Полностью совпадают спрос и предложение.


Нормальным же можно признать такое положение, когда цена продавца и цена покупателя совпадают. При стечении каких обстоятельств возникает это столь желанное для всех контрагентов положение?
Ответ на этот вопрос мы найдем, если одновременно совместим кривую спроса (рис. 6.4) и кривую предложения (рис. 6.5), что и сделано на рисунке 6.6.


Рис. 6.6. График спроса и предложения
На рис. 6.6 видно, что при пересечении кривых спроса и предложения обнаруживается равновесная точка Р. В ней полностью совпадают спрос и предложение. Если спроецировать равновесную точку на ось ординат, то мы определим равновесную цену Цр. В ней полностью совпадают цены продавцов и покупателей.

Когда равновесная точка Р проецируется на ось абсцисс, то выявляется равновесное количество Kр, которое характеризует баланс — количественное совпадение спроса и предложения.
Теперь особый интерес представляет экономическая природа равновесной цены: сущности какого хозяйственного процесса она соответствует? На этот вопрос были даны два варианта ответа.
Согласно распространенному мнению, равновесная цена — это и есть та рыночная цена, которая выражает сущность равенства спроса и предложения. Однако не ясно следующее. В точке равновесия спрос и предложение перестают быть связанными с динамикой цены. Здесь перестают сталкиваться интересы продавцов и покупателей. Момент равновесной цены, может быть, чем-то напоминает астрономическую черную дыру (космический объект, внутри которого исчезает всякая информация о происходящих в нем процессах).

Значит, саму равновесную цену никак нельзя объяснить ни действием закона спроса, ни действием закона предложения.
Попытку глубоко раскрыть природу равновесной цены с позиции -рудовой теории стоимости предпринял К. Маркс. Он заметил, что предложение и спрос регулируют только временные колебания рыночных цен. По его словам, в тот самый момент, когда эти противоположные силы становятся равными, они взаимно парализуют друг друга и перестают действовать в том или другом направлении.

В тот момент, когда между предложением и спросом устанавливается равновесие и потому они перестают действовать, рыночная цена товара совпадает с его действительной стоимостью, с нормальной ценой, вокруг которой колеблются его рыночные цены49.
Между тем несомненно, пожалуй, то, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.
А. Здесь товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене.
Таким образом, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуацию. Нобелевский лауреат французский экономист М. Аллэ вывел теоремы с такими фундаментальными положениями: ...всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуацией рыночной экономики50.
Б. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект.
За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.
В. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.
Итак, мы завершили рассмотрение законов спроса и предложения. Эти законы выражают причинно-следственные зависимости между ценой (причина) и спросом (следствие), между ценой (причина) и предложением (следствие). Вместе с тем существуют рыночные законы другого рода.

Они определяют причинно-следственные зависимости между спросом (причина) и ценой (следствие), между предложением (причина) и ценой (следствие). Настало время проанализировать действие и этих законов.
4. Воздействие спроса и предложения на цену
На графике кривой спроса (рис. 6.4) мы проследили, как изменяется спрос покупателей под влиянием одного фактора — динамики цен. При этом не принимались в расчет другие факторы, которые могут менять масштабы спроса. В качестве последних можно отметить:

а) изменение дохода. Вполне очевидно, что если увеличиваются размеры реальных доходов населения, выделяемых на приобретение товаров и услуг, то соответственно повышается покупательский спрос. Когда же такие доходы уменьшаются, то соответственно снижается спрос;
б) изменение вкусов и моды. Естественно, что систематическое обновление вкусов и моды, скажем на одежду, обувь, развлечения, оказывает прямое влияние на покупательский спрос. С ростом благосостояния народа такое влияние усиливается;
в) реклама. Цель всякой рекламы — расширить сбыт определенных товаров;
г) покупка в кредит. Многие вещи длительного пользования (автомобили, мотоциклы, мебель, бытовые приборы и др.) приобретаются в рассрочку. Если кредит становится благоприятным (взносы уменьшаются, а сроки возврата ссуды увеличиваются), то размеры спроса, разумеется, возрастают.

Они, наоборот, сокращаются в результате ухудшения условий покупки в рассрочку.
Под влиянием указанных факторов величина покупательского спроса изменяется, что сказывается на динамике рыночной цены. Эту динамику можно проследить на графике изменения спроса (рис. 6.7).


Рис. 6.7. Изменение величины спроса
На рисунке 6.7 исходная позиция такова. Кривая предложения П1 — П2 остается в неизменном состоянии. Начальная величина спроса — К1.

Ей соответствуют равновесная точка P1 и равновесная цена Ц1.
Увеличение спроса обозначено другими параметрами: новая величина спроса K2, кривая спроса С3 — С1, равновесная точка Р2 и равновесная цена Ц2.
Можно видеть, что расширение спроса (К1 — K2) ведет к тому, что кривая спроса сдвигается вправо от C1 — С2 к С3 — С1. Равновесная точка смещается вправо и вверх (Р1 — Р2). В итore рыночная цена возрастает с Ц1 до Ц2.
Чтобы выяснить, как уменьшение величины спроса повлияет на цену, воспользуемся тем же рисунком 6.7. За исходную позицию примем кривую спроса С3 — C1. Тогда сокращение потребительского спроса (К2 — K1) отразится на сдвиге кривой спроса влево: от С3 — С1 к C1 — С2. Равновесная точка сместится влево и вниз (от Р2 к P1).

В результате рыночная цена снизится с Ц2 до Ц1.
Значит, при прочих неизменных условиях расширение спроса покупателей влечет за собой рост рыночной цены, а его уменьшение — падение цены.
На графике кривой предложения (рис. 6.5) отражено изменение величины предложения под воздействием только лишь динамики цен. Но не учтено, что на величину предложения товаров на рынке влияют и другие обстоятельства:
а) изменение цен на факторы производства. Товары предлагаются на рынке по определенным ценам, которые отражают цены затраченных в производстве факторов (труда и средств производства). Если по каким-то причинам увеличиваются цены на эти факторы, то издержки производства продукции возрастают, расходы фирмы повышаются.

А это влечет за собой создание меньшего количества изделий. И наоборот, когда уменьшаются цены на факторы производства, то уменьшаются издержки производства, возрастает выпуск продукции;
б) технический прогресс и производительность труда. Совершенствование техники, технологии производства и организации работы ведет к сокращению издержек на изготовление единицы продукции. Это позволяет увеличить выпуск товаров;
в) погодные условия. Этот фактор оказывает большое влияние на сельскохозяйственное производство. Колебание погодных условий может оказывать благоприятное или неблагоприятное воздействие на издержки сельскохозяйственного труда и на сбор урожая в растениеводстве.
Данные факторы сказываются на величине предложения товаров на рынке, а тем самым и на уровне рыночной цены. Динамика цены наглядно представлена на графике изменения предложения (рис. 6.8).


Рис. 6.8. Изменение величины' предложения
Начальная позиция на рисунке 6.8 отражается в следующих параметрах. Кривая спроса С1 — С2 не изменяется. Исходная величина предложения К1.

В этом случае образуются равновесная точка P1 и равновесная цена Ц1.
Когда величина предложения возрастает (К1 — К2.), тогда кривая предложения смещается вправо: от П1 — П2 до П3 — П4. Точка равновесия сдвигается вправо и вниз (P1 — Р2). Тогда рыночная цена снижается с Ц1 до Ц2.
Если же величина предложения уменьшается, то для этого случая в качестве исходного момента можно принять кривую предложения П3 — П4 на рисунке 6.8. Свертывание предложения (К2— K1) скажется на перемещении кривой предложения влево, от П3 — П4 к П1 — П2. Равновесная точка сдвинется влево и вверх (от P2 к P1).

В итоге рыночная цена возрастет с Ц2 до Ц1.
Выходит, что пpи прочих равных условиях увеличение предложения со стороны производителей, продавцов вызывает снижение рыночной цены, а его свертывание — подъем цены.



Содержание  Назад  Вперед