К вопросу о качественном превосходстве.


Негодование вызывает власть, которую этот человек и его потомство концентрируют на основе большого незаработанного дохода. Мы, конечно, утверждаем, что против извлечения прибыли посредством эксплуатации у нас имеются правовые гарантии. Нельзя ли, исходя из этого, восстановить общественное уважение к свободному предпринимательству, к прибыли — да, да, к самому побудительному мотиву получать прибыль? Безусловно, не сама прибыль, которую люди зарабатывают службой, личным усердием, работой воображения, мужеством, а постоянный процент, возрастающий вследствие накопления, — вот причина, по которой получателя прибыли представляют в конечном счете в роли паразита. Государственная служба тоже должна хорошо оплачиваться.

Во время последних конфликтов нам говорили, что утверждение больших окладов руководящим лидерам противоречит духу времени. Я не думаю, чтобы подобная идея встретила поддержку у рядовых граждан. В порядке, так сказать, quid pro quo [Замещения одного другим (лат.). — Прим. перев.] "отмирания" рантье мне представляется важным подчеркнуть, что большие прибыли на капитал должны допускаться и поощряться и что капиталы, которые их приносят, должны переходить по наследству, если владельцы не пожелают истратить их на себя.

Если бы не существовало незаработанного дохода, то такое мероприятие, как сильное уменьшение налога на наследства, если не полная его ликвидация, было бы вполне правильно, справедливо и встретило бы широкое одобрение.
Дав волю воображению и представив себе общество без класса рантье, не лишне в то же время остановиться несколько на достоинствах и заслугах этого класса. Заслуги рантье весьма реальны, хотя, может быть, ни у кого Не было бы расположения великодушно петь им панегирик, если бы в перспективе не предвиделась смерть этого класса. Важно признать, что самые разнообразные элементы цивилизованного общества находятся между собой в тесной взаимозависимости, и если возникнет опасность исчезновения некоторых из них, то следует тщательно взвесить все выполнявшиеся ими функции и предпринять шаги, обеспечивающие их замену.

Исходя из этого, я подчеркиваю необходимость поощрения крупных прибылей и доходов и сохранение права наследования капитала и имущества.
Собственность служит основанием независимого образа мыслей. Собственники не только сами должны быть в состоянии сохранять эту независимость, они должны содействовать ее распространению на большинство членов общества. Наш идеал состоит в том, что все должны обладать собственностью, и надо согласиться с тем, что на протяжении многих поколений мы на деле были очень далеки от этого идеала.

Но из-за того факта, что только немногие до сих пор находились в этом привилегированном положении, не следует впадать в ошибку недооценки значения частной собственности как опоры независимого образа мыслей в обществе в целом. Как раз эти немногие могли благодаря своему положению задавать тон и установить кодекс правильного мышления, который служил опорой для других, менее удачливых членов общества. Столь высокая в нашей стране политическая честность, на которой воспитывались поколения, тесно связана с независимыми средствами существования тех, кто принимал участие в политической деятельности.

Существование класса, пусть и составляющего меньшинство, условия жизни которого не находились в зависимости от политического механизма, явилось важнейшей предпосылкой сохранения у нас высокого благородства в общественной деятельности и политической мудрости.
Существование этого класса имело столь же важное значение для развития искусств и наук. Можно иметь много богатых учреждений и иерархию ученых, но не существует надежного способа отбора настоящих талантов, во всяком случае в области искусства. Кроме того, наш прогресс зависит от возможности появления новой идеи, которая играет ту же роль, что и мутация в естественном отборе, а со стандартизированными методами отбора можно скорее всего пройти мимо того типа мышления, который как раз и вынашивает подобные идеи.

Новая идея может оказаться действительно новой в том смысле, что она лежит вне признанных форм искусства и науки, которые пользуются материальной поддержкой.
Есть еще соображение, состоящее в следующем. Независимый класс, в последнем счете класс рантье, о предстоящем исчезновении которого мы ведем речь, участвует в выработке тех понятий о приличном образе жизни, который мы называем цивилизацией. Тут есть аналогия с представлением о королевском достоинстве (Royalty), которое воспринимается народом как отвлеченный идеал совершенства. Пример, который подают независимые в финансовом отношении люди, более скромен.



Вероятно, в действительности большинство из них обеспечивают свой жизненный уровень напряженной работой. Но эти люди создают такой уклад жизни, который показывает, чем является современная цивилизация; этот уклад служит целью (и образцом) для каждого честолюбивого человека. Стремление достигнуть этой цели как лично для себя, так и для детей придает смысл труду и борьбе человека. Способный человек может достичь цели, и многие достигают. Но есть вместе с тем нечто такое, что заставляет нас всех, как идеалистов, желать, чтобы этой цели достиг каждый.

Мы стремимся к всеобщему равенству на высшем, а не на низшем уровне. Если равенство должно осуществиться на низшем уровне, если у нас не будет образа жизни, обладающего привлекательностью, очарованием, великолепием, то из надежд социалистов вытравливается их основное содержание. Что хорошего принесет для громадной массы людей стремление вперед, если его результат — такое же серое и тоскливое существование, лишенное всякой чарующей привлекательности, какое оставлено обществом позади?
Я упомянул о детях. Любое ухудшение положения рантье затрагивает проблему народонаселения со многих сторон. Важно смотреть на это открытыми глазами.

Как раз по той причине, что рост нашего населения так долго успешно регулировался, мы склонны считать неизменными те силы, которые для этого были необходимы, и не обращаем на них пристального внимания. Нам надо поэтому внимательно исследовать предложенные радикальные перемены с точки зрения их последствий в указанном отношении.
Обратимся сначала к вопросу о качественном превосходстве. Можно считать, что подготовленность к выполнению наиболее важных дел в обществе создается не менее чем двумя или тремя поколениями. Исключения всегда допускаются для людей с гениальными способностями, которые могут добиться результатов, не имея ничего за плечами. Но таких людей крайне недостаточно для удержания наших главных позиций во всех многочисленных отраслях деятельности. Жизнь коротка, и редко случается, чтобы за срок своей жизни человек мог собрать весь необходимый опыт, который требуется для человека уравновешенных суждений, способного нести высшую ответственность.

Опыт должен переходить от отца к сыну. Там, где отец положил начало, показав себя подготовленным для выполнения более важных задач, чем требуется для простой работы, нужно, чтобы его сыновья рассматривались как наиболее подходящие кандидаты на ту же работу, чтобы двигать дело дальше. Они располагают преимуществом отцовского жизненного опыта, тем преимуществом, которого нет у сыновей неквалифицированных рабочих. Было бы совершенно нелепо предполагать, что эгалитарные идеи следует доводить до положения, при котором все должны начать со случайного сбора, где никто не имеет преимущества перед другим.

Равенство возможностей надо понимать не в смысле приложения этого принципа к каждому поколению в отдельности. Его надо применять к потоку поколений. Сын должен стартовать не там, где стартовал его отец, а с того места, до которого отец дошел. Некоторые сыновья, конечно, покажут себя недостойными тех возможностей, которые им были предоставлены.

Такие потери есть цена, которую обществу приходится платить за превосходство. Если бы мы ее не платили, наше общество прекратило бы свое развитие и мы отошли бы на второстепенное или даже на гораздо худшее место.
Во-вторых, в деле превосходства имеет значение и вопрос наследственности. Мой предыдущий аргумент основывался на той мысли, что отец передает потомству плоды своего жизненного опыта. Но надо также иметь в виду, что жизненный успех способствует отбору хорошего материала.

Мы должны воспользоваться этой помощью, предоставляемой нам в процессе отбора граждан, способных приносить обществу ценные услуги. В качестве педагога я должен отстаивать тезис, согласно которому экзаменаторы наделены глубокой мудростью, по крайней мере экзаменаторы наиболее высокого уровня. Но я вынужден признать, что в качестве метода отбора экзамен чрезвычайно далек от совершенства.

Я уверен, что многие таланты, если не большинство из них, были бы потеряны для общества, если бы мы полагались только на этот метод.
Надо отдать должное, конечно, нашим "week-end parties" [Компании участников еженедельных экскурсий во время отдыха от субботы до понедельника. — Прим. перев.], так великолепно организуемым комиссарами Гражданской службы. Но и они одни не могут заполнить брешь. И, во всяком случае, кого станут приглашать в эти компании?

Есть, несомненно, много спорного и невыясненного в вопросе о том, насколько большое влияние оказывает природный материал на качество индивидуума.



Содержание раздела