Положение инжиниринговых компаний ЕС


Положение инжиниринговых компаний ЕС в 1994 г.

Страны

Число компаний

Число занятых

Оборот, млн ЭКЮ

Доля экспорта
Среднее число занятых на компанию
Оборот на одного занятого, ЭКЮ
в обороте, %
ЕС
ФРГ
Австрия
Франция
Великобритания
Италия
8 077
3 640
1 325
895
673
184
172 283
46 000
47 300
23 533
37 096
18 000
14 716
6 350

2 257
2 109
1 060

700

511
742
600



25
35
57
21
13
4
26
55
98
85 418
38 043

95 900
56 852
58 889

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. № 10.

Объектом рынка инжиниринговых услуг выступают:
услуги, связанные с подготовкой процессов производства, к которым относят, как правило, предпроектные, проектные, послепроектные и специализированные услуги (прединвестиционные); наиболее широко они применяются в жилищном и промышленном строительстве, а также в сооружении объектов инфраструктуры; на них приходится около 8% всего оборота услуг в европейском строительстве;
услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта, т.е. работы, направленные на оптимизацию процессов эксплуатации и управления предприятием и реализацию его продукции.
В связи с этим возможно условное деление рынка инжиниринговых услуг на рынок инженерно-консультационных услуг и рынок инженерно-строительных услуг. Значительная часть инженерно-консультационных услуг приходится на Великобританию, несколько меньшее значение этот рынок имеет для ФРГ, Дании, Франции и Италии. Фирмы ведущих стран (ФРГ, Великобритания, Италия, Франция) уже с начала 80-х гг. в ббльшей степени начинают ориентироваться на экспорт услуг за пределы Европейского союза (см. табл.

6.8).
Таблица 6.8
Общие продажи инженерно-консультационных услуг стран ЕС

Показатели
1991 г.
1992 г.
1993 г.
1994 г.
Продажа всего, млн ЭКЮ
13 400
14 500
12 750
14 716
на внутреннем рынке
9 800
11 000
9 450
11 576
экспорт
3 600
3 500
3 300
3 140

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. № 10.

В 1994 г. Европейская федеральная ассоциация инженерно-консультационных компаний объединила 23 национальные ассоциации из 17 стран. В нее входят 8,5 тыс. компаний. На ее долю приходится 40% объема инжиниринговых услуг в Европе.
Ведущее место среди экспортеров инженерно-строительных услуг сохраняют американские и японские подрядные компании по объему полученных заказов. Третье место удерживает Франция. По предварительной оценке, объем новых контрактов 225 ведущих подрядных фирм на зарубежных рынках составил в 1997 г. около 157 млрд долл. (рост по сравнению с 1996 г. на 5%).

Важнейшим продолжает оставаться рынок Азиатско-тихоокеанского региона как регион импорта услуг, хотя конец 1997 г. осложнил положение на этом рынке. Так, уже в 1998 г. в Таиланде были «заморожены» проекты на сумму 12 млрд долл., в Индонезии 160 проектов общей стоимостью 30 млрд долл. В то же время валютно-финансовый кризис почти не затронул объекты нефтепереработки и нефтехимии.

Динамично развивается и рынок Китая, хотя масштабы его деятельности мало сопоставимы с потенциалами рынка.
Рынок стран Среднего Востока в 1997 г. был более благополучен для международных контрактов. На рынках же стран Европы приток заказов уменьшился. На российском рынке было отмечено более активное привлечение международных контрактов.
В то же время в 1997 г. на мировом рынке было заметно явное усиление чисто ценовых факторов конкуренции за счет технологических, о чем свидетельствует успех Южно-Корейского рынка. (Правда, нужно отметить, что в ближайшей перспективе положение на этом рынке будет характеризоваться снижением спроса.)
Дальнейшее обострение конкуренции на мировом рынке инженерно-строительных услуг и распространение частных капитальных вложений в отраслях, где инвестиционные проекты всегда считались прерогативой государства, побуждает наиболее крупных контракторов все активнее участвовать в прямой инвестиционной деятельности. В 1997 г. был отмечен рост числа и масштабов контрактов с участием зарубежных фирм, заключенных на условиях «build-operative-transfer».
В традиционном секторе мирового рынка объектов капитального строительства, включающем чисто подрядные отношения экспортера с заказчиком, наличие достаточно большого числа крупных и долгосрочных проектов требует значительных ресурсов. А это ведет к росту удельного веса контрактов «под ключ» с фиксированной ценой при полной ответственности фирм или консорциума за все стадии проектирования, строительства и обеспечения поставок оборудования.


Говоря о развитии рынка инженерно-строительных услуг, необходимо отметить некоторую стабильность в отраслевом и географическом его размещении.
Отраслевая структура в 1997 г., по сравнению с предыдущими годами, изменилась не сильно. Стоит лишь отметить, что объем новых контрактов на строительство предприятий с непрерывным циклом и предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья существенно возросли, однако доля рынка, несмотря на это, все же была ниже, чем в начале 90-х гг.
Некоторые изменения произошли и в географическом распределении контрактов, хотя общие тенденции продолжают сохраняться. Наибольшая доля приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (53%), второе место по-прежнему занимает Европа (38,2%) (см. табл. 6.9).
Таблица 6.9
Географическое распределение контрактов 225-ти ведущих подрядных фирм, млрд долл.

Страны
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997г.
Средний Восток
28,2
26,8
18,2
16,7
17,1
19,7
Африка
14,5
14,2
12,1
12,9
13,2
14,3
Латинская Америка
13,7
12,5
9,5
10,1
10,2
11,3
Азиатско-Тихоокеанский регион
42,6
51,5
42,5
49,3
50,9
53,8
США и Канада
13,1
16,5
15,8
16,9
19,1
19,6
Европа
34,4
33,7
28,4
34,6
38,6
38,2
ВСЕГО
146,5
155,2
126,6
140,5
149,1
156,9

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. № 23.

Рынок инжиниринговых услуг, являясь составной частью рынка международных услуг, имеет явно выраженную тенденцию к динамизму и расширению. И об этом свидетельствуют не только приведенные цифры, но и возрастающий спрос на данные услуги.

6.2.4. Консалтинговые услуги


Консалтинг это обособленный в самостоятельную сферу комплекс услуг коммерческого характера, имеющий целью подготовку и обеспечение процесса производства и реализации продукции. Иначе говоря, это совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени в виде информации, консультации и экспертизы различных видов хозяйственной деятельности.
Специфика торговли консалтинговыми услугами состоит том, что экспорт может осуществляться лишь путем временного перемещения в страну-импортер самого производства данной услуги (консультации, эксплуатация). Это обусловлено не новизной данной формы внешнеэкономической деятельности, а лишь множественными свойствами указанного вида услуг, момент потребления которых совпадает с моментом их производства и реализации.
В состав консалтинговых услуг входит:
непосредственное управление профессиональными менеджерами или их бригадами и фирмой в целом;
оказание помощи в организационной деятельности хозяйственного объекта;
формирование имиджа компании.
В данном случае консалтинговые фирмы осуществляют полный контроль за реализацией предлагаемой заказчику программы. Это наиболее распространенный вид консалтинга в мировой торговле. Объем его продаж составляет более 25% от общего экспорта консалтинговых услуг.
Кроме того, можно выделить и такие специализированные консалтинговые услуги, как создание компьютеризованных систем логистики, развитие снабженческого менеджмента, разработка программы подготовки руководящих кадров, осуществление юридических и налоговых услуг. Налоговый консалтинг составляет заметную часть дохода аудиторско-консалтинговых сетей.
В некоторых случаях маркетинговые консультанты берут на себя функции посредников, что характерно в основном для мелких фирм. Так, японская фирма «Конусай Буже» заключила с рядом консультационных фирм Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии и США соглашение о сотрудничестве в продвижении на японский рынок их товаров. Стоимость обслуживания составила примерно 2,5 тыс. долл. в месяц.
Рынок консалтинговых услуг один из самых динамичных. В настоящий момент с консультантами сотрудничают 80% всех крупных американских компаний. Подавляющее большинство из ведущих консалтинговых фирм американские.
Главным продавцом на рынке консалтинговых услуг выступает частный сектор, в том числе малый бизнес, хотя его роль в последние годы снижается. В США этот рынок полностью монополизирован и поставлен на индустриальную основу. Возглавляет список ведущих консалтинговых фирм США «Маккинси», которая имеет свои филиалы практически во всех странах. Японский рынок услуг несколько отличается от американского.

Он децентрализован и представлен тремя видами фирм: фирмами, занимающимися прежде всего персоналом и производством; фирмами, оказывающими помощь в разработке стратегии для предприятий (около 75% всех услуг); и так называемыми «мозговыми центрами». В Западной Европе американская «индустриальная» модель сочетается с консультациями отдельных специалистов, способных высказывать основательные суждения по своим проблемам. Однако, как уже отмечалось, индивидуальное консультирование утрачивает постепенно свои позиции.



Содержание раздела