Гарантии должны быть закреплены законодательно.


Такая схема организации лизинговых фирм в совокупности со сформированной сетью лизинговых дочерних предприятий имеет преимущества по сравнению с автономными лизинговыми структурами в основном за счет прямого доступа к инвестициям, которыми располагают входящие в состав ФПГ банки, финансовые институты и холдинги.
Главным условием, обеспечивающим нормальное функционирование системы лизинговых отношений в оборонном комплексе, является достижение экономической стабильности и устойчивой работы предприятий комплекса, чему могли бы способствовать:
завершение процесса структурной перестройки (выделение группы казенных и государственных унитарных предприятий, создание финансово-промышленных групп, научных и научно-производственных центров, ориентированных на выполнение оборонных заказов, а также акционирование предприятий и организаций, дальнейшее содержание которых в государственном секторе нецелесообразно);
экономическое обеспечение деятельности оборонного комплекса (создание государственного фонда конверсии оборонной промышленности, аккумулирующего и обеспечивающего непрерывность финансирования программы конверсии и тем самым создающего предпосылки привлечения внебюджетных инвестиций в оборонный комплекс, способствующих стабилизации его положения);
утверждение основных программных документов, определяющих перспективу развития оборонного комплекса, программы вооружения и военной техники, программы военно-технического сотрудничества, программы развития оборонно-промышленного потенциала, программы развития национальной технологической базы.
Осуществление лизинговых операций в оборонном комплексе нуждается в государственной поддержке. В этих целях необходимо законодательно закрепить систему льгот и государственной поддержки для участников лизинговых операций, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации /53/.
При создании лизинговой системы в условиях дефицита средств главный акцент должен быть сделан на привлечение внебюджетных источников.
Лизинговые компании за рубежом используют, как правило, заемные средства. Привлечение таких средств для осуществления лизинга в нашей стране сталкивается с серьезными проблемами.
Во-первых, при существующих ставках Центробанка России сложно добиться прибыли от лизинговой сделки, что вынуждает коммерческие банки использовать в своей деятельности только краткосрочные кредиты, в то время как классические лизинговые операции носят характер долгосрочных.
Международная практика показывает, что существующая в настоящее время в наиболее развитых странах процентная ставка для лизинговых сделок составляет 5-8% годовых.
Для финансирования лизинговых операций необходимо экономически заинтересовать банки и другие кредитные структуры, для чего, по нашему мнению, целесообразно законодательно предусмотреть:
освобождение лизинговых компаний от налога на прибыль в течение двух лет после начала их деятельности или его значительное снижение;
снижение налоговой ставки для части кредитов, направляемых инвесторами на осуществление лизинговых операций;
включение в инвестиции средств, направляемых учредителями в лизинговые фонды;
обложение налогом на добавленную стоимость дохода от операций финансового лизинга, а не всего лизингового платежа;
представление предприятиям - лизингодателям инвестиционного налогового кредита.
Функционирование системы лизинговых операций возможно только при условии обеспечения необходимых гарантий для лизингодателя в своевременном получении платежей от лизингополучателя. Эти гарантии должны быть закреплены законодательно.
Необходимо, особенно в начальный период становления лизинговых отношений, создавать в отраслях фонд поддержки лизинга. Формирование средств фонда на начальном этапе может осуществляться за счет централизованных бюджетных источников, благодаря чему будет создан первоначальный капитал. В дальнейшем источником пополнения должны стать отчисления предприятий в размере, например, одного процента от суммы лизинговой сделки.
Кроме того, в этот фонд могут быть привлечены средства на возвратной основе, включая средства и коммерческих структур, а также из других источников в соответствии с действующим законодательством.


Основным же источником поступления финансовых ресурсов в фонд должны стать средства, получаемые в результате реализации механизма реинвестирования, который заключается в многократном использовании денежных средств фонда, таким образом, фонд работает как коммерческая финансовая структура, но использующая свой доход для финансирования лизинговых операций.
Средства фонда могут использоваться как: компенсационные выплаты коммерческим банкам за пользование кредитом; заемные средства под низкий процент для осуществления лизинговых платежей; средства для создания лизинговой инфраструктуры в отрасли.
Проведенный анализ развития лизинга для расширения производства и реализации выпускаемой в ОК продукции народнохозяйственного назначения позволил выделить специализированные предметные направления в гражданском секторе, по которым рассмотрены первоначальные организационные формы реализации лизинга. Основой лизинговой инфраструктуры по этим направлениям составляют специализированные лизинговые компании или фирмы - государственные, государственно-коммерческие или чисто коммерческие.
Вместе с тем, по другим направлениям лизинговой деятельности в сфере технического перевооружения производства, реализации неиспользуемого оборудования в интересах предприятий отрасли, необходимо наряду с созданием сети специализированных лизинговых структур предусмотреть создание региональных компаний или фирм.
Учитывая интересы оборонного комплекса, в первую очередь такие лизинговые структуры целесообразно создавать по Уральскому региону - в Удмуртии, Москве и Московской области - по Центральному региону и в г. Самаре - по Поволжскому региону, то есть в тех регионах, где в настоящее время на предприятиях ОК выпуск гражданской продукции составляет до 60%.
Не менее важно проводить проработку систем по реализации лизингового механизма в оборонном комплексе применительно к крупным организационным объединениям типа ФПГ, холдинговых акционерно-промышленных компаний и объединений, в том числе международных с участием стран СНГ, зарубежных фирм и компаний.
По данным Минэкономики РФ, в оборонной промышленности создаются и активно работают лизинговые компании, региональные центры в сфере консалтинговых и маркетинговых услуг.
В практике работы действующих лизинговых компаний сложились специфические формы их взаимодействия с изготовителями техники и лизингополучателями. Так, например, компания “Агролизинг” получает в качестве лизинговых платежей сельскохозяйственную продукцию от фермеров и хозяйств и сама реализует ее через собственные коммерческие подразделения или передает в государственные закупки.
Компания “Балтийский лизинг” вкладывает средства в достройку судов (заказчики которых оказались не в состоянии завершить их создание), затем пускает их в лизинг и возмещает расходы, произведенные бывшими заказчиками.
При создании компании “ЦАЛИЗ” (авиационная) планируется в качестве взноса государства использовать транспортные самолеты, находящиеся в настоящее время в Вооруженных Силах и не эксплуатируемые.
Такие особенности лизинга, вызванные российской спецификой, показывают, что наши лизинговые компании творчески используют открывающиеся возможности и постепенно находят свое место в системе рыночных институтов.
Положительный опыт работы ряда действующих компаний показывает, что имеются большие возможности выгодно вложить средства в этот бизнес и тем самым способствовать развитию промышленности в целом и оборонного комплекса, в частности.

2.4. Военно-гражданская интеграция - основа повышения эффективности использования инвестиций



Исходя из зарубежного опыта развитие производства, инфраструктуры, кадровых ресурсов и совершенствование процесса инвестирования оборонного комплекса России целесообразно осуществлять на основе военно-гражданской интеграции /29/.
Под военно-гражданской интеграцией понимается организационно-экономическое обеспечение взаимопроникновения военного и гражданского секторов экономики страны. В этом процессе отражаются многие реалии нынешнего этапа научно-технического развития: высокая стоимость НИОКР, необходимость междисциплинарного подхода, обусловленная высокой технологической сложностью вновь создаваемых изделий гражданского назначения, сближение военных и гражданских технологий, расширение спектра технологий двойного применения и т.д.
Концепция военно-гражданской интеграции предполагает целостную систему мероприятий, охватывающих все аспекты сближения почти самостоятельных и не зависящих друг от друга секторов экономики, развивающихся в течение долгих лет по собственным законам: организационным, нормативным, финансовым, научно-техническим, технологическим и т.п.
Основными целями военно-гражданской интеграции, вытекающими из сложившихся в российской экономике условий, являются:
создание единой технологической базы страны, позволяющей в заданные сроки и минимальными затратами осуществлять переход с выпуска оборонной продукции на гражданскую и наоборот;



Содержание раздела