ПРОБЛЕМЫ НЕРАВЕНСТВА В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ


В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества. Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

  • выплат то государственному страхованию;
  • банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);
  • процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
  • доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
  • выигрышей по лотереям;
  • временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
  • выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам.

В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.[5]
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения яв ляются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.[6]

    1. Структура денежных доходов населения Украины


    В 1990 - 1997 гг. сформировалась новая структура денежных доходов населения Украины вследствие уменьшения удельного веса оплаты труда, увеличения доли пенсий и социальных выплат, а также других поступлений в денежных доходах. Согласно данным баланса денежных доходов и расходов в Украине в 1990 - 1997 гг. имела место тенденция к уменьшению удельного веса оплаты труда в денежных доходах населения. Если оплата труда всех занятых в 1990 г. составляла в них примерно 71%, в 1993 г. - 56,6 %, то ее доля в 1994 - 1997 гг. после повышения в 1994 г. до 63% в течение последних лет уменьшилась и в 1997 г. равнялась 51,1 % (достигла наименьшего значения) в структуре денежных доходов. Надо отметить, что доля оплаты труда в денежных доходах населения раньше была еще выше: в 1970 г. она равнялась 81%, в 1980 г. - 76%.

    Теперь в структуре денежных доходов доля заработной платы рабочих и служащих уменьшилась с 63% в 1990 г. до 50,4% в 1997 г., катастрофически упала доля выплат работникам коллективных сельскохозяйственных предприятий - с 7,6 % в 1990г. до 1,4 % в 1995 г. и до 0,2 % в 1997 г. Доля доходов физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, получающих смешанные доходы, остается также весьма низкой: всего 0,3  0,5% в 1995 - 1997 гг. Это свидетельствует о том, что значительная часть их доходов находится вне системы статистического учета и не декларирована (см. табл. 1).[2;7]
    Таблица 1.
    Структура денежных доходов населения в 1990 1997 гг. (%)

    Показатели

    Годы

    1990

    1991

    1992

    1993

    1994

    1995

    1996

    1997

    Всего денежных доходов
    100
    100
    100
    100
    100
    100
    100
    100
    в том числе:








    оплата труда
    70,7
    66,5
    69,6
    56,6
    62,7
    59,0
    58,9
    51.1
    из нее:








    заработная плата рабочих
    и служащих
    63,1
    62,0
    64,4
    52,7
    57,9
    57,3
    57,7
    50,4
    доходы от предпринимательской деятельности**
    0,3
    0,4
    0,5
    денежные доходы от с/х-ых предприятий
    7,6
    6,3
    5,2
    3,9
    4,8
    1,4
    0,7
    0,2
    поступления от продажи
    продукции сельского хоз-ва
    5,4
    5,8
    3,1
    4,0
    2,5
    2,5
    2,7
    3,0
    пенсии, пособия, стипендии
    15,8
    17,9
    17,6
    22,3
    19,8
    19,5
    24,5
    25,0
    другие поступления
    8,1
    9,8
    9,7
    17,1
    15,0
    16,0
    7,3
    8,5
    доходы от продажи валюты
    3,0
    6,7
    12.4
    Кроме того, вклады населения
    на конец года в % к денежным доходам
    77,3
    57,0
    10,7
    4,9
    4,0
    2,1
    2,4
    3.2
    <
    p> **Доходы физических лиц субъектов предпринимательской деятельности и доходы населения от продажи валюты в балансе денежных доходов за 1990-1995гг. отдельной статьей не выделялись

    Составлено по материалам [16]

    В этот период заметно увеличивалась доля пенсий и социальных пособий: с 15,8 % в 1990 г. до 25 % в 1997 г. Возросли другие поступления и доходы населения - от продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ), продажи валюты.[13]
    В Крыму сложилась тоже непростая ситуация с доходами населения. Денежные доходы населения за 1 квартал 1999 года составили 345 461 тыс.грн., за аналогичный период прошлого года 412 589 тыс.грн., т.е. снизалились на 16,3%.

    Таблица 2.
    Сравнение структуры доходов населения Крыма
    за 1 кв. 1998 и с 1 кв. 1999 г.

    Доходы 1 кв.1999 тыс.грн.
    в % к итогу
    1 кв. 1998 тыс.грн.
    в % к итогу
    1 кв. 1999 к 1кв. 1998 в %
    Денежные доходы
    345 461
    100,0
    412 589
    100,
    83,7
    в том числе:





    -оплата труда
    195 199
    56,5
    215 148
    52,1
    90,7
    - поступление выручки от продажи продуктов с/х-ва
    7 521
    2,2
    10 658
    2,6
    70,6
    -пенсии и пособия
    104 450
    30,2
    103 149
    25,0
    101,3
    -стипендии
    1 594
    0,5
    2 066
    0,5
    77,2
    -доходы от продажи иностр. валюты
    24 871
    7,2
    61 419
    14,9
    40,5
    -прочие доходы
    11 826
    3,4
    20 149
    4,9
    58,7

    Составлено по материалам [4]
    Такие изменения в структуре доходов как на Украине так и в Крыму определили специфическое поведение трудоспособного населения на рынке труда: оплата труда стала ориентироваться на удовлетворение минимально необходимых потребностей, снизилась положительная мотивация занятых к производительному и качественному труду, особенно в государственном секторе, трудоспособное население стало целенаправленно искать пути получения недекларированных доходов.[16]
    Следует отметить, что такого рода структурное перераспределение доходов объясняется не только растущей привлекательностью сокрытия доходов, но и обусловлено отчасти недавно произошедшими изменениями в методологии статистического учета личных доходов на макроуровне.
    В частном секторе существуют весьма мощные стимулы к тому, чтобы не платить взносы в различные внебюджетные фонды и дополнительные налоги. Сумма соответствующих платежей в среднем может превысить 40% фонда оплаты труда. По этой причине заработная плата выплачивается на многих предприятиях частного сектора за счет неучтенной наличности, и практика ухода от налогообложения стала в этом секторе типичной чертой экономического поведения фирмы. В результате, основная часть доходов от самостоятельной занятости и заработной платы в частном секторе экономики классифицируется как прочие доходы, а доля оплаты труда в суммарном доходе оказывается очень низкой - 51% на Украине против 65-75% в развитых странах.[3;7]
    Глава 2. ПРОБЛЕМЫ НЕРАВЕНСТВА В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ 2.1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини

    Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе.

    При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежн ей системы и одновременно возникает общественный слой, д ействующий по законам рыночной экономики. По мере вовлеч ения все более широких слоев населения в рыноч ные отношения размеры неравенства сокращаются. [18;9]


    1. Кривая Лоренца

    Составлено по материалам [6]

    Для из мерения фактического распределения доходов используют кривую Лоренца и коэфф ициент Джини, показывающ ие, какая доля совоку пного дохода приход ится на ка ждую группу населения, что позво ляет судить об уровн е эконом ического неравенства в данной стране.(см 1)
    Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одногоединственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ это линия абсолютного неравенства.
    В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
    Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:



    Содержание  Назад  Вперед