Реализация этой схемы включает четыре этапа.


На начало 1997г. в результате массовой приватизации 126 тыс. предприятий различных отраслей перешли в негосударственную собственность (на их долю приходится 70% ВНП) /81/. Уход многих предприятий из государственной собственности не привел к промышленному росту и не дал ощутимых поступлений в госбюджет, что связано с отсутствием эффективного управления и планов долгосрочного развития.
Опыт развитых стран показывает, что приватизация и развитие рыночных отношений не означает уход государства из сферы экономики, изменяются лишь методы управления и участия государства в управлении предприятиями.
В 1995-1997гг. процесс приватизации стал приобретать качественно новый характер - увеличилось число объектов, приватизированных путем выкупа арендованного имущества. Доля акционирования и коммерческих конкурсов значительно снизилась.
Осторожно следует относиться к привлечению в ходе приватизации в оборонном комплексе иностранного капитала.
Интерес иностранных инвесторов проявляется на вторичном рынке продажи акций предприятий, занимающихся добычей и переработкой ценных сырьевых ресурсов, предприятий цветной металлургии и предприятий-монополистов. Данный интерес носит далеко не случайный характер. За стремлением приобрести контрольный пакет акций просматривается желание установить финансовый и экономический контроль за экспортоориентированными отраслями России.

В поле зрения иностранных фирм попадают и некоторые крупные предприятия оборонного комплекса.
Практика, к сожалению, свидетельствует, что при этом поведение иностранных инвесторов не всегда отвечает интересам отечественных производителей.
Очень серьезно стоит сегодня проблема обновления научно-производственного потенциала. Мы теряем позиции в тех отраслях, где несколько лет назад российское преимущество было бесспорным. Это, в частности, относится к ракетно-космической отрасли.
Процесс разгосударствления оборонного комплекса пока еще оказывает одностороннее влияние на предприятия. Государство, утрачивая собственность на созданный научно-производственный потенциал и теряя рычаги управления, не получает адекватной отдачи. Акционирование и приватизация, проводимые без учета специфики оборонного комплекса, отягощенного широкомасштабной конверсией, привели к разрыву ранее существовавших технологических цепочек, неоправданному дроблению оборонных предприятий.

Приватизация с криминальным оттенком в ряде случаев вызвала исчезновение отдельных предприятий, особенно в научной сфере оборонного комплекса.
Как показал анализ результатов приватизации /14/, для дальнейшего развития этого процесса необходима новая модель, которая, по нашему мнению, должна включать следующие основные схемы приватизации.
1. Фискально-инвестиционная, при которой объекты госсобственности продаются способами, предусмотренными действующим законодательством. При этом не менее 30% средств от приватизации отчисляются предприятиями на инвестиционные цели, а 20% акций выделяются для первоочередной продажи населению региона (включая работников предприятия) со скидкой, дифференцированной в зависимости от сроков приобретения акций.
2. Выкуп в рассрочку с предпродажной подготовкой. Реализация этой схемы включает четыре этапа.
На первом этапе образуется акционерное общество со 100% государственным капиталом и утверждаются условия конкурса на предпродажную подготовку через доверительное управление.
На втором этапе проводится конкурс на предпродажную подготовку. С победителем этого конкурса заключается договор на доверительное управление всеми акциями предприятия на период реализации предпринимательского проекта предпродажной подготовки.
На третьем этапе осуществляется реализация предпринимательского проекта при обеспечении государственной поддержки и контроля.
На последнем этапе производится оценка итогов работы предприятия и выполнения условий договора на предпродажную подготовку (доверительное управление), включая льготную продажу части пакета акций доверительному управляющему и работникам предприятий в случае выполнения условий конкурса. При этом 20% средств от приватизации направляется на предприятие и может быть использовано на инвестиции или в качестве кредита для выкупа акций работниками данного предприятия.


Принимая на себя роль кредитора и продавца госсобственности в рассрочку, правительственные структуры уходят от риска продажи госсобственности за символическую цену.
3. Земельно-инвестиционная, при которой в уставной капитал эффективно функционирующих акционерных обществ вносятся рыночная стоимость земельных участков, принадлежащих этим АО, или капитализированная аренда этих участков на срок от 25 до 50 лет. Затем организуется массовая продажа акций таких АО для населения и юридических лиц. При этом населению отдается приоритет при продажах и устанавливаются скидки на покупку в зависимости от сроков приобретения акций.

При приватизации по данной схеме не менее 50% средств, поступающих от продажи акций направляется для целевого инвестирования на предприятие.
Использование этой схемы позволяет “разморозить” собственность на земельные участки под предприятиями и получить дополнительный инвестиционный ресурс, а инвесторам и населению приобрести высоколиквидные акции.
4. Инвестиционно-приватизационный заем, базирующийся на том, что в российской экономике уже функционируют предприятия, акции которых весьма привлекательны и ликвидны. Вместе с тем стоимость акций таких предприятий, как показывают конъюнктурные исследования и экспертные оценки, через 2-3 года (с учетом тенденций развития финансового рынка) может возрасти в несколько раз. Это значит, что продажа акций таких предприятий сейчас экономически не целесообразна, а более выгодно собирать эти акции, выпуская под них государственные облигации приватизационных займов.
Предлагаемые схемы приватизации позволят не только задействовать мотивационные двигатели структурной и технологической перестройки производства, но и сделать этот процесс управляемым со стороны государства в соответствии с рыночными принципами.

2.2. Финансово-промышленные группы как фактор повышения инвестиционного потенциала оборонного комплекса



В условиях, когда возможности поддержки оборонных предприятий из средств государственного бюджета крайне ограничены, а физический и моральный износ оборудования большинства из них достигает критической отметки, на повестку дня встает вопрос рационального взаимодействия финансового и промышленного капиталов. Такое взаимодействие может успешно осуществиться в рамках создания и функционирования финансово-промышленных групп (ФПГ).
Мотивы объединения финансовых и промышленных структур, по нашему мнению, заключаются в стремлении к гарантированной финансовой стабилизации. ФПГ, структурно объединив организации и предприятия, обеспечат возможность замкнуть финансовые потоки, превратить избыточные и свободные средства в эффективные инвестиции. Предприятия оборонного комплекса находятся в поисках той системы, которая привлекла бы к ним средства коммерческих структур.
Законодательство Российской Федерации определяет финансово-промышленные группы как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью, либо частично объединивших свои материальные активы на основе договора о создании финансово-промышленных групп в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест /72/.
В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, при этом законодательством РФ предусматривается, что среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.
Финансово-промышленные группы в условиях переходной экономики оказались наиболее приближенными к организационным формам финансово-промышленного капитала, так как они основаны на интеграции субъектов производства различной величины и форм собственности с банковскими, финансовыми, страховыми, риэлторскими и т.п. структурами.
По своей сути ФПГ являются результатом развития таких процессов, как:
продолжающийся процесс концентрации капитала и концентрация производственной и непроизводственной видов деятельности;
стремление преодолеть риски, застраховать их, обезопасить себя;
необходимость ликвидировать потерянное взаимодействие между производственными и научными структурами, подключение сюда финансовых и инвестиционных институтов.
Порядок формирования и деятельности ФПГ определяется следующими нормативно-правовыми актами:
Указ Президента РФ от 5.12.1993 года №2016 “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации”;
постановление Правительства РФ №508 от 23.05.1994 года “О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ, представляемых на рассмотрение Правительству РФ”;
Федеральный Закон от 30.11.1995 года №190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”;



Содержание раздела