Бедность


Кроме того, общество ответственно за уровень доходов р абот ников, занятых в общественном секторе эконом ики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жало ван ие) носят фикс ированны й характер. Обычно это дост игается законодате льным установлением минимального уровня , зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимально й зарплаты должен об еспечиват ь минимальный стандарт благосостояния. На Украине ее значение сейчас составляет около 74 грн.[8]
Пер ераспр ед еление доходов правительство осуществляет прямым и косвенным с пособами, включающ ими:

  • трансфертные платежи, то ест ь пособия, вып лачиваемые малообесп ече нным гру ппам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • р егул иро вание це н на социально-важную продукцию;
  • индексацию фиксированных доходов и трансфертных плат еж ей п ри о пр ед еленном законом проценте инфляции;
  • обязательны й мин имум зарплаты как базы оплаты руда на вс ех пр ед приятиях;
  • прогр ессив ное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номи нального дохода.

Изм енен ия в с истем е налогообложения и процентной ставк е таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер р еального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер потребляемой части дохода и, тем самым, величину действитель ного (эффективного) спроса.
Важным эл ементом государственного регулирования доходов явля ется определ ение и в ерхн его пред ела номи нальной зарплаты. Такой пр еде л должен препятствовать развертыванию инфля ционно й спирали цена зарплата Эта мера образует основной элемент политик и сд ерживания, означая на прак тик е замораживание зарплаты и цен (в противо положнос ть политике экспансии когда стимул иру ется рост доходо в нас ел ения). Политика сдержи вания ограничивает инфляц ионное превышен ие платежеспособного спроса над объемом реал изуемого совокуп ного предложен ия.
Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества прав ительство стремится, однако, избежат ь двух крайностей: форм ирования иждивенческ их настроений у малоимущих и подрыва у экономическ и активной части общества стремления к высокодоходной деятельности. (Более подробно это будет рассмотрено в следующей главе.)[15]
Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система индексации сложилась в 60 70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США - на чуть более 10% нае мных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.[17]
Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры меж ду правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или ж е устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

На Украине согласно постановлению Кабинета Министров от 21 декабря 1998г., индексации подлежат денежные доходы граждан, не превышающие размера уровня малообеспеченности (73,7 гривни). При этом денежный доход гражданина вместе с суммой индексации не должен превышать стоимостного уровня малообеспеченности. Тем же постановлением к Порядку проведения индексации денежных доходов граждан от 7 мая 1998 года внесен ряд изменений, а именно: во-первых, сумма индексации денежных доходов граждан определяется как результат произведения подлежащего индексации дохода и величины прироста индекса потребительских цен, уменьшенного на величину порога индексации и поделенного на 100 процентов; во-вторых, для проведения индексации денежных доходов граждан применяется индекс потребительских цен, из которого вычтена величина порога индексации. Надо отметить, что это постановление противоречит Закону Украины, по которому при достижении индексом инфляции порога в 105% денежные доходы населения в рамках почти трехкратной величины уровня малообеспеченности подлежат индексации. [12]
Индексация доходов с экономической точки зрения имеет и существе нны е недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80 -х гг. приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется. [18]
Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 3.1. Бедность

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.
Важным направлением в социальной по литике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет разви тая система денежных и натуральных пособий. Такая система существу ет во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представля ет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на у довлетворение только главных физич еских потребностей и оплату основн ых услуг, причем в течение относительно короткого п ериода (б ез приобретения одежды, обу ви и других непродовольственных товаров).[6]
В основе применяемого на Украине физиологического минимума, так называемой потребительской корзины, лежит набор из основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста. Стоимость такой корзины в разных регионах нашей страны разная, но средняя стоимость, определенная Госкомстатом сейчас составляет в пределах 90 грн. [8]
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение соц иальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помо щи (например , продовольственные талоны), дома для престарелых и др.[10;11]

3.2. Система социальной защиты и ее развитие

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах.



Содержание  Назад  Вперед