Тема 3. Спрос и предложение.


2.1. Товарные основы и принципы функционирования рыночной экономики.
Рыночное хозяйство представляет собой общественную форму организации экономики, основанную на товарном производстве и обеспечивающую взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.
Общие принципы формирования рыночной экономики: юридические основы, многоукладность экономики, атрибуты рыночной системы, свободная конвертируемость национальных денег, социальная защита граждан.
Рынок – это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, потребления, основанная на определённых принципах, главный из которых – свобода экономической деятельности. Эволюция общественных форм производства: натуральное хозяйство (продукт производится для внутрихозяйственного потребления), товарное производство (отношения через куплю-продажу). Условиями возникновения рыночного хозяйства являются: общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей.
В основе рыночного механизма лежит саморегулирование и свободное ценообразование.
Структура рыночного механизма:

  1. Экономическая связь между субъектами рынка.
  2. Механизм формирования цен.
  3. Механизм конкуренции.
  4. Спрос и предложение.

Воспроизводство - это движение общественного продукта по стадиям:

  1. производство (рождение продукта): создание благ для удовлетворения потребностей, создание факторов производства
  2. распределение - это определение доли каждого участника в производстве продукта
  3. обмен - обеспечивает непосредственную связь производителя и потребителя
  4. потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей (новый заказ).

Рыночный механизм действует через пробы и ошибки, так называемый принцип "невидимой руки" А. Смита: когда стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.
Функции рынка: универсальное средство перемещения жизненных благ, регулятор экономики, распределитель жизненных благ, средство общения людей.
Преимущества рынка: гибкость, эффективное распределение ресурсов, свобода выбора и действий производителя и потребителя, максимальное использование достижений НТР, успешное функционирование экономики при наличии ограниченной информации.
Недостатки рынка: низкая способность рынка к сохранению невоспроизводимых ресурсов, удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги, не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен, нет мотивации фундаментальных исследований в науке, изменчивость рыночной конъюнктуры.
Субъектно-объектная структура рынка – это система взаимоотношений между экономическими системами, отражающая их цели, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей (товары, услуги, факторы производства, деньги, капитал, субсидии и т. д. – это объекты рынка). Субъекты рынка – это экономические агенты, участвующие в воспроизводстве экономических благ. Это юридические или физические лица, выполняющие в экономике определённую функцию от собственного имени или по поручению.
Выделяют следующие ведущие хозяйственные субъекты: домохозяйство, предприятие (фирма), государство (правительственные учреждения), банк.
Домохозяйство – экономическая единица в составе одного или более лиц, обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, снабжает экономику ресурсами (труд, капитал, природные ресурсы), самостоятельно принимает решения и стремится максимально удовлетворить потребность (семья, церковь).
Предприятие (фирма) – самостоятельная, производственно-хозяйственная единица, цел – получение прибыли или удовлетворение потребностей. Регулируется законом. Использует факторы производства для изготовления продукции с целью продажи.
Государство – правительственное учреждение, осуществляющее необходимость юридическую и политическую власть в стране над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общих целей.
Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для функционирования рынка.
Структура рынка: по экономическому назначению объектов, по географическому положению, по степени ограничения конкуренции, по отраслям, по степени зрелости, с учётом ассортимента.

Сегментация рынка: повышение эффективности реализации продукции с учетом интересов покупателей, их финансовых возможностей и потребительских свойств товаров.
Инфраструктура - это комплекс отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок (биржа, маркетинг, информационные системы, кредитование, страхование, ярмарки, аукционы, коммерческие банки, транспортные средства, складское хозяйство).
Конъюнктура - это совокупность складывающихся в каждый момент времени экономических условий (спрос и предложение, уровень цен и т.д.).
1.2. Экономический кругооборот
Экономические aгенты взаимодействуют друг с другом, обменивая имеющиеся у них блага. Движение благ образует своеобразный кругооборот.
Экономический кругооборот - это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Модель экономического кругооборота

Материально-вещественный кругооборот (кругооборот "ресурсы про-дук­ция"):
•Домашние хозяйства, являясь собственниками факторов производства, предоставляют на рынок ресурсов труд, землю, капитал. Фирмы, в свою оче­редь, предъявляют спрос на экономические ресурсы.
•Соединяя приобретенные факторы производства, фирмы производят товары и услуги, которые они предлагают на рынке потребительских товаров. Домашние хозяйства предъявляют спрос на эти товары и услуги.
Денежный кругооборот (кругооборот '"доходы - расходы "):
•Расходуя денежные доходы, полученные от продажи экономических ре­сурсов, домашние хозяйства приобретают товары и услуги. Расходы домашних хозяйств становятся для фирм доходами (выручкой от реализации).
•Возможность приобрести товары возникает лишь потому, что домаш­ние хозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности ресур­сы. Расходы фирм на покупку ресурсов являются доходами домашних хо­зяйств (заработная плата, рента, процент).
Следовательно, расходы одного субъекта являются доходами другого. На движение расходов и доходов существенное влияние оказывает госу­дарство. Для своей хозяйственной деятельности (на государственных пред­приятиях) оно осуществляет закупки на потребительском рынке, приобретает факторы производства у домашних хозяйств, соответственно рассчитываясь за это.
Государство собирает финансовые ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), пря­мые налоги с предприятий (на прибыль, и т. п.), а также косвенные налоги - формально с предприятий, а фактически со всего общества (налог на добав­ленную стоимость, с оборота, акцизы и др.)
С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. Оно предостав­ляет некоторым фирмам субсидии (дотации), то есть пособия, выдаваемые в безвозвратном порядке для возмещения убытков в случаях, когда цепы на вы­пекаемую продукцию ниже издержек, и налоговые льготы.
Отдельным домашним хозяйствам государство предоставляет трансферт­ные платежи (пособия по нетрудоспособности, безработице, стипендии, пен­сии и т.д.), т.е. выплаты, не обусловленные предоставлением с их стороны то­варов и услуг.
Государство также заимствует средства на финансовом рынке, продавая на нем свои облигации, а затем погашает задолженность, выкупая их с процента­ми.
Домашние хозяйства свои сбережения направляют в различные финансо­вые институты (это могут быть вклады в банки, пенсионные фонды и т.п.). Под залог ресурсов, находящихся в их собственности, домохозяйства, в свою очередь, получают кредиты.
Временно свободные денежные средства (амортизационные средства, от­числения в фонд заработной платы и т.п.) фирмы также направляют в различ­ные финансовые институты. В свою очередь, на финансовых рынках фирмы осуществляют заимствования инвестиционных средств, в которых они нужда­ются, чтобы дополнить собственные внутренние источники финансирования.
Результатом нормального хода экономического кругооборота является возможность непрерывного существования и выполнения своих экономиче­ских функций субъектами экономики.

2.3. Экономические институты

Экономические институты – это устойчивые формы взаимодействия людей. Это своего рода нормы и правила, которые выполняют функцию ограничения поведения экономических агентов и упорядочивают взаимоотношения между ними. Это сложное образование, все экономические институты взаимосвязаны, дополняют и от части заменяют друг друга.

Особо следует выделить рынок и собственность.
Рынок (как экономический институт) – это форма общения равноправных лиц, физических и юридических – производителей (собственников) и потребителей (пользователей) частных экономических благ, включая ресурсы, а также посредников между ними. Это добровольная взаимная передача прав собственности субъектами, результатом чего является договор (добровольная сделка). При этом происходит общественная оценка благ, пеXераспределение доходов.

Рынок сегодня – это социальный механизм (связь между потребителем и производителем), а не просто место купли-продажи.
Купля-продажа – это одновременно взаимная передача агентами полных прав собственности на обмениваемые блага. Аренда – это (временная) передача хозяйственных прав на одно благо в обмен на ренту. При аренде любой может быть в убытке.
Спот-сделка: выполнение договора сразу после его заключения.
Срочные контракты: момент заключения контракта и выполнения его разнесены во времени (хеджирование, спекуляция, арбитраж).
Хеджирование – сделки на бирже. Спекуляция – операции при колебании цен, связанные с изменением конъюнктуры рынка. Арбитраж – одновременное проведение операций с одним товаром на срочном рынке и рынке наличности и извлечение прибыли от разницы цен.
Рынок – это совокупность трансакций (с англ. - сделка)
Трансакционные издержки (операционные издержки) – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
Формы трансакционных издержек: поиск информации; издержки ведения переговоров и заключения контрактов; издержки измерения (ошибки в подсчетах, приобретение измерительной техники); издержки защиты прав собственности; издержки, связанные с противоречивым поведением партнёров. Сокращение данных издержек осуществляется через оптовиков и посредников.
Собственность – это совокупность прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между субъектами по поводу использования экономических благ.
Для бизнеса важное значение имеет отношение собственности на средства производства, которые выражаются в 2-х видах экономических прав: право собственника и право хозяйствования (использования).

  1. Право собственника (присвоение средств производства) - юридически закрепляется право субъектов быть собственником средств производства, т.е. владеть (обладать), пользоваться (извлекать пользу) и распоряжаться (определять судьбу)
  2. Право пользования (хозяйствования или использования средств производства) – аренда, лизинг и т.д. На время право владения и пользования отдаётся собственником другому.

Отношение экономической реализации собственности – это когда использование средств производства приносит собственнику доход (прибыль, налог, арендная плата, ройалти – плата за использование чужой собственности).




Содержание  Назад  Вперед