Полезные ископаемые


Южный Казахстан главный район поливного земледелия и производства риса, технических культур, садоводства, бахчеводства, овощеводства, каракульского овцеводства и мясо- молочного скотоводства. Развиты химическая индустрия (Джамбулская и Чимкентская обл.) на базе фосфоритов Каратау (производство удобрений), цветная металлургия (добыча руды и выплавка свинца), машиностроение, промышленность стройматериалов. Главный в республике район легкой (шерстяной, хлопчато-бумажной, кожевенно-обувной, трикотажной) и пищевой (сахарной, макаронной, кондитерской) промышленности.
Восточный Казахстан важный район цветной металлургии и энергетики. Развиты приборостроение, производство горнорудного и металлургического оборудования, лесная промышленность. Большое значение имеет пищевая промышленность (мясная, маслодельная и маслобойная).

Основная отрасль сельского хозяйства мясо-шерстное овцеводство.

3. Полезные ископаемые.

В Центральном Казахстане сосредоточены крупные месторождения меди, свинца, цинка, редких металлов, угля, железа и марганцевой руды. Знаменитое Джезказганское меднорудное месторождение в этой республике первое по запасам в бывшем СССР. Известны также месторождения меди Коунрадское, Саякское, Бозшакульское. Карагандинский каменноугольный бассейн третий (после Донбасса и Кузбасса). Его коксующиеся угли используются в металлургии Казахстана и Урала.

Другой крупнейший бассейн, Экибастузский, представлен энергетическими углями, которые доступны для открытой разработки и дешевы. На их базе создан Павлодар-Экибастузский топливно-энергетический комплекс.
Казахстанский Алтай известен медно-свинцово-цинковыми рудами, месторождениями золота, олова, редких металлов. Главные полиметаллические месторождения Лениногорское, Зыряновское и Белоусовское.
Тургайский прогиб район крупных запасов железных руд. Особенно богаты Качарское, Соколовское, Сарбайское, Коржункульское месторождения магнетитовых руд. Известны также месторождения осадочных бурых железняков Аятское, Лисаковское и другие.

Большинство рудных тел залегает на сравнительно небольшой глубине, что позволяет вести добычу открытым способом. Руды Тургая являются сырьевой базой черной металлургии Урала. В Тургайском прогибе разведано несколько месторождений алюминиевого сырья бокситов, наиболее значительное из них Аркалыкское обладает запасами первоклассных руд.
Приуральским районам Казахстана свойственна хромитовая, медная и асбестовая минерализация. Предуралье в районе Актюбинска знаменито своими фосфоритами и высококачественными никелевыми рудами. На юге Казахстана довольно значительные запасы фосфоритов.

Здесь же, в Миргалимсайском, Байжансайском и Ачисайском месторождениях, добываются свинцово-цинковыми руды.
Прикаспийская впадина и полуостров Мангышлак нефтегазоносная провинция. Известна своим высоким качеством Эмбинская нефть, нефтяное Жетыбайское и газонефтяное Узеньское месторождения (Мангышлак). С Прикаспийской впадиной связаны огромные запасы поваренной и калийной солей.

Самосадочные соляные озера известны в других районах: Прииртышье, Приаралье, Прибалхашье.

4. Демографические условия и население.

В течение 20 столетия население Казахстана увеличилось почти в 3 раза и подошло к 15 миллионному рубежу. Коренное население (казахи) не составляет большинства всего 32%, русские 42%, украинцы 7%. Проживают также татары, узбеки, белорусы, корейцы.

Рост населения происходил за счет естественного прироста и большого притока из других республик в связи с бурным развитием промышленности и освоением целинных и залежных земель.
Размещение населения крайне неравномерно. Средняя плотность 6 человек на кв. км. Наиболее густо заселена южная предгорная полоса, где в оазисах поливного земледелия плотность достигает местами более 100 человек на кв. км.

Сравнительно высока плотность и на севере, в черноземной лесостепной и степной земледельческой полосе до 20 и более человек. Повышенная плотность населения наблюдается в ряде промышленных узлов и районов. Наряду с этим огромные пространства пустынь и полупустынь еще очень слабо заселены.



В западной, центральной и южной частях средняя плотность составляет 1,4 - 1,8 человек на кв. км.
Активная индустриализация экономики Казахстана в 50 - 70-е годы привела к развитию городов и увеличению доли городского населения (до52%). Уже к 1970 году имелось 16 городов с населением свыше 100 тыс. чел., в том числе два города Алма-Ата и Караганда свыше 500 тыс. жителей (776 и 541 тыс. жителей). Крупные центры индустрии возникли в районах Центрального Казахстана Караганда, Темиртау (179 тыс. жит.), Балхаш (78 тыс.), Джезказган (68 тыс.), на Мангышлаке Шевченко (75 тыс.), в Северном Казахстане Рудный (101 тыс.), Ермак, Аркалык, Экибастуз; в Южном Казахстане Каратау, Кентау, Текели.

Увеличилось численность населения и в старых городах: Алма-Ате, Чимкенте (265 тыс. жит.), Семипалатинске (251 тыс.), Усть-Каменогорске (241 тыс.), Павлодаре (208 тыс.), Джамбуле (205 тыс.), Актюбинске (159 тыс. жит.).
Наиболее высока доля городского населения в промышленно-развитых областях: Восточно-Казахстанской, Джезказганской, Карагандинской, Мангышлакской. В то же время в Тургайской, Кокчетавской областях, где природные условия благоприятны для сельского хозяйства, в городах живет только около 1/3 населения.
Города современного Казахстана являются прежде всего крупными промышленными, транспортными и культурными центрами со сравнительно высоким удельным весом среди их населения казахов.
В 1985-1990 годах, которые характеризуются максимальными объемами производства в народном хозяйстве было занято 37% населения, в том числе в промышленности 1,1 млн. чел., строительстве 0,6 млн. чел., в сельском хозяйстве 1 млн. чел., на транспорте и связи 0,6. Удельный вес женщины среди занятых составлял до 47%.
Обретение Казахстаном политической независимости и государственности в 1991-1996 годах, кризис переходного процесса привели к новым сложным демографическим процессам: рост безработицы, активный выезд русских семей в Россию, снижение общего уровня жизни населения. Это снизило производственный потенциал трудовых ресурсов Казахстана.

5. Транспортная инфраструктура.

Основу железнодорожной сети республики составляют четыре меридиональные магистрали: Турксиб, Трансказахстанская (Петропавловск Караганда Чу), Оренбург Ташкент и Кунград Бейнеу Макат Астрахань, а также три широтные: Транссибирская, Среднесибирская и Южно-Сибирская с ответвлениями. Эксплуатационная длина железных дорог, проходящих по территории республики, составляет 14,24 тыс. км, а их грузооборот 87% грузооборота всех видов транспорта.
Протяженность автомобильных дорог республики 97,3 тыс. км (в том числе 71 тыс. км с твердым покрытием). Сегодня все областные города Казахстана имеют автомобильную связь со всеми районными центрами, центральными усадьбами с/х предприятий. Столицу республики Алма-Ату почти со всеми областными центрами соединяют благоустроенные магистрали.

На север от Алма-Аты уходят две важнейшие автомагистрали: в сторону Чиганака, которая связывает ее с центральными районами республики; и на Семипалатинск, с ответвлениями на Талды-Курган, Панфилов и Текели, а также на Жангиз-Тобе Усть-Каменогорск. На юг от Алма-Аты идет автомагистраль Джамбул-Чимкент Ташкент, от которой ответвляется асфальтированная дорога до Кзыл-Орды и Джусалы.
Третье место в общем грузообороте Казахстана занимает трубопроводный транспорт. Первый нефтепровод от промысла Доссор до порта Ракуши был введен в эксплуатацию в 1915 году для перекачки Эмбинской нефти к Каспийскому морю. В 30-х гг. с ростом нефтедобычи был построен магистральный нефтепровод Гурьев Орск протяженностью около 900 км.
Разработка нефтяных месторождений Мангышлака способствовала строительству нефтепроводов Узень Макат Куйбышев с ответвлением на Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, а также Узень Жетыбай Шевченко, по которому нефть подается в порт Актау.
В 60-х гг. с пуском Павлодарского нефтеперерабатывающего завода проложен нефтепровод Омск Павлодар.
Казахстан пересекают мощные газовые магистрали Средняя Азия Центр и Бухара Урал, от которых идут ответвления в промышленные центры западного и северного Казахстана. Юг республики получает газ по газопроводу Мубарек Ташкент Чимкент Джамбул Алма-Ата протяженностью 1317 км.
Водный транспорт не имеет большого значения в общем объеме грузооборота. Судоходными являются реки Иртыш и Урал, а также некоторые участки на Или и Ишиме. Общая длина водных путей республики около 6 тыс. км.

Самая мощная водная артерия Иртыш: на его долю приходится 75 - 80 % грузооборота речного транспорта.
Главный груз, перевозимый по рекам, минерально-строительные материалы. Водным путем транспортируются также зерно, руда, уголь, лес, нефтепродукты. С освоением богатств Мангышлака значительно вырос грузооборот Каспийского моря: порты Ералиев, Актау, Баутино.


  1. Промышленность.


Казахстан имеет многоотраслевую промышленность. В 1985-1988 гг. на душу населения добывалось и производилось железной руды и угля больше, чем в США и Англии; электроэнергии больше, чем в Италии и Франции; серной кислоты больше, чем в ФРГ и Японии. Продукция экспортировалась в 80 стран мира; в другие районы СССР вывозились железная, хромитовая и марганцевая руды, цветные металлы, чугун, прокат, ферросплавы, уголь, нефть, фосфоритная мука, хлопок-волокно, мытая натуральная шерсть, зерно, мясо и другое.



Содержание раздела