Тема 4. Поведение потребителя в условиях рыночной экономики.


3.1. Факторы, определяющие спрос и предложение

Спрос (D) - это желание и способность покупателя приобрести благо (потребность, подтвержденная платежеспособностью)
Закон спроса (динамика спроса).
При повышении цены спрос падает и наоборот (обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар).
Кривая спроса.
Кривая спроса D наклонена вниз, так как существует обратная зависимость P и Q.
Цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель.
D1
P (цена) D
D2
D1 Закон спроса отражается на кривой
D спроса и показывает все варианты
соотношений цены и количества.
D2
Q (количество)
Факторы, влияющие на спрос

Изменение величины спроса

Объем спроса
(изменение цены, движение по кривой D)



Функция спроса
(цена постоянная, изменение неценовых факторов, движение самой кривой D или вправо ) Qоа=F(Pa , Pb ,…,Pz , , W, T, F, S)
Pa, Pb,…,Pz – цена товаров а,…,z соответствено; – доход покупателя; W– уровень благосостояния покупателя; Т– вкусы покупателей; F– мнение о своихи перспективах; S– сезонность;
Изменение в спросе

Нормальный товар – товар, спрос на который растет при росте потребительского дохода.
Низший товар – товар, спрос на который падает при росте потребительского дохода (маргарин > сливочное масло).Эти свойства не являются внутренне присущими товарам (их так оценил потребитель)
Исключения из закона спроса: эффект ожидаемой динамики цен, эффект цена – показатель качества, эффект престижного спроса; Изменение спроса (при изменении всех факторов, кроме цены):
увеличение доходов сдвигает кривую вправо и наоборот; высшая категория (нормальные товары) – спрос изменяется пропорционально изменению доходов; низшая категория (некачественные товары) – при падении доходов спрос растёт; вкусы – качественный товар сдвигает кривую вправо;
Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которое производитель готов поставить на рынок в нужное время в нужном месте.
Закон предложения – при повышении цены количество предложения товара увеличивается (прямая зависимость между P и Q)
Кривая предложения.
Кривая показывает то количество товаров и услуг, которое предлагается по данным ценам в определённое время.
S2

P S
S2 S1

S
S1


Q
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продавать на рынке данное количество товаров.
Факторы, влияющие на предложение

Объем предложения – движение по кривой S, то есть изменение Р.
QSA- (PA)

Qsa=(Pa, ... , Pz , K , L , N , F , Y , G)
Qsa – объём предложения товара A;
Pa, ... , Pz – цены товаров A ... Z; K – технологии, L – налоги и дотации, N – природно-климатические условия, Y – потребительские ожидания, G – число товаропроизводителей;



Когда говорят о предложении имеют ввиду всю кривую предложения.

3.2. Равновесие на рынке товаров

Рыночное равновесие – положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которое желает предложить производитель (объем спроса равен объему предложения). Это ситуация в точке Е, где Р0 – цена равновесия (главные координаты на рынке, по Адаму Смиту невидимая рука рынка). При дефеците – хозяин продавец, при изобилии – потребитель.

Модель идеального рынка – совершенная конкуренция – равноправные агенты, влияющие на равновесия спроса и предложения через цену.

Po – цена равновесия; Qo – объём равновесия;


Отклонение от рыночного равновесия

Избыточный спрос (D)

Рыночная цена меньше
равновесной цены

Избыточный спрос

Повышение цены
Избыточное предложение (S)

Рыночная цена больше равновесной цены

Избыточное предложение

Снижение цены

В результате: - изменение равновесной цены
- количества товара на рынке
- сдвиг кривых S и D
При цене Р0 излишек спроса будет толкать цену верх (конкуренция покупателей), а при цене Р0 предложение превышает спрос (конкуренция продавцов) и цена снизится до уравня равновесной.
D1D1 при уменьшение D, снижение равновесной цены P1 b и объема предложения Q1












13
D2 D2 при увеличении D, рост равновесной цены P2 и объёма предложения Q2.

S1 S1 - уменьшение S, повышение равновесной цены P3 и сокраще-ние объёма предложения Q3.
S2 S2 - увеличение S, падение равновесной цены P4 и расши-рение объёма предложения Q4.



Вывод: равновесная цена устанавливается в результате свободного колебания спроса и предложения (координаторы). Государство воздействует на рыночный механизм через фиксацию цен и налоги.
Цена – денежное выражение стоимости.
Функции цены: ориентирующая, стимулирующая, распределительная.
Системы цен: государственная, договорная, мировая.
Помехи свободному движению цен: инфляция, монополия.
3.3. Эластичность спроса и предложения

Эластичность – степень изменения одной переменной на изменение другой (чувствительность D и S к различным факторам).
Виды эластичности

спроса
(по цене, по доходу, перекрестная)
предложения
(фактор времени – мгновенный, краткосрочный, долгосрочный)


Экстремальные формы (абсолютная эластичность и неэластичность)
Эластичность спроса по цене
Два способа вычисления коэффициента эластичности:
1) точечная эластичность (в точке). Относительное изменение
объема спроса при бесконечно малом изменении цены ( на
монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара
в краткосрочном периоде)


(зависимость количества продаж от изменения цены)

Ep – эластичность спроса по цене; Q/Q – изменение спроса;
P/P – изменение цены;

Если:
- Ep 1 - спрос эластичен, то есть при увеличении цены на 1%
объём спроса уменьшается больше, чем на 1%;
- Ep =1 – единичная эластичность – при увеличении цены на
1% спрос уменьшается на 1%;
- Ep 1 – спрос неэластичный – при увеличении цены на 1%
спрос уменьшается меньше, чем на 1%;
- Ep =0 – абсолютно неэластичный: спрос не чувствителен к
цене;
- Ep = - абсолютно эластичный: малейшее изменение цены
ведет к повышению или понижению спроса до ;
2) дуговая эластичность (используются средние значения P и Q)


Факторы, определяющие эластичность спроса:
чем больше товаров-субститутов (взаимозаменяемые товары), тем выше эластичность; чем разнообразнее способы использования товара, тем выше эластичность; чем насущнее потребность в данном товаре, тем ниже эластичность; чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность (дефицит товара); эффект очереди – низкая эластичность; спрос становится более эластичным со временем; чем более агрегирован товар, тем эластичность ниже (агрегирование – объединение товаров во всё более расширяющиеся группы:
колбаса > мясопродукты > еда ).
Эластичность спроса по доходу
, где Q – кол-во
продукта, R-доход.
Отношение изменения объема спроса на товар к изменению дохода потребителя.
R (доход)
C A

E0 W A

B
C
B

Q (кол-во)


АА (Er1) – неэластичный спрос (товары первой необходимости) т.е с ростом дохода на 1% спрос возрастает меньше чем на 1%.
ВВ (Er1) – при росте дохода спрос увеличивается (предметы роскоши). Спрос эластичен по доходу; с увеличением дохода на 1% спрос увеличивается больше, чем на 1%.
СС – неэластичный спрос. Т.е. до точки W спрос на товар не эластичный по доходу (товары первой необходимости); после W доход растет, спрос становится эластичным (предметы роскоши) с отрицательной зависимостью (т.е. с ростом дохода спрос на товар уменьшается).
Формы

Положительная (Er1)

Объём спроса растет с ростом доходов

Нормальные блага

Предметы роскоши (BB)

Отрицательная (неэластичный - эластичный)

Товары низшей группы

Некачественные товары (CC)
Нулевая (0Er1)

Не чувствительна к изменению дохода

Товары первой необходимости
(AA)

Перекрестная ценовая эластичность спроса.

или
,
где a,b – товары.

Т.е., показывает насколько чувствителен спрос на продукт a, к изменению цены на продукт b.
ВВ – товары комплементы (автомобиль-бензин). Рост цены на b уменьшает объем спроса на a. Отрицательная перекрёстная эластичность. СС – товары субституты (конфеты-торт). Рост цены на товар b увеличивает спрос на товар a.
Положительная перекрёстная эластичность. НН – нейтральные товары (автобус-метро). При росте цены на b Q спроса на а увеличивается, но а не влияет на b. Нулевая перекрёстная эластичность.

Pb
B H C
Eab1


Eab=1 Eab1

C H B
Qa



Эластичность предложения.

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.
, где Q – количество продукции, P – цена продукции.

Величина предложения повышается по мере роста, поэтому эластичность предложения по цене – положительная величина.
Зависит от: 1) способности хранения и его стоимости (низкая при минимальном хранении); 2) особенности производственного процесса; 3) инвестиции (если есть свободное движение капитала – то эластичность растет); 4) товарных запасов (если много, то эластичность растет); 5) загрузки производственных мощностей.













Основной фактор эластичности – время. Периоды: мгновенный (Sm), краткосрочный (Sk), длительный (Sp) (реакция на изменение цены продукта).
Sm – реализация товара не эластично: товар произведен, изменить ничего нельзя (абсолютно неэластичное);
Sk – предприятие может подстроиться под спрос, может использовать резервы, загрузить оборудование. Постепенно отклоняется по закону предложения. Похож на мгновенный т.к. не расширяется производство (неэластичное);
Sp – предприятие формирует новый спрос и перестройка производства за счет замены оборудования, за счет строительства предприятий (эластичное).





Содержание  Назад  Вперед