Я надеюсь, что решение будет пересмотрено.


Я опасаюсь, что в настоящее время мы движемся здесь в прямо противоположном направлении и, забавляясь баснословно громадными планами сноса домов, подготавливаем в строительной промышленности худший из когда-либо наблюдавшихся в этой или других отраслях промышленности кризис, который станет совершенно неизбежным к концу десятилетия. Мы должны напомнить, что в связи с предстоящим прекращением роста населения потребуется большое сокращение нашей строительной промышленности, и мы должны растянуть наши планы сноса домов на достаточно продолжительный срок с таким расчетом, чтобы эта промышленность спускалась более или менее плавно к тому низкому уровню, который для нее в конце концов неизбежен. Далее, у нас имеется десятилетний бюджет.

Чем больше трудности — а они вполне могут быть значительными — в необходимом с точки зрения противоциклической политики регулировании во времени больших капитальных затрат, тем больше нам приходится полагаться на варьирование бюджетных средств. Расходование средств за счет бюджетного дефицита — это отводный кран, который можно быстро открыть, и наилучший для этого способ — снижение налогов. Нам, разумеется, нежелательно иметь такие общественные работы, которые только для того и изобретают, чтобы тратить деньги. Понадобится — увы! — очень много времени, пока мы в Великобритании сможем позволить себе такую роскошь, и это всегда будет глупая роскошь.

Гораздо лучше снизить налоги и предоставить гражданам самим использовать неожиданно выпавшие на их долю денежные средства. А если эти средства не будут ими израсходованы, налоги можно снизить еще больше! В 30-е годы Соединенные Штаты находились, по-видимому, под мощным кратковременным влиянием такого варьирования бюджетного дефицита.

Эта форма противоциклической политики также может стать предметом международного сотрудничества, осуществляемого посредством координации во времени (по крайней мере наиболее ответственными правительствами) бюджетных дефицитов и излишков — в согласии с мнениями экспертов соответствующей международной организации.
Некоторое время мне казалось, что мы нуждаемся в применении третьего рода противоциклического оружия, а именно — финансируемых правительством буферных запасов. Другие инфляционные отводные пути могут и не создать спроса в тех секторах хозяйства, которые в наибольшей степени подвержены пагубному влиянию депрессии. Однако если мы действительно имеем дело только с волной временного отлива, а не с перманентным спадом вод, то нежелательно производить смену персонала, заставляя людей покинуть место или занятие, если через два или через три года их всех потребуется вернуть обратно на прежние места. Можно составить перечень таких видов производства в различных отраслях, которые иногда называют "хлебными", куда можно было бы переводить избыточную рабочую силу во время депрессии. В известной мере сами предприятия делают это за свой счет, занимаясь производством на склад, но они не в состоянии проводить такие мероприятия в достаточно широких масштабах.

Можно было бы найти в достаточно большом количестве и ассортименте товары, производимые в различных промышленных центрах, которые были бы пригодны для хранения в запасе без риска, что они устареют и выйдут из употребления за период кризиса. Чтобы эти запасы облегчили положение английской экономики, список товаров должен включать главным образом продукцию обрабатывающей промышленности. Особое внимание следует обратить на те виды продукции, производство которых может предоставить работу тем, кто пострадал в силу рецессии на наших экспортных рынках.

При осуществлении этой политики необходимо, разумеется, сохранять высокую степень объективности, чтобы видам производства, подверженным влиянию векового процесса устаревания, не оказывалось покровительства под ложным предлогом помощи жертвам преходящей фазы промышленного цикла.
В течение ряда лет обсуждались планы создания международных буферных запасов. Но эти планы по необходимости преимущественно ограничивались первичными продуктами. Они были на повестке дня таких организаций, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и Международная организация торговли [ФАО была создана в 1943 г. с целью содействовать повышению жизненного уровня народов путем увеличения эффективности сельскохозяйственного производства, рыболовства и др. Фактически ее деятельность свелась к вопросам реализации сельскохозяйственных "излишков". — Прим. ред.]. Первая, по-видимому, отказалась от идеи все объемлющего международного плана и предложила, чтобы соответствующие полномочия были переданы национальным правительствам для самостоятельных действий.



Я надеюсь, что это решение будет пересмотрено. Быть может, Международная организация торговли придет здесь на помощь, поддержав более всестороннюю и обнадеживающую идею.
Во время обсуждения вопроса в Продовольственной и сельскохозяйственной организации внимание было сосредоточено на плане распределения излишков среди нуждающихся, который был особенно близок сердцу такого защитника бедствующих, каким является сэр Джон Бойд Орр. Я уже имел случай выразить свои несколько мальтузианские сомнения относительно целесообразности принятия подобного плана в качестве постоянной политики. Но какова бы ни была приносимая им польза, она, по моему мнению, будет мала в сравнении с огромными и всеобщими благодеяниями, которые принесло бы действительно эффективное функционирование противоциклического механизма в области первичных продуктов. Мне кажется, что план создания буферных запасов является самым мощным оружием борьбы с мировым кризисом в международном масштабе, какое когда-либо было предметом обсуждения. И разве мы не должны с особенной силой сосредоточить внимание именно на мировом кризисе?

У нас в Великобритании стало модой говорить только об американском кризисе. Это весьма грубо и ненаучно; такой образ мыслей не ведет к правильному пониманию предмета. Вероятно, США были действительно первой из великих наций, которая столкнулась с послевоенным кризисом.

Но это не равнозначно мнению, будто первоначальным источником всех грядущих мировых кризисов всегда будут США. Это может быть верно, но может оказаться и неверно. Правильно, вероятно, что США были источником мирового кризиса 1929-1932 гг. Но, может быть, это и неверно. Есть другое мнение, по которому действительной причиной кризиса было охватившее весь мир резкое ухудшение положения производителей сырья, которое значительно опередило американский кризис по времени, и что США были только первой жертвой сил, порожденных этим ухудшением.

Верно, по-видимому, и то, что американский кризис можно было бы прекратить, если бы своевременно были приняты эффективные меры против всемирного кризиса на ранней фазе его распространения. Выявление точных взаимосвязей между вероятным американским кризисом и мировым кризисом заслуживает изучения. Но прежде чем можно будет предположить, что США играли роль причины в каждом случае и что настоящее средство исцеления обязательно находится внутри этой страны, потребуется выяснить весьма большое число вопросов. Эта часть международного сотрудничества, как мне думается, должна заключаться в выработке и обнародовании наиболее приемлемых взглядов по вопросу о том, что должны осуществить различные нации по своему усмотрению, столкнувшись с кризисом мирового или внутреннего значения.

Такая информация должна быть передана американцам, которые, будучи в этом заинтересованы, вполне возможно, предпримут конкретные меры. Но заодно с этим нам надо также рассмотреть возможность принятия мер международного масштаба в отношении всемирного кризиса. А это приводит меня снова к схеме буферных запасов. При решении вопроса об укрощении мирового кризиса роковым образом поставлены на карту сохранение свободы и поддержание мира.

Жизнь миллионов, как тех, которые теперь бедствуют, так и тех, кто теперь молод и полон надежды — а мы их не должны забывать, — зависит от успеха этого дела. И я поэтому говорю совершенно откровенно, что ставлю возможные благие последствия противоциклического действия буферных запасов гораздо выше возможных результатов осуществления схемы Джона Бойда Орра.
Имеются определенные принципы, которые должны лечь в основу регулирования международных буферных запасов. Разумеется, первый из них — тот, что цены должны быть устойчивыми или держаться близко к устойчивым в условиях углубления депрессии. Тут в некотором смысле подразумеваются гарантированные цены. Благодаря этому обеспечивается устойчивость доходов и покупательной способности в очень большом секторе мирового хозяйства. Когда это будет достигнуто, то, по моему убеждению, станет возможно, а следовательно, и необходимо сломать порочную спираль депрессии.

Если бы столь многие важные цены и такой громадный сектор доходов сохраняли устойчивость, то я не вижу, каким образом мог бы продолжаться спиралеобразный процесс всеобщего понижения цен и занятости.
Во-вторых, что одинаково важно — так как без этого схема может быстро рассыпаться, — цены должны в конце концов приспособиться к уровню экономики, при котором предложение и спрос уравновешиваются без ограничения выпуска продукции.



Содержание раздела