Размеры эмиссии будут меняться


Надо полагать, что размеры этой эмиссии будут меняться. Несмотря на все наши меры, нам, возможно, не удастся предупреждать те или иные колебания объема промышленных капиталовложений; то же самое относится и к экспорту. Я всегда считал, что решение вопросов, связанных с размерами бюджетного дефицита, должно находиться в ведении независимого органа власти с участием специалистов, а не возлагаться на министра финансов, которого не следует искушать возможностью иметь несбалансированный бюджет, или на кабинет министров, который всегда находится перед таким же искушением. В прямом смысле бюджет и не должен быть несбалансированным. Но налоговые поступления должны время от времени пополняться взносами в казначейство со стороны указанного выше учреждения, которое можно назвать Стабилизационным фондом.

До сих пор существовала тенденция сосредоточивать в правительстве всю громадную работу по принятию важнейших решений, которые затрагивают экономическую жизнь страны. В будущую эпоху, будет ли она социализмом или нет, такая система, безусловно, должна быть изменена, так как станет очевидной ее несовместимость с демократическим контролем. Когда количество различных решений, которые приходится принимать правительству, чрезмерно возрастает, для общественного мнения становится технически невозможным осуществить какое бы то ни было влияние на них. В отношении Стабилизационного фонда парламент будет пользоваться своей компетенцией определять круг полномочий, в пределах которого Фонд должен действовать. Эти полномочия будут время от времени пересматриваться и напоминать в этом смысле прежний устав Английского банка, за исключением того обстоятельства, что Фонд, конечно, не будет организацией, ставящей целью извлечение прибыли.

Круг его деятельности будет ясно очерчен в установленных полномочиях, которые он должен нести до тех пор, пока общественное мнение не потребует тех или других изменений в них, подлежащих обсуждению в парламенте.
Доходы Фонда нормально должны быть используемы для снижения налогов. Это не исключает возможности проведения планов стабилизации путем регулирования размеров общественных работ. Правительственный департамент, отвечающий за обеспечение правильного распределения общественных работ, должен работать в тесном контакте с Фондом. В вопросах правильного распределения работ во времени они должны проводить одинаковую политику. Но вместе с тем между ними может существовать большое различие, а именно с точки зрения их отношения к общему объему платежей.

Вообще говоря, объем общественных работ всегда будет ограничиваться соображениями экономии. Допускаться будут только действительно общеполезные работы; наиболее нежелательна тенденция поддерживать всякие проекты работ единственно на том основании, что они могут "обеспечить занятость". Стабилизационный фонд не будет руководствоваться этим сдерживающим началом.

Его не будут тревожить сомнения относительно целесообразности расходования денежных сумм, лишь бы их хватало на поддержание "полной занятости", хотя для последней будут установлены границы; инфляции быть не должно.
Хотя Фонд обычно будет расходовать большие суммы во времена мировых или местных кризисов, он не должен обязательно приурочивать свои расходы к этим периодам. Это именно тот вопрос, который будет разрешаться опытным путем. Вот почему я раньше указывал, что промышленный цикл может оказать положительное содействие при выработке такой политики. Он предъявляет срочные требования этого рода Стабилизационному фонду. Он заставляет действовать, ad hoc, экспериментируя и применяясь к различным фазам цикла.

Каждый отдельный выпуск денег, производимый Фондом должен быть поставлен в связь с текущей фазой цикла. Здесь не может быть политики, предусмотренной на многие годы вперед. Столкнемся ли мы в последующие годы с хронической тенденцией недостаточного спроса — предсказать невозможно. По мере того как Фонд проводит свои операции, приспособляя их к возникающим время от времени требованиям, постепенно выясняется, существует ли такая тенденция.

Так, если события принимают соответствующий оборот, мы можем признать необходимым перейти к рассчитанной на длительное время политике дотации к покупательной способности. Незадолго до 1929 г. лорд Кейнс отстаивал политику общественных работ с целью преодолеть безработицу, которую он тогда считал ненормально высокой. А когда наступил мировой кризис, в сопоставлении с которым 1926-1929 гг. в Великобритании ретроспективно казались скорее годами бума, чем кризиса, его стали упрекать в том, что он нелепым образом отстаивал в эти годы антикризисную политику. Но по существу политика, предложенная Кейнсом, была не ошибочной, а совершенно правильной.

Если бы тогда существовал Стабилизационный фонд, он поступил бы правильно, выпустив некоторую сумму денег для увеличения покупательной способности. При наступлении кризиса 1929-1932 гг. наличие этой покупательной способности сыграло бы свою роль, доставив серьезное облегчение.
Я должен здесь сделать отступление и остановиться на вопросе о заграничных инвестициях. Если бы они возрастали в большом масштабе, они могли бы серьезно воспрепятствовать падению процентной ставки, которое потребовалось бы при других обстоятельствах. Какую сумму мы сумеем выделить в будущем для заграничных вложений при условии устойчивого прогресса — этот вопрос решается механизмом соглашения в Бреттон-Вудсе. Я предполагаю, что США тоже будут проводить политику понижения процентной ставки внутри страны и, несомненно, будут в этой политике идти впереди нас.

Таким образом, в поисках высокого процента наш капитал должен будет уходить из Англии не в сторону США, а в направлении других стран, где риск капиталовложений значительно выше. Если процентная ставка там будет выше, то это будет не более, чем вполне оправданной премией за риск. Прибыли по иностранным вложениям всегда были намного выше, чем прибыли по внутренним вложениям, но это не влекло за собой опустошительного бегства капитала из Великобритании.

Риск считался высоким, и таким он в действительности и был. Проценты по займам, гарантированным или предоставленным Международным банком, будут, очевидно, понижаться вслед за снижением ставки в США, оставаясь несколько выше последней. Это не должно вызвать чрезмерного передвижения капитала, так как необходимость вносить платежи в счет погашения долга будет при любой процентной ставке ограничивать способность других стран поглощать капитал.
Если размер иностранных вложений Великобритании останется под контролем, Стабилизационный фонд будет, очевидно, действовать в согласии с казначейством, осуществляющим этот контроль, и с Международным банком. Учреждение такого Фонда будет выдающимся вкладом в политику сохранения полной занятости внутри страны, которую члены Международной организации торговли должны проводить в силу своих обязательств.
В тех случаях, когда будет установлена хроническая недостаточность эффективного спроса, операции Фонда должны привести к перегрузке рынка беспроцентными правительственными облигациями. Нет ли оснований для высказываемых некоторыми опасений, что такой большой выпуск облигаций будет связан с риском инфляции? В принципе этого не следовало бы опасаться, поскольку размер дефицита время от времени корректируется.

Но психологически вопрос стоит иначе. Здесь, по-видимому, придется обеспечить некоторые гарантии, которые можно получить двумя путями. Один из них состоит в том, что части облигаций придается особая форма. Назовем их "сберегательными сертификатами" с гарантированной товарной стоимостью. Когда покупательная сила денег станет уменьшаться, эти сертификаты можно" будет обращать в деньги с соответствующей премией при размене.

Весь бюджетный дефицит можно было бы профинансировать такими сертификатами. Но нам могут возразить, что установлений разницы между "сберегательными сертификатами" и обыкновенными деньгами нежелательно, и мы поэтому предлагаем другой путь, а именно установить прямую гарантию товарной стоимости самих денег. Подобную схему я предлагал в 1946 г. в "Таймс", и я сейчас не собираюсь рассматривать этот вопрос [См. приложение.]. Согласно этому проекту гарантия товарной стоимости денег обеспечивалась выпуском денег в соответствии со спросом на товары, образующие буферные запасы.

Можно надеяться, что в форме буферных запасов мы при всех условиях будем располагать противоциклическим средством. Наилучшим решением вопроса было бы сочетание наших буферных запасов с планом регулирования бюджетного дефицита. Тогда стало бы возможным, как я указывал в упомянутых статьях, выделить из схемы дефицитного бюджета все, что относится к вопросам планирования.

Размер дефицита автоматически регулировался бы состоянием буферных запасов. С чисто технической точки зрения этот проект отличается замечательной простотой, хотя на взгляд администраторов он, может быть, покажется слишком сложным и поэтому не очень легко выполнимым практически. Изобретение автоматически саморегулирующихся устройств такого рода — это и есть то, что я называю экономическим планированием.



Содержание  Назад  Вперед