Самые различные социально-экономические системы.


Разумеется, единичная дифференциация труда на предприятии, связанная с незавершенным изготовлением какой-то части готового продукта, не может порождать товарного обмена. Такой обмен — следствие других видов разделения труда: международного (внешняя торговля), а также общего и особенного (внутренняя торговля).
Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит, как правило, за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.
В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: производство — обмен — потребление. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления.

Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через рыночный обмен устанавливаются экономические отношения между производителями и потребителями товаров.
Следовательно, развитие разделения труда, открытость и рыночный характер хозяйственных связей сняли те преграды для прогресса экономики, на которые обрекало ее натуральное хозяйство. Потенциальные возможности противоположного ему товарного производства таковы, что ему свойствен закон расширенного воспроизводства.
Регулярное производство товаров существует 5—7 тысячелетий — с периода первобытно-общинного строя до настоящего времени. Оно обслуживает самые различные социально-экономические системы. В связи с этим можно выделить общие для всех исторических эпох причины его возникновения.
Товарное производство появилось прежде всего в результате общественного разделения труда. Эта общая форма организационно-экономических отношений продолжает изменяться при совершенствовании орудий труда. Поскольку технический прогресс не знает временных границ, то не имеет пределов и развитие разделения труда в обществе, а стало быть, совершенствование товарного хозяйства.

Как мы увидим в дальнейшем, научно-техническая революция породила новое, углубленное разделение труда — подетальное изготовление сложных изделий на разных заводах, которые вступили во взаимные торговые отношения. Во второй половине XX в. для многих предприятий стала характерна не специализация на выпуске одного продукта, а диверсификация — производство нескольких товаров.
Другой причиной возникновения производства товаров является хо-зяйственное обособление людей на изготовлении какого-то продукта. Данное организационно-экономическое отношение органически дополняет общественное разделение труда. Человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Это, конечно, усиливает его зависимость от других товаровладельцев, порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией и устанавливать хозяйственные связи через рынок.

В таком случае отпадает всякое внеэкономическое принуждение к труду. Сам работник испытывает потребность и материальную заинтересованность в том, чтобы увеличивать и качественно улучшать изготовление полезных вещей.
Хозяйственное обособление людей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным и даже абсолютным, когда товропроизводитель — частный собственник. В меньшей мере оно достигается, если какое-то имущество отдается в аренду — временное владение и пользование.

Тогда на какой-то период арендатор может владеть и пользоваться чужим имуществом. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство. Это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.
Производство товаров не может нормально развиваться в рамках общей совместной собственности, которая затрудняет хозяйственное обособление производителей полезных вещей, их свободную предпринимательскую деятельность. Оно полностью парализуется, когда государство становится единственным собственником средств и результатов производства.


В зависимости от степени развития отношений собственности и организационно-экономических отношений образуются два вида товарного производства. Во-первых, исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, использующих при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. В этом случае из-за сравнительно низкой выработки работников сфера товарного производства и обращения развита недостаточно и зачастую соседствует с натуральным хозяйством, занимающим главные позиции в экономике. Во-вторых, при капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором наступает конец господству натурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом купли и продажи становится и рабочая сила людей.

Развитое товарное производство быстро прогрессировало в условиях классического капитализма в рамках частнокапиталистического присвоения. В XX в. этому способствовала также собственность акционерных обществ, кооперативов и товариществ.
Первоначально развитое товарное производство приняло всеобщий характер, поскольку все создаваемые полезные блага принимали форму товара. Но во второй половине нынешнего столетия под воздействием научно-технической революции и государственного вмешательства в хозяйственную жизнь в ней выделился нетоварный сектор. В него вошло производство продуктов и услуг, реализация которых не проводится через рынок (фундаментальные научные исследования, бесплатные виды образования и других услуг, основная продукция военно-промышленного комплекса и т.п.). Причем нерыночные формы богатства играют возрастающую роль в общественном развитии. В итоге, современная экономика является смешанной в том отношении, что соединяет товарные — как ведущие и определяющие — и нетоварные связи.

Для детального изучения тех и других связей мы перейдем к рассмотрению экономических форм продуктов.
2. Экономические формы продуктов
Всякий продукт натурального производства имеет непременное свойство — полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей (в английской классической политической экономии это свойство вещей назвали потребительная стоимость).
Полезность продукта может показаться очень простым и ясным признаком. Ведь речь идет о натурально-вещественных свойствах предметов потребления (скажем, яблок, обуви и т.п.) и средств производства (например, трактора, компьютера и т.д.). Однако при внимательном ознакомлении с этим признаком возникают непростые вопросы.
Первый вопрос: всякий ли произведенный людьми натуральный продукт приносит им пользу?
В экономической теории под полезностью подразумевается без исключения все то, что удовлетворяет действительные, реально сложившиеся нужды (даже то, что наносит ущерб здоровью: сигареты, наркотики и пр.). Сами же потребности могут порождаться как биологическими, так и Духовными, социальными обстоятельствами, даже фантазией.
Второй вопрос: сколько полезностей имеет каждое натуральное благо?
Люди постоянно открывают полезные качества вещей на практике и с помощью науки на протяжении многих веков. Сейчас установлено, что любое материальное благо имеет, как правило, множество нужных людям свойств, или, образно говоря, пучок полезностей. Так, опытная домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюд она может приготовить, скажем, из куска мяса.

Технологи, допустим, нефтехимического завода профессионально осведомлены о большом пучке разнообразных полезных продуктов, которые они способны произвести из исходного сырья.
Наконец, третий вопрос: кто и как оценивает полезность благ, с помощью каких критериев — объективных или субъективных?
Полезные свойства вещей несколько по-разному выявляют и оценивают производители и потребители.
Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную оценку их качества. И это понятно. Ведь полезность продуктов неотделима от их вещественных свойств. Эти свойства и подлежат измерению. Так, в железной руде определяется количество содержащегося в ней железа и других компонентов, в молоке — наличие в нем определенного количества жира, белка, молочного сахара, витаминов и т.д.

Если количество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает их качество, а тем самым увеличивает их ценность.
Потребители довольно часто придерживаются своих субъективных оценок пользы материальных благ, подчас пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на натуральные продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Разве каждый из нас не проявляет свою привязанность к выбору какого-то, скажем, вида и сорта чая, кофе?

Здесь встречаются и уникальные случаи. В Китае у малочисленной народности мяо любимым блюдом является приготовленные с изыском бамбуковые крысы с гарниром из молодого бамбука... Вот уж воистину, как говорится, на вкус, на цвет товарища нет, о вкусах не спорят.



Содержание раздела