Отличительные черты монополистической конкуренции



кривая
спроса
предельного а)
дохода


кривая
совокупного б)
дохода
Спрос на продукцию при монополии: кривая спроса убывающая, объём растёт за счёт снижения цены. MR (предельный доход) меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого (кривая MR лежит ниже кривой D).
Разрыв между Р и MR – продукция продается по одинаковой цене. Если фирма хочет добиться увеличения объема продаж, цена должна быть ниже на все единицы продукции. Если фирма продает на единицу больше, то получит прирост в размере цены этой единицы, но понесет потери (весь первоначальный объем вынуждена продавать по более низкой цене).

  1. Когда D эластичен, снижение Р ведет к росту совокупной выручки.
  2. Когда D не эластичен, то снижение цены ведёт к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избежать неэластичного участка (2 единицы по 12 дол., но продавая 3 – цена снижается до 10 дол. за штуку. Совокупный доход прирос на 6 (30-24). Прирост на 2 части: 1) 10 дол. за 3 ед. 2) потери равны 4 дол., т.к. каждая из первых двух единиц приносит по 10 дол., а не по 12 дол.).

Кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой TR максимален. Когда MR0 – TR можно увеличивать за счёт увеличения объёма продаж. Когда MR0 – TR увеличивается при снижении продаж.

TR – максимален, когда MR=0.
Оптимальный выпуск в краткосрочном периоде (MR=MC)


Убытки
Кривая D (спроса) ниже кривой AC (средних совокупных издержек) – спрос недостаточный, чтобы фирма имела прибыль.


MC Прибыль







Сравнение MR и MC показывает величину прибыли монополии. Пока MRMC, рост выпуска продукции увеличивает TR ,больше чем TC, увеличивается прибыль до Q*. Когда выпуск больше Q*, MRMC (дальнейшее увеличение уменьшает совокупную прибыль. Максимальная прибыль – точка пересечения MC=MR. Цена максимальной прибыли равна высоте кривой спроса D(P*).

Эта цена всегда выше MC для монополиста. Прибыль на единицу продукции равна вертикальному разрыву между D и ATC. Прибыль единицы продукции, умноженная на объём выпуска равна совокупной прибыли, т.е. общая величина прибыли равна заштрихованной площадке (P* - ATC*) Q*.
Ценовая дискриминация – установление различных цен на одинаковые товары при несовершенной конкуренции:

  1. Нет возможности перепродажи покупателю (дополнительная прибыль, выгода монополиста).
  2. Возможность разделить покупателей исходя из эластичности спроса на товар (производится больше продукции, выгода покупателя. Пример п. 1 - различные цены на авиабилеты в зависимости дня недели).

Последствия ценовой дискриминации: увеличение цены и производство больше продукции. Значение антимонополистического регулирования.
Оптимальный выпуск в долгосрочном периоде
MR = LMC – предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.
Олигополия
Олигополия – отрасль, в которой большая часть сделок совершается несколькими фирмами, любая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Черты:
1. Число фирм невелико (2 – 25).
2. Товар и стандартизирован и дифференцирован (стандартизированы товары промышленного спроса, дифференцированы товары потребительского спроса).
3. Очень высокая степень контроля над ценой. Методы контроля над ценами: тайный сговор (скрытое соглашение о распределении рынка или фиксации цен), лидерство в ценах (фирма диктует цену), отсутствие сговора (следование, игнорирование, конкуренция цен).
4. Преобладают ценовые методы борьбы (+ неценовые).
5. Возможность вступления в рынок ограничена, взаимозависимость продавцов.
Ценообразование: цены негибкие (редко изменяются, а если меняются – то у всех предприятий (согласованные действия или тайный сговор)).
Модели поведения фирмы
Дуополия (модель А. Курно). Реакция фирмы А на поведение В: если В снижает цену, то А – тоже (боязнь потерять клиентов); если В повышает цену, А игнорирует (захват потребителей фирмы В).
Сговор (картель) фиксация цен (предотвратить продажу другими, установить квоты).
Лидерство в ценах (молчаливое тайное соглашение) – крупное предприятие меняет цены, а другие следуют за ним (корректировка редко).
Реакция следования (D D ) (понижение цены 1 фирмы приводит к понижению цены 2 фирмы).

Реакция игнорирования (D D ) - когда спрос более эластичен. При понижении цены конкурент будут следовать, не давая увеличивать объём продаж за свой счёт другими. При повышении цены – игнорировать (кривая спроса олигополиста ломается в точке P).
Поведение олигополиста: максимальная прибыль от реакции конкурентов (учёт при цене и объёме), фирма: соперничество (ценовая война - cнижение цен), отрасль: соглашение (явное и молчаливое).
Значение олигополии неоднозначное. Она близка к монополии (по структуре). Особая роль в развитии НТП.

В регулировании этой рыночной структуры отводится государству и правовой базе.
Монополистическая конкуренция – это тип рынка, на котором продукция представлена большим числом товаропроизводителей, товар на котором дифференцирован (похожие, но не схожие товары).
Отличительные черты монополистической конкуренции:
1. Число фирм достаточно большое (более 25).
2. Невозможен тайный сговор.
3. Дифференциация продукта.
4. Ограничен контроль над ценой.
5. Лёгкий вход и выход на рынок.
6. Неценовая конкуренция преобладает.
Эта конкуренция формирует неценовые предпочтения у потребителей. Продукция даёт прибыль при учёте: цены, рекламы и конкурентоспособности. Формы дифференциации продукта (качество, услуги и условие продаж, размещение и доступность, стимулирование сбыта и упаковки).
Спрос на продукцию – суммарный объём продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены.
* P – убывающая;
* большое число конкурентов, слабая дифференциация продукта;
* степень эластичности кривой спроса зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта.
В результате – рост эластичности кривой спроса. MR (предельный доход) будет составлять половину угла наклона линии спроса.

Оптимальный выпуск в краткосроч- ном периоде: при MR=MC.

В краткосрочном периоде – снижение цен, когда кто-то выпускает подобный товар, до того как потребитель разберётся в преимуществах.

Типы рыночных структур

Характеристики
Рыночной структуры
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Чистая монополия
Количество производителей
Много независимых
Достаточно много
Несколько крупных
Единствен-ный
Тип продукта
Стандартизи-рованный
Дифференци-рованный
Стандартизированный + дифференци-рованный
УнPкальный, нет заменителей
Контроль над ценой
Контроль рынком
Влияние ограничено
Контроль лидера
полный контроль
Вхождения в отрасль
Свободное
Относитель-но лёгкое
Трудное
Очень трудное

В долгосрочном периоде – тенденция снижения прибыли от максимальной до нормальной (новые качественные товары) и сокращается спрос.
Последствие монополистической конкуренции: нет максимальной эффективности, избыток мощностей, приспособление к спросу, нет продукта по наименьшей цене. Использование в розничной торговле, лёгкой промышленности.

7.3. Антимонополистическое регулирование: цели и методы.

Цели: использование преимуществ естественной монополии (контроль государства), недопущение искусственной монополии.
Методы:
I. Экономические (самого рынка): появление товаров-субститутов, частая смена приоритетных для потребителей товаров как результат НТП, интернационализация рынка.
II. Административные (правительство): антитрестовские законодательства (против сговоров о цене и объёме), принудительная демонополизация (размонополирование, разукрупнение), налоги.
В России особенности – это монополизация государственных структур, всеохватывающий характер в советское время (гигантские заводы, цены, ресурсы, сверхмонопольная прибыль). В 90-е годы антимонопольная политика направлена часто не против злоупотребления монополистов (электро-газо-водоснабжение, транспорт) в завышении цен, а на то, чтобы заставить их делиться с государством сверхприбылью, поэтому многие меры антимонопольной политики не достигают нужного результата: по-прежнему перераспределение общественного богатства в сторону монополий.




Содержание  Назад  Вперед