Тема 5. Фирма в рыночной экономике


1.1. Общая и предельная полезности

Выбор потребителя определяется полезностью товара или услуги. Факторы выбора: потребительское предпочтение и экономические факторы (цена и доход).
Два подхода: кардиналистская теория (каждая новая единица блага дает количественный прирост полезности), ординалистская (потребитель выбирает набор одного блага в предложенной ему паре).
Поведение потребителя определяется современной наукой с помощью теории предельной полезности (кардиналистский подход) и методом кривых безразличия и бюджетных линий (ординалистский подход).
Полезность – удовлетворение от потребления какого-либо товара или услуги.
Общая полезность – удовлетворение от потребления определённого набора единиц товаров и услуг. Общая полезность возрастает с каждым приращением товара и услуги, но в убывающем темпе (TU).
Предельная покупка – та, которая вызывает сомнения в приобретении, которую вас приходится убеждать купить.
Предельная полезность связана с полезностью предельной покупки (настоятельность потребности). Предельная полезность каждой последующей единицы будет падать (из-за насыщения) (MU).
Закон убывающей предельной полезности отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворённости от потребления дополнительной единицы некоторого блага. По мере роста количества потребляемого блага общая полезность возрастает, но всё в меньшей пропорции, а предельная полезность сокращается. Мера полезности – цена, которую человек готов уплатить за удовлетворение своей потребности.

Чем выше цена, тем насущней потребность.
Q – количество приобретенной дополнительной единицы





Алгебраическое выражение предельной полезности товара Х
, где
- приращение общей полезности
- малое приращение количества товара Х
Таким образом, закон убывающей предельной полезности характеризует наклон кривой спроса: заставляет производителя понижать цену, чтобы покупали больше продукции. Чем интенсивнее потребление благ, тем меньше увеличение полезности от каждой дополнительной единицы.

4.2. Потребительские предпочтения

Потребительские предпочтения: транзитивность, большего выбора меньшему, ранжирование альтернативных возможностей.
Кривые безразличия – кривые равных полезностей и равного удовлетворения потребностей в любой точке кривой. Желание приобрести любое количество товара отражается на кривой безразличия.
Критерий покупок – безразличие к сочетанию товаров, т.е. товары одинаково удовлетворяют потребность.



Через точки a, b, c проходит кривая безразличия U2. В точке e, если провести по ней параллельную кривую U3, данная кривая будет более предпочтительна, т.к. большее количество товаров и услуг удовлетворяет большие потребности. Если таких кривых множество, то график называется картой кривых безразличия.

Чем выше кривая, тем лучше и больше комбинация товаров.
Кривая безразличия предполагает множество товаров и услуг, отличающихся одинаковой полезностью для потребителя и она отражает не количественное соизмерение потребностей, а их ранжирование.
Черты кривых безразличия:
- отрицательный наклон;
- кривые не пересекаются;
- выпуклые (MRS);
- наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль кривых (MRS);
- чем выше кривая, тем выше уровень полезности.
Обычно кривые безразличия демонстрируют убывающую предельную норму замещения MRS. MRS – одно благо может быть замещено другим без изменения общей полезности для потребителя, т.е. это отказ от единицы одного блага для приобретения другого. MRS зависит от конкретной точки кривой безразличия, в которой она измеряется. MRS = –X/Y







По мере движения по кривой безразличия сверху вниз абсолютное значение MRS уменьшается.
Суть MRS: чем меньше единиц товара А имеет домохозяйство, тем труднее ему отказаться от ещё одной единицы этого блага, и тем больше потребление товара В, чтобы компенсировать единицы товара А.
отказ 1,5 1 0,5 0,5
> > > >

Мясо
4,0
2,5
1,5
1
0,5
Колбаса
0,5
1
1,5
2,5
4

> > > >
приобретено 0,5 0,5 1 1,5
Увеличение потребления колбасы приводит к отказу мяса с
меньшим объёмом.
MRS=- X(A)/ Y(Б)

Если покупатель отдаёт предпочтение товару А, то график будет более пологий; если товару Б, то более крутой.
Значение теории о предельной норме замещения в том, что она помогает предпринимателям разрабатывать или совершенствовать новый продукт, т.е. учитывать потребительские предпочтения.­

4.3. Бюджетные ограничения

Кривая безразличия характеризует предпочтения покупателей. Бюджетная линия характеризует реальность покупки и возможности семьи (убывающая прямая отражает набор продуктов, требующих одинаковых затрат).

Бюджетная линия (потребительских возможностей) — это прямая линия с отрицательным наклоном, отражающая множество наборов из 2-х продуктов, требующих одинаковых затрат. Она показывает выбор доступной комбинации благ, доставляющую наибольшую возможную полезность

(т.е. купить на свой доход).

ab – бюджетная линия семьи, невозможно купить в точке М, в точке К любой набор; cd – семейный доход уменьшился; ef – семейный доход увеличился.
Сдвиг бюджетной линии.
1. изменение в доходе, смещение параллельно (см. а)
2. изменение в цене, поворот и изменение угла наклона (см. б, в)













В ситуации:
на графике б) изменяется цена товара А, на графике
в) изменяется цена товара Б.
Бюджетные ограничения
PxX+PyY M (денежный доход потребителя)
Если между ними равенство, то речь идет о бюджетной линии

4.4. Оптимум потребителя, способы достижения максимальной полезности

1. MUА/PA = MUВ/PB – выбор потребительского набора, при котором отношение предельной полезности (MU) к цене (Р) одинаково для всех благ MU – предельная полезность от определённого товара на денежную единицу; P – цена на товар. Предельная полезность разных товаров должна быть одинаковой.
2. MUА/MUВ = PА/PВ - выбор, при котором отношение предельной полезности любой пары благ должно равняться отношениям их цены.
В результате наступает потребительское равновесие: максимальная полезность потребителю от покупки разных товаров при имеющемся бюджете. Это означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращения полезности от потребления другого блага.




Е – точка потребительского равновесия. Кривая безразличия (U2) показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия – что он может. В своем единстве они показывают максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете.
Максимизация полезности – правило: последний рубль, затраченный на приобретение каждого продукта, приносил бы одинаковую предельную полезность (т.е. потребитель находится в состоянии равновесия). На точку равновесия влияет изменение доходов и цены.
Условие касания кривой безразличия и бюджетной линии для максимизации плезности:
а) расходы равнялись доходу, т.е. PxX+PyY=M
б) MRSXY = Px/Py

Задача: Бюджет составляет 350 руб.
Стоимость товара А – 50 руб., товара В – 100 руб.

Штук
Товар А
Товар В
Пред-я полез-ть
Пред-я полез-ть на 1 руб
Пред-я полез-ть
Пред-я полез-ть на 1 руб
1
5
0,1
9
0,09
2
4
0,08
6
0,06
3
3
0,06
5
0,05
4
2
0,04
3
0,03
5
1
0,02
1
0,01

MUA/PA = MUB/PB Если цена товара Б снизится
3:50=6:100 вдвое, то при тех же затратах
(3 шт. А) (2 шт. В) будет куплено вместо 3 единиц
A и 2 единиц Б 3 единицы А и 4 единицы Б., т.е. при снижении цены количество купленных товаров возрастает.
Эффект дохода – если цена падает, то высвобождается часть дохода для покупки дополнительной единицы продукта, следовательно спрос увеличивается.
Эффект замещения – больше покупают товаров, цена на которые ниже.
Нормальный товар: объём спроса увеличивается с ростом дохода и наоборот, эффект дохода и замещения при увеличении цены отрицательный и наоборот. Низшие блага: уменьшение дохода приводит к увеличению спроса (эффект дохода). Увеличение дохода снижает спрос.

Товар Гиффена: товары с возрастающей кривой спроса (парадокс, т.к. кривые спроса убывающие).
Воздействие на кривую спроса

На нормальные товары (предметы роскоши)
На низшие товары (некачественные товары)
Уменьшение дохода
Увеличение дохода
Уменьшение дохода
Увеличение дохода
Отриц.
эффект
Полож.
эффект
-
отрицательно
+
положительно
Увеличение Р
Снижение
Р
Эфф. дохода
влияет больше
Эфф. замещен влияет больше
Сокращение D
Увеличение D
Увеличение
D
Сокращение
D

Кривая потребление-доход (кривая Хикса) или кривая уровня жизни.
Кривая цена-потребление, точки которой показывают соотношение двух товаров при изменении цены товара Х и постоянном доходе. Выделяют нормальные товары, низшие блага и товары Гиффена.














Содержание  Назад  Вперед