Международный туризм


Кроме того, в результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект), во-вторых, повышается спрос на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствует росту спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанные с туристическим бизнесом, а это приводит к повышению потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект в совокупности называют вторичным эффектом.
Валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию отсталых регионов. С развитием международного туризма быстрыми темпами развиваются туристская индустрия промышленно развитых стран, в сферу которой вовлекается гостиничное хозяйство, транспорт, пищевая, обувная, швейная и другие отрасли. Увеличивается спрос на медицинское обслуживание, стимулируется развитие ремесленных отраслей, специализирующихся на изготовлении сувениров.

Развитие туризма создаст новые рабочие места, увеличивает доходы и ВНП.
Международный туризм способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг.
В развитых странах с хорошо поставленной индустрией туризма поступления по этой статье, как правило, компенсируют пассив по другим статьям платежного баланса. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса. Так, в Великобритании в 1997 г. поступления от торговли услугами достигли 17,8 млрд ф. ст., что привело к положительному сальдо платежного баланса в размере +4,5 млрд ф. ст. Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристских услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, и нередко во много раз.

К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков Барбадос, Сейшельские острова. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой.

Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия.
Туризм способствует росту числа занятых. Большая часть трудовых ресурсов в туризме приходится на гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские услуги, а также на смежные отрасли пищевую (расходы на трудовые ресурсы составляют 810% общей суммы поступлений), строительную, производство горнолыжного инвентаря. Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением не только увеличить приток иностранной валюты, но и создать новые рабочие места. По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. В 1996 г. общее число занятых в международном туризме стран ЕС составило 8,5 млн человек, что соответствует в среднем 6% экономически активного населения.

В Испании и Португалии 10%, Греции и Франции 8, Италии 7, ФРГ 6, Великобритании 5%.
Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного туризма, есть у него и отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, можно отнести следующие.
Социально-экономические последствия. Они связаны в первую очередь с возможным импортом инфляции. Приток иностранных туристов увеличивает цены в стране и в связи с возрастанием спроса на товары туристской сферы, и возможным расширением покупательской способности граждан данной страны, занятых в сфере туризма, за счет повышения их доходов, что впоследствии распространяется и на другие области. Такие последствия характерны не только для развивающихся стран, но и для развитых. И еще.

Как правило, развитие туризма приводит к вытеснению традиционных форм земледелия, перемещению коренного населения. Например, с развитием туризма в Тунисе произошло вытеснение 1500 мелких крестьян, которым пришлось найти другое занятие и место жительства.


Социально-культурные и психологические последствия, связанные с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собственных традиций, увлечению «западным образом мысли».
Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог, портов, загрязнением водоемов и пляжей.
Валютные последствия. Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, возможна и значительная ее утечка. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма.

По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 1555% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Существует также импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая в промышленно развитые страны, способствуют импорту иностранных потребительских товаров.
И все же, несмотря на это, международный туризм продолжает развиваться, расширяются его цели. Туризм классифицируется:
по целям маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, курортный, горнолыжный, фестивальный, охотничий, шоп-туризм, религиозный, учебный;
по степени мобильности передвижной, стационарный, смешанный;
по форме участия индивидуальный, групповой, семейный;
по возрасту зрелый, молодежный, детский, смешанный;
по продолжительности однодневный, многодневный, транзитный;
по использованию транспортных средств автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный;
по сезонности активный туристский сезон, межсезон, несезон;
по географии межконтинентальный, международный, региональный;
по способу передвижения пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, экзотических видов транспорта.
В последние годы развитие международного туризма обусловлено определенными особенностями.
1. Изменились цели туризма. Если раньше основной целью международного туризма было проведение летнего отпуска, то теперь люди предпочитают активный отдых, спорт, заботу о здоровье. С начала 80-х гг. туризм развивается в целях поддержания физической формы и лечения. Для этого создаются специализированные туристские компании, предлагающие разнообразные маршруты такого направления.

Новые формы отдыха и развлечений (оперные спектакли в Египте, Бразильский карнавал, гольф и т.д.) требуют разработки новой культурной инженерии. Возрастает доля делового туризма, его темпы вдвое превышают другие виды туризма. На него приходится 55% мирового спроса на размещение в четырех- и пятизвездочных отелях.

Это связано с интернационализацией бизнеса, которая в последнее время затрагивает не только ТНК, но и совместные предприятия. Во Франции расходы на деловые поездки составляют 2% стоимости экспорта французских компаний.
2. Изменяются формы международного сотрудничества. В основных отраслях туристической индустрии господствуют ТНК: на долю 12 крупных гостиничных сетей приходится 5 тыс. гостиниц на 1 млн номеров, их совокупный оборот 15 млрд долл. Компании-туроператоры обеспечивают обслуживание 80% организованных туристов.

Расширяется производственное кооперирование в создании специализированной материально-технической базы международного туризма по лицензии иностранной фирмы; эти связи характеризуются большим охватом, устойчивостью, глубиной и основываются на долгосрочных отношениях. Одной из распространенных форм остается создание совместных туристических фирм по непосредственной реализации и предоставлению туристских услуг, торгово-промышленному сотрудничеству с иностранными фирмами и организациями, которые проектируют, создают и эксплуатируют материально-техническую базу туризма, сотрудничеству в подготовке кадров; кооперирование в области проведения научно-исследовательской работы; сотрудничество в предоставлении специфических услуг, например, присоединение страны к системе «Всемирный туристский ваучер».
3. Увеличивается стоимость туристских услуг. Высокий уровень капиталоемкости придает международному туризму характер тяжелой индустрии. Современные гостиницы требуют очень дорогого оборудования, срок окупаемости которого превышает 5 лет.

Для многих стран это часто означает иммобилизацию капитала, необходимого для финансирования развития. К тому же дорогая гостиничная база эксплуатируется по сезонам неравномерно: в начале 80-х гг. средний уровень ее использования в мире составил 50%. Создание туристских центров требует развития инфраструктуры, в том числе основанной на новейшей информационной технологии.

По некоторым оценкам, расходы на инфраструктуру в два раза превышают непосредственные инвестиции в строительство. В результате высокой капиталоемкости стоимость каждого рабочего места возрастает. В странах Восточной Африки в гостиничном секторе заработная плата в среднем в два раза больше, чем в промышленности.

Велики инвестиции в подготовку кадров. Интернационализация туризма усиливает господство иностранных ТНК и часто приводит к снижению оплаты труда местных кадров.



Содержание раздела