Лизинг воздушных судов и авиационной техники.


Однако в описанных ситуациях речь идет, как правило, об очень сложном, часто уникальном оборудовании, требующем очень серьезных навыков при его эксплуатации. Поэтому при использовании лизинговых отношений здесь целесообразно применение более сложных форм лизинга:
лизинг с дополнительными обязательствами лизинговой компании по фирменному обслуживанию;
лизинг для специального, вновь создаваемого оборудования (как правило, во многом уникального, технически сложного), когда во время первичной эксплуатации лизинговая компания, являясь его владельцем, несет полную ответственность за качество работы;
лизинг с неполной оплатой стоимости оборудования (оперативный лизинг), когда лизинговая сделка заключается на короткий срок, а потом оборудование возвращается лизингодателю.
Для расширения экспортных поставок продукции оборонного комплекса возможно применение международного лизинга с учетом специфики проведения внешнеэкономических операций в этой сфере.
Схема использования лизинга в этом случае ничем не отличается от принятой в мировой практике. Однако предварительно должны быть решены вопросы, связанные с правом субъектов поставки продукции на экспорт: статус такого рода лизинговых фирм, возможности привлечения к их работам коммерческих банков, в том числе иностранных.
Закупка вооружения и военной техники осуществляется Министерством обороны РФ, которое является государственным заказчиком указанной продукции в объемах средств, выделяемых на эти цели в государственном бюджете. Использование лизинговых фирм при проведении такого рода операций естественно увеличит возможности закупки большого количества оружия, что будет напрямую связано со сроком лизинговых сделок. Однако суть таких операций - это по существу кредитование Министерства обороны России коммерческими структурами (лизинговой фирмой, которая полностью оплачивает производителю оборонный заказ), потому что цены на эту продукцию установлены государством.
Теоретически такая процедура невозможна, однако ее реализация будет зависеть от конкретных форм кредитования, гарантий государства и желания коммерческих банков участвовать в долгосрочных кредитах государству.
Кроме того, применение лизинга может быть использовано для обеспечения выполнения Государственной программы конверсии обороной промышленности.
Эта программа является базовой для структурной перестройки обороной промышленности и перепрофилирования производства на реализацию приоритетных народнохозяйственных задач. В рамках программы создаются мощности для выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции, имеющей общенациональное значение: воздушные суда нового поколения, морские и речные суда различного назначения, импортозамещающее оборудование для топливно-энергетического комплекса, новое поколение электронной техники как базовой отрасли, сложного медицинского оборудования, технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса.
Производство указанных видов продукции в значительной степени или монопольно сосредоточено на предприятиях оборонного комплекса или организовано в результате реализации конверсионных программ предприятий. На созданных мощностях возможен выпуск продукции в объемах, практически удовлетворяющих потребности отраслей народного хозяйства в их техническом перевооружении; принципиально нового качества медицинского обслуживания населения и обеспечения его продовольствием.
Однако недостаточный платежеспособный спрос на эту продукцию по различным экономическим и организационным причинам, а также длительные технологические циклы ее изготовления (авиа и судостроение) не позволяет предприятиям оборонного комплекса обеспечить выпуск в полном объеме конкурентоспособной продукции, крайне необходимой отраслям народного хозяйства.
Механизмом решения данной проблемы, обеспечивающим использование созданных мощностей, рост объемов производства, как следствие, образование оборотных средств и накопление инвестиционных ресурсов конверсируемых предприятий при реализации их конверсионных программ, может быть организация лизинговых операций. В этом случае использование лизинга в первую очередь необходимо рассматривать по следующим видам продукции.


Лизинг воздушных судов и авиационной техники.
Продукция авиастроения является высокотехнологичной и наукоемкой, весьма дорогостоящей и имеющей длительные (12-16 месяцев) технологические циклы производства. Учитывая народнохозяйственное значение гражданской авиации в общей транспортной сети России и сохранение отечественного авиастроения, как одной из высокотехнологичных и конкурентоспособных отраслей промышленности, с целью обеспечения безопасности и экономической эффективности авиаперевозок (особенно международных), организация лизинговых авиакомпаний должна на начальных этапах производиться на основе государственной поддержки. При этом государственная поддержка рассматривается в основном как средство привлечения капитала авиакомпаний и частных инвестиций.
В нынешних экономических условиях - высокий уровень банковской ставки по кредитам, раздробленность эксплуатирующих авиакомпаний - лизинговые операции по авиационной технике без государственной поддержки маловероятны.
Лизинг сложной медицинской техники.
Предприятиями оборонного комплекса освоен выпуск целой серии высокотехнологичного лечебного и диагностического оборудования, не уступающего по своим эксплуатационным и техническим параметрам импортному. В стране появилась реальная возможность оснащения клиник в регионах (до районных центров) новейшим медицинским оборудованием и тем самым поднять медицинское обслуживание населения на принципиально новый качественный уровень.
Лизинговые операции по сложному медицинскому оборудованию целесообразно организовывать на региональном уровне с учетом использования бюджетов регионов и субъектов федерации, а также гарантий администрации регионов и правительств республик по привлечению частных инвестиций. Организация таких лизинговых компаний может проводиться практически без участия целевой государственной поддержки.
При организации лизинговых компаний для реализации других видов продукции, производимой предприятиями оборонного комплекса (импортозамещающего оборудования для ТЭК, оборудования для перерабатывающих отраслей АПК, технологического оборудования для легкой и текстильной промышленности, оборудования для лесной и деревообрабатывающей промышленности, дорогостоящих станочных и технологических линий и т.д.) необходимо вписаться в создаваемую общую инфраструктуру лизинговых операций, организация которой предусматривается Федеральной целевой программой “Развитие лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 годы”.
Проблема технического перевооружения предприятий обороной промышленности, которые перешли на выпуск продукции народнохозяйственного назначения заключается в том, что в достаточно короткий срок нужно создать по существу новые типы производства с переходом на серийное и крупносерийное, что не было в большей части характерным для оборонного комплекса.
Технологии и оборудование, используемые в производстве военной продукции, часто оказываются непригодны к изготовлению гражданской. Ситуация усугубляется еще и тем, что происходит износ и старение всего существующего парка, который последние годы практически не обновляется. Возможности использования лизинга для этих целей хорошо известны в мировой практике, но практическая реализация их в настоящее время в России затруднена из-за отсутствия необходимых средств у предприятий даже на условиях лизинга.
Потребность оборонных отраслей промышленности в импорте оборудования и расширении экспорта усиливает интерес к проблемам международного лизинга.
Применительно к экспорту технически сложной продукции в зарубежные страны (в первую очередь развивающиеся и страны СНГ) требуется заинтересовать потребителей с ограниченными инвестициями получать требуемое оборудование через лизинг.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что развитие международного лизинга сталкивается с определенными трудностями. Это - имеющиеся сложности изучения кредитоспособности потенциального потребителя экспортируемого оборудования, различия в правовых и законодательных актах, гражданском и налоговом законодательстве.
В импортных закупках по лизингу тормозом будут служить отсутствие гарантий прав собственности, риски, связанные с инфляцией и изменениями курса валюты, гарантии возврата объектов лизинга по истечении срока сделки, политические риски, таможенные барьеры.
Возможность организации международного лизинга в оборонном комплексе в первую очередь связана с ориентацией создаваемых лизинговых фирм на осуществление внешнеэкономической деятельности. Это в равной мере касается как специализированных лизинговых фирм (авиатехника, суда, оптические и электронные приборы, медицинская техника, высокотехнологическое оборудование для легкой и пищевой промышленности), так и универсальных региональных.
Важно с самого начала формирования финансово-промышленных групп и других корпораций в составе оборонного комплекса предусматривать в их составе лизинговые фирмы, взаимодействующие с другими внешнеэкономическими и торговыми фирмами ФПГ.



Содержание раздела