Тема 8. Рынки факторов производства


7.1. Конкуренция и её виды

Конкуренция – сущностный признак рынка. Она означает:
1. соперничество между агентами рынка за выгодную сделку и доход;
2. механизм регулирования общественного производства.
В результате конкуренции происходит отбор лучших товаропроизводителей и их дифференциация.
Значение конкуренции: стимулирует развитие, отбирает эффективные решения, свобода выбора деятельности, экономия ресур­сов.
Негативные формы конкуренции: взятничество, очереди, фаворитизм.
Конкуренция обеспечивает выгоду: потребителю (выбор, свобода от производителя), производителю (эффективность), обществу (товары-субституты, повышение уровня жизни, преодоление дефицита).
Виды конкуренции
I. По сферам отношений:
1. внутриотраслевая (за сбыт товара).
2. межотраслевая (перелив в более рентабельные отрасли).
3. международная (при специализации выгодно).
II. По субъектам отношений:
1. между монополиями (за потребителя, доход и т.д.)
2. внутри монополии (между самоокупающимися подразделениями).
3. между монополиями и немонополизированными предприятиями (крупный и мелкий бизнес).
4. внутри немонополизированного сектора (право быть поставщиком крупной компании).
III. По методам борьбы:
1. ценовая (прибыль за счёт снижения издержек)
2. неценовые (за степени воздействия на условия реализации)
а) реклама и послепродажное техническое обслуживание.
б) высокий технический уровень, новизна и качество товара.
в) создание товаров-субститутов (заменителей).
г) комфортность.
В результате соперничества на рынке возникают различные ситуации, которые можно классифицировать в различные типы конкурентных рынков (рыночные структуры).

7.2. Рыночные структуры

Основные рыночные структуры: совершенная (чистая), несовершенная (монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия).
Степень близости различных видов несовершенной конкуренции к совершенной:

Совершенная Монополистическая Олигополия Чистая монополия
конкуренция
(чистая)
Несовершенная конкуренция
Следует выделять два основных типа конкурентного рынка: совершенная и несовершенная конкуренция. В совершенной конкуренции нет ограничений и товар стандартизированный. При монополистической – удовлетворяются одни потребности, но товар дифференцированный (отличающийся особенностями).

При олигополии несколько крупных производителей и покупателей привлекает низкая цена (есть выбор). Худшее положения для покупателя при чистой монополии, когда один продавец и монопольная цена.
Совершенная (чистая) конкуренция
Черты:
1. Много продавцов и покупателей.
2. Товар однороден (стандартизирован).
3. Отсутствуют барьеры для вхождения в рынок.
4. Полная информация участников рынка.
5. Рациональное поведение всех участников рынка
При совершенной конкуренции кривая спроса горизонтальна – продаётся любое количество товара при определённой цене, при более низкой цене количество покупателей увеличивается.
При совершенной конкуренции фирма принимает цены, т.е. является ценополучателем.
Положительное влияние совершенной конкуренции: ускоряет НТП, расширяет ассортимент, эффективное использование ресурсов.
Используется: в сельском хозяйстве, рыбной промышленности, подотрасли текстильной, фондовые биржи, мелкий бизнес, подотрасли металлообработки и т.д.
Спрос на продукцию фирмы характеризует ее предельный доход (MR). Он постоянен в условиях совершенной конкуренции, т.к. дополнительная единица может быть продана по постоянной цене. График MR совпадает с графиком спроса D (а).

Для отрасли объем продаж может быть увеличен через понижение цен (б).







а) спрос на продукцию фирмы;
б) рыночный спрос.
Предельный доход – приращение дохода, возникающий за счет увеличения выпуска продукции на единицу.









Правило MR=MC – максимизация прибыли при объеме производства, соответствующему равновесию MR и MC. Если выпуск не больше Q*, MC ниже MR – каждая добавочная единица продукции увеличивает прибыль.

Несовершенная конкуренция
Это рыночная структура, характеризующая возможность продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.
Нисходящая кривая спроса D объясняется тем, что по закону спроса монополист может поднимать цену без потери всех своих покупателей.

Фирмы, которые действуют в условиях несовершенной конкуренции, являются ценопроизводителями.
Конкурентные преимущества связаны с позицированием и сегментацией рынка (через большие блага, дешевую продукцию, дополнительные услуги и т.д.), снижением издержек, оптимальностью продукции и т.д. Бывают преимущества у государства, фирмы, товара. Преимущества высокого порядка у тех, кто сохраняет его длительное время (и наоборот).
Преимущества конкурентной стратегии через анализ деятельности конкурентов (специалисты по маркетингу): выявление товаров-конкурентов, определение силы конкурентов и их слабых сторон, разработка стратегии. Виды стратегий: сдержанная реакция (монополия, олигополия), избирательная (разные направления, игра с ценой), случайная (мало­предсказуемая). Особая роль разных участников (по доле в рынке – лидер и т.д.)
Типы стратегий (от конкурентоспособности): по товару, сегментация рынка, рыночная ниша и т.д. Особое внимание на ценовые и неценовые методы борьбы. В России особенности использования стратегий связаны с естественной монополией, налогами, инфляцией.
Участники рынка:
1. Лидер (до 40 % рынка) – в ценах, новых товарах.
2. Претендент на лидерство (около 30%) – атакует первым.
3. Ведомые или последователи (до 20%) – следует за лидером.
4. Окопавшиеся в рыночных нишах (до 10%) – рыночная ниша, специализация.
Чистая монополия
Чистая монополия – это рынок одного продавца с уникальной продукцией. Рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара и услуги путем уменьшения объема выпуска.
Контроль над ценой: лидерство в ценах, тайные соглашения, традиционное существование на рынке.
Черты чистой монополии:
1. Единственный продавец или производитель.
2. Отсутствие заменителей продукции (товар уникален).
3. Ценовой диктат.
4.Наличие вступительных барьеров.
Конкурировать с чистой монополией сложно, так как высокая стоимость товара, патенты, нечестная конкуренция, права от правительства. Легальные монополии: общественные коммуникации, патенты, авторские права и товарные знаки.
Монополия – рынок с множеством продавцов и одним покупателем (на рынке ресурсов).
Классификация монополий:
1. Естественная – базируется на уникальных природных ресурсах или создаётся с целью экономии (транспорт, связь). Государство, как правило, естественный монополист.
2. Искусственная – возникает на основе сговора с целью удаления конкурентов.
3. Случайная – временное превышение спроса над предложением (часто перерастает в искусственную).
Причина появления монополии – концентрация производства и капитала, централизация.
Объединение предприятий происходит по следующим направлениям :
1. Горизонтальная интеграция – слияние предприятий одной отрасли для производства одного товара.
2. Вертикальная интеграция – предприятия разных отраслей, связанные единой технологией производства (последовательные ступени переработки).
3. Диверсификация - комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой (учитывается исходное сырье, технология, сбыт, управление).
Организационные формы монополий:
1. Картель – соглашение одноотраслевых компаний об объёме производства, ценах на товар, найме рабочей силы, обмене патентами, рынке сбыта; фирмы административно и финансово самостоятельны.
2. Синдикат – теряется коммерческая самостоятельность, сбыт продукции и закупка сырья совместные, сохраняется юридическая и производственная самостоятельность.
3. Трест – монополистическое объединение, при котором предприятия полностью теряют самостоятельность – общая собственность, управление и сбыт.
4. Концерн – предприятия разных отраслей (промышленники, торговцы, транспортники, банкиры, финансисты) объединяются под контролем единой головной фирмы.
5. Конгломерат (консорциум) – участники соглашения абсолютно свободны и самостоятельны, но осуществляется временное соглашение их представителями (например, между промышленниками и банками) с целью научных исследований, строительства крупных промышленных объектов, размещения ценных бумаг.
Цель монополии – максимальный доход через контроль цены и объема производства. Средство ее достижения – монопольная цена, обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Монополист один – кривая спроса фирмы (D) совпадает с кривой спроса для отрасли. Отрицательный наклон, монополист искатель цены, т.е. речь идет о монопольной власти. Выбирается комбинация цена – количество на кривой спроса продукта. Воздействие на цену товара, меняет количество.

Монополия, предающая свою продукцию по одной цене всем покупателям – простая монополия.
Экономические последствия монополии
Вмешательство монополии ведёт к перераспределению общественного богатства в её пользу. При этом высокие цены, ограниченный объём производства, нет снижения издержек, социальное неравенство.
Достоинства монополии: эффективна в отдельных отраслях, стимул НТП.



Содержание  Назад  Вперед