лиц наемного труда на новое место по тем же причинам.
         В области региональной политики члены ЕС поставили перед собой задачу объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва между отдельными территориями. В связи с этим были разработаны критерии определения депрессивных регионов. Они определяются по структуре хозяйства региона, по удельному весу сельского хозяйства и стагнирующих отраслей промышленности (текстильная, угольная); по ВВП на душу населения - ниже 75% от среднего уровня ЕС; по уровню безработицы и по миграции, по доходу на душу населения и др.
         Задачи в области региональной политики заключаются в исправлении диспропорций, структурной адаптации отсталых районов, в реконверсии промышленности, в отраслевой переориентации аграрного сектора; в сокращении безработицы, особенно среди молодежи. На решение этих задач, сокращение разрыва между регионами направлены усилия и ресурсы Европейского фонда регионального развития и других фондов. Есть специализированный Финансовый фонд ориентации рыболовства; Фонд сплочения для наименее развитых странах.
         Из фондов ЕС финансируется выполнение национальных программ, имеющих значение для всего Союза; межгосударственных программ по черной металлургии, судостроению, легкой промышленности; интегрированных программ ЕС. Несмотря на большие усилия и затраты, различия между наиболее развитыми регионами и отсталыми почти не сокращаются. Уровень безработицы в 10 отсталых регионах в конце 90-х гг. составлял 26%, в наиболее развитых регионах - 4%.

    По имеющимся оценкам, 75% жителей ЕС проживают в регионах, где ВВП превышает средний уровень по ЕС; 25% европейцев проживают в отсталых районах, где ВВП составляет 75% от среднего уровня по ЕС.
    Особенности региональной интеграции развивающихся стран Понятие, сущность, предпосылки. Идеи объединения и взаимного сотрудничества развивающихся стран были заложены в 1950-е гг., когда процесс деколонизации еще не завершился.



    Содержание раздела