Структура ВТО


2 Предполагаемая отмена пошлин со стороны США, Японии, ЕС и Канады на лекарственные препараты, строительное оборудование, медицинские инструменты, черные металлы, бумагу, пиво, мебель, с/х оборудование и крепкие алкогольные напитки, игрушки.
3. Связанные пошлины это ставки пошлин, которые нельзя повышать в одностороннем порядке.
4. Ставка таможенной пошлины, эквивалентная по своему протекционистскому значению нетарифной мере.
5. Иначе говоря, сокращение или ослабление ограничений по каждому из перечисленных товаров (товарных позиций).
Соглашение об учреждении ВТО состоит из преамбулы, 16 статей и четырех приложений. Помимо общих ссылок, фигурирующих в его вводной части, Соглашение не содержит каких-либо норм и правил торговли (касающихся, например, режима наибольшего благоприятствования, национального режима, недискриминации и т. п.). Преамбула Соглашения воспроизводит в новой редакции преамбулу ГАТТ1947 и является единственным разделом Соглашения, где затрагиваются вопросы его существа.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание единой организационной структуры многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Статья II Соглашения о ВТО устанавливает, что правовые документы, названные в приложениях 1, 2 и 3, являются неотъемлемыми составными частями Соглашения о ВТО, и их положения создают права и обязанности для всех участников ВТО.
Функции ВТО это организация исполнения всех соглашений Раунда. Кроме того, ВТО станет форумом будущих многосторонних торговых переговоров между участниками ВТО по всем вопросам их взаимных торговых отношений, входящих в круг ее ведения, очерченный пакетом соглашений, а также и по более широкому кругу вопросов, если такое решение будет принято конференцией на уровне министров.
ВТО будет также действовать в качестве органа по периодическим обзорам торговой политики стран-участниц, а также и в качестве органа по рассмотрению спорных и конфликтных ситуаций на межправительственном уровне. Структура ВТО представлена на схеме 2.
Главный орган ВТО Конференция на уровне министров, собирающаяся раз в два года. Эта конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции будет выполнять Генеральный Совет.

В числе функций Совета организация работы органа по разрешению споров и органа по проведению обзоров торговой политики.
Кроме того, в составе ВТО созданы: Совет по торговле товарами , Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами будет наблюдать за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами. Это собственно ГАТТ1994, сохранившее свою автономию в рамках ВТО; Совет по торговле услугами орган, следящий за выполнением ГАТС, и Совет по интеллектуальной собственности, наблюдающий за действием этого соглашения.

Организованы также Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанный с состоянием платежного баланса, и Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.
Соглашение предусматривало создание Секретариата ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать Других сотрудников Секретариата и определять круг их ведений и функций. Предусмотрено, что Секретариат ГАТТ станет Секретариатом ВТО, а Генеральный директор ГАТТ станет Генеральным директором ВТО вплоть до того времени, пока Конференция ВТО не назначит новогo Генерального директора. Все эти органы начали действовать с 1 января 1995 года, когда ВТО официально приступила к работе.
В своей деятельности ВТО будет следовать процедурной практике и решениям, принятым странами-участницами ГАТТ-1947. Статья XI Соглашения устанавливает, что в рамках ВТО будет продолжать действовать принятая в ГАТТ1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято простым голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос.



Статья Х предусматривает случаи, в которых при принятии решений, связанных с изменением отдельных статей Соглашения, требуется единогласие.
ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947.
Соглашение о ВТО предусматривает различные пути присоединения к нему.
В соответствии с Марракешским решением министров о принятии Соглашения об учреждении ВТО присоединяющиеся страны делятся на несколько групп. Участницы ГАТТ, чтобы быть членами ВТО, должны принять многосторонние торговые соглашения, развивающие ГАТТ (помимо ГАТТ1994), а также Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Страны-участницы Уругвайского раунда (не члены ГАТТ), чтобы стать членами ВТО, должны были сначала завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретных обязательств по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, применявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе.
Помимо этого в июле 1993 года Комитет по торговым переговорам постановил, что страны и территории, ведущие переговоры в ГАТТ, но не имеющие статуса участника Уругвайского раунда, могли принимать участие в Раунде и начинать переговоры об условиях присоединения к ВТО.
В эту категорию вошло 19 стран. В середине 1994 года было учреждено 19 рабочих групп, в рамках которых велись переговоры о вступлении в ВТО Болгарии, Балтийских государств, Словении, Хорватии, Армении, Белоруссии, Молдовы, Украины и ряда других государств. Сейчас число стран, вступающих в ВТО, составляет более 30 государств.
К этой же группе относится и Россия. В соглашении о ВТО говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО.
По условиям Соглашения об учреждении ВТО ее Секретариат и сама Организация должны руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которой следовали страны-участницы ГАТТ1947 и органы, действовавшие в рамках ГАТТ-1947, и принимать решения, по возможности, путем консенсуса. Однако уже первые два года функционирования ВТО дают основание предполагать, что реализовать это положение будет не просто. Это связано прежде всего с тем, что Соглашение об учреждении ВТО предполагает, что Всемирная Торговая Организация (как межгосударственное образование) будет выполнять роль организационного механизма.

Она будет осуществлять приложенные к ней соглашения, служить форумом для переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, управлять работой Органа по урегулированию споров, Органа по обсуждению торговой политики участников ВТО, принимать новых членов ВТО. Однако участники ВТО вкладывают далеко не одинаковый смысл в созданные правовые документы, по-разному трактуют их положения и возможности выполнения принятых обязательств. Сами правовые договоренности, на которые опирается деятельность ВТО, носят компромиссный характер, в их формировании достаточно весомую роль играл компромисс, достигнутый в последние месяцы переговоров по самому верху разногласий, оставивший глубинные противоречия для последующих переговоров. По ряду направлений переговоры фактически не были завершены, а перенесены на более поздний срок: в частности, продолжаются переговоры по финансовым обязательствам, основным средствам телекоммуникаций, морскому транспорту и т. д.
Кроме того, как показал опыт ГАТТ, многие положения наполняются конкретным содержанием только в процессе их реализации, когда появляются прецеденты (модели решений), общее понимание положения участниками Соглашения.
Это, в частности, касается и условий присоединения новых членов, входящих в названную выше группу 30 государств.
Процедура присоединения к ВТО носит следующий характер.
Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный Совет ВТО. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО.

Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Значительная часть работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать три протокола, содержащие перечень уступок и обязательств в этой области (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок услуг).



Содержание раздела