Рекомендуется выписывать «чистые» коносаменты


Ордерные коносаменты должны иметь бланковую передаточную надпись грузоотправителя. В этом случае целесообразно указать в адресной пометке адрес грузоотправителя. Рекомендуется выписывать «чистые» коносаменты, т.е. они не должны содержать оговорок или сведений, которые характеризовали бы состояние товара или упаковки как недоброкачественное.
При аккредитивных платежах банки не принимают отгрузочные документы, содержащие такие оговорки, если они специально не предусмотрены условиями аккредитива. Изменения или дополнения к аккредитиву заверяются подписью или инициалами фрахтовщика (см. 5.6).





Свидетельство о погрузке. Свидетельство о погрузке, называемое также речным коносаментом, является транспортным документом внутреннего судоходства. На этот документ распространяются в основном те же правила, что и на морской коносамент.
К транспортным документам относятся также накладные международного железнодорожного, автомобильного и воздушного сообщения (дубликатные накладные).
Дубликатная накладная представляет собой документ, свидетельствующий о фактической передаче товара отправителем на отправку указанному в накладной грузополучателю. Кроме того, выдача дубликатной накладной означает безотзывный отказ грузоотправителя от права распоряжаться товаром. Таким образом, дубликатная накладная действует как блокирующий документ, т.е. грузоотправитель может реализовать возможность восстановления права распоряжаться товаром только при предъявлении дубликатной накладной.

Грузоотправитель утрачивает право распоряжаться товаром с того момента, как грузополучатель принял дубликатную накладную (при использовании железнодорожной накладной четвертый экземпляр накладной в виде машинописной копии передается грузоотправителю; при использовании авиационной накладной третий оригинал накладной) или ему был передан товар.
Для грузоперевозок воздушным транспортом авиакомпании выписывают единую накладную. Она заполняется в трех подлинных экземплярах с произвольным количеством копий. Первый оригинал остается у авиакомпании, второй следует за товарами и предназначен для грузополучателя, а третий подписывается авиакомпанией и после приемки товара передается грузоотправителю.

Третий оригинал удостоверяет передачу означенного авиационного груза на отправку указанному в авианакладной грузополучателю.
Как и при использовании дубликатной накладной, грузоотправитель имеет право в последующем восстановить свое право распоряжаться грузом в пункте отгрузки или назначения, т.е. он может распоряжаться товаром, если получит третий оригинал, а товар еще не будет передан грузополучателю. Для получения товара экземпляр авианакладной грузополучателю не нужен (см. 5.7).





Экспедиторское свидетельство о приеме или отправке груза выписывается транспортно-экспедиторской фирмой по просьбе грузоотправителя. Этим документом транспортно-экспедиторская фирма удостоверяет, что она приняла товар с безотзывным поручением отправить его грузополучателю или передать в распоряжение третьего лица.
Свидетельство о приеме груза, принятое международными транспортно-экспедиторскими фирмами, предусматривает при определенных условиях возможность отзыва или изменения экспортером своих распоряжений. Так, распоряжение об отправке может быть отозвано или изменено только при возврате оригинала свидетельства и лишь тогда, когда выписавшая свидетельство транспортно-экспедиторская фирма еще имеет право распоряжаться означенным грузом. Распоряжение о передаче груза определенному третьему лицу может быть отозвано или изменено только до того момента, когда выписавшая свидетельство транспортно-экспедиторская фирма получила подтверждение о передаче груза в распоряжение означенного третьего лица (см.

5.8 а, в).





Почтовая квитанция. Выписываемая обычно в одном экземпляре почтовая квитанция представляет собой свидетельство о приеме почтовым учреждением почтовой посылки для передачи определенному получателю. Почтовая квитанция со штампом с датой поступления удостоверяет, что в этот день почте была передана почтовая посылка для отправки и передачи определенному грузополучателю. При отправке почтой грузополучатель также имеет возможность изменить свои первоначальные распоряжения, предъявив почтовую квитанцию, если товар к этому моменту еще не передан грузополучателю.



Грузополучатель получает посылку без предъявления почтовой квитанции. Если товар отправляется авиапочтой, то соответствующим документом является авиапочтовая квитанция.
Страховые документы. Страховой полис является документом, которым страховая компания удостоверяет заключение страхового договора. В страховом полисе отражается размер и характер страховой защиты.

При страховании перевозок различают разовый и генеральный полис.
Разовый полис выдается на одну транспортировку, тогда как генеральный представляет собой долгосрочный страховой договор, по которому обеспечивается постоянная страховая защита. При наличии генерального полиса его владелец может запрашивать документы на отдельные грузоперевозки, называемые страховыми сертификатами. И полисы и сертификаты в большинстве случаев выписываются как документы на предъявителя, реже как ордерные документы.
Обычно страховые документы оформляются в двух или трех экземплярах и имеют соответствующие отличительные признаки. В случае нанесения ущерба оплата производится по предъявлении одного экземпляра. Поэтому в страховых полисах и сертификатах имеется запись о том, что после выплаты страхового возмещения по одному из экземпляров остальные теряют силу.
Товарные и таможенные документы. Счет фактура. Товарный счет или счет-фактура выписывается на бланке счета экспортера и содержит, как правило, следующие сведения:
наименование и адрес экспортера;
наименование и адрес импортера;
номер и дату счета;
количество, вид и маркировку, а также вес и в некоторых случаях массу;
точное наименование товара;
поштучную и суммарную цену, а также дополнительные затраты;
условия платежа и поставки;
вид и маршрут перевозки;
название судна, номер вагона и т.п.
Поскольку счет-фактура часто требуется в стране импортера для различных административных процедур, он должен оформляться в строгом соответствии с принятым в этой стране порядком. Своевременное получение информации об этих требованиях в торговых палатах, консульствах и других компетентных учреждениях избавит экспортера от ненужных проблем. Счет-фактура должен быть подписан продавцом.
Консульская фактура оформляется экспортером на принятом в стране импортера бланке и легализуется консульством его страны. Консульство удостоверяет соответствие проставленной в счете стоимости товара ее торговой стоимости в стране экспортера, что необходимо, в частности, для правильного расчета таможенной пошлины.
Таможенный счет в целом похож на консульскую фактуру. В то же время его легализация консульством не требуется. Тем не менее часто необходимо заверить подпись экспортера на счете свидетелем.

Таможенные фактуры используются прежде всего при экспорте в страны ЕС, а также в США. В этих странах они называются специальный таможенный счет.
Свидетельство о происхождении товара. Этим документом уполномоченный орган удостоверяет и заверяет происхождение товара. Свидетельство о происхождении импортного товара должно быть выдано административным или другим уполномоченным органом страны экспортера. Единая международная форма свидетельства происхождения товара не выработана (см.

5.9).



Документы, содержащие определенные сведения о качестве товара. Значение и содержание таких документов обычно характеризуется их названием. Речь идет в первую очередь о следующих документах:
заводской паспорт;
свидетельство о проведении анализа;
свидетельство о досмотре;
сертификат о качестве;
санитарное свидетельство;
упаковочный лист (детальный перечень всех единиц груза с маркировкой, видом, весом и содержанием);
весовой сертификат (опись брутто и нетто весов, составленная административно уполномоченной весовой организацией) и т.п.
Прочие документы. Штурманская расписка является удостоверением в фактическом принятии товара на борт, выдаваемый фрахтовщиком грузоотправителю. Она представляет собой временное свидетельство о приеме груза, которое возвращается фрахтовщику после выдачи им коносамента. Этот документ позволяет объединить в одном коносаменте различные частичные отгрузки, предназначенные для одного грузополучателя.

Таким образом, штурманская расписка свидетельствует лишь о праве затребовать у фрахтовщика выдачу коносамента.
Товароскладочная квитанция. При складировании товаров владелец склада выдает либо складскую квитанцию, либо товароскладочную квитанцию. Складская квитанция это простое подтверждение приема товаров, а товароскладочная содержит, кроме того, обязательство выдать складируемый товар по ее предъявлении.
Товароскладочные квитанции являются товарными ценными бумагами. На практике используются именные или ордерные товароскладочные квитанции. Выдача ордерных товароскладочных квитанций может производиться только уполномоченными государством складами.
Недокументарные формы платежа во внешней торговле. Предлагаемые пояснения по системе расчетов во внешней торговле ориентируются прежде всего на международные стандарты.



Содержание раздела